Конспект урока по окружающему миру в 4 классе, тема Родной край — часть большой страны!


4 класс
УМК « Школа России»
Интегрированный урок русский язык – окружающий мир
Технологическая карта

Тип урока: урок -исследование Тема Родной край – часть большой страны
Цели
  Сформировать представления учащихся о родном крае – как части нашей Родины.
Вывести правила экологического поведения в природе.
Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Основное содержание темы
  Актуализация знаний об имени прилагательном. Использование краеведческого материала для получения сведений о своём крае и подготовки сообщений. Изучение исторических данных о Верхнем Мамоне, географического положения района и области. Правописание материала в соответствии с правилами и нормами русского языка.
Термины и понятия Имя прилагательное, родной край, моя малая Родина.
Планируемый результат
 
Личностные умения
- проявлять интерес к изучению темы;
- желание узнать новое о географическом положении родного края, об историческом прошлом; о животном и растительном мире, о людях нашего села;
- проявлять творческое отношение к выполнению заданий;
- осознание успешности при изучении темы.
Метапредметные умения
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятия «исследователь» и использовать его в активном словаре;
 - различать морфологические признаки частей речи и обосновывать свое мнение;
- определять место своего края;
- определять природные объекты родного края;
- использовать приобретённые знания для классификации изученного материала.
 Регулятивные умения:
- выполнять учебные задания в соответствии с поставленной целью;
- соотносить учебные действия с известным правилом;
- выполнение учебного действия в соответствии с планом.
 Коммуникативные умения:
- формулировать высказывание, мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
- согласовывать позиции и находить общее решение;
- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.
 Предметные умения:
- Определять в художественном тексте имена существительные одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные.
- Строить предложения с изученными частями речи.
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Формы работы
Литературное чтение
Тема – Сергей Есенин «Пороша»
Окружающий мир;
Тема – «Живая и неживая природа» Информационный материал
Учебники «Русский язык» 4 класс , Канакина В.П., Горецкий В.Г., «Окружающий мир» 4 класс , Плешаков А.А., Крючкова Е.А.
Демонстрационный материал
Электронная презентация
Карточки, изображения предметов
Интерактивный материал
Карточки с учебными заданиями. Фронтальная.
• индивидуальная –
• парная -
• групповая -
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ
Первый этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности Ситуативное задание – актуализация знаний учащихся Планируемый результат
• Мотивировать учащихся к изучению темы.
• Стимулировать желание знать как можно больше о родном крае.
  1.Организационный момент.
Солнце доброе встаёт, светит нам в окошко ,
Значит с вами мы должны стать добрей немножко,
Лучик солнышка поймайте, его друг другу передайте.
II. Актуализация знаний.
Сегодня у нас необычный урок , а о чём мы будем говорить, вы должны сказать сами, когда послушаете Антипову Катю и Шубину Соню.
А) презентация «Моя малая Родина» - Антипова Екатерина;
Слайд 2.
Б) Стихотворение «Как велика моя земля» - Шубина Софья.
Как велика моя земля, как широки просторы,
Озёра, реки и моря, леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна от севера до юга,
Когда в одном краю весна, в другом – снега и вьюга,
Когда глухая ночь у нас чернеет за оконцем,
Дальневосточный край в тот час уже разбужен солнцем.
И поезд по стране моей к границе от границы
Не меньше чем за 10 дней – то едва домчится.
И в городах , и средь морей, и средь колхозных пашен –
Везде вы встретите людей, родных, российских, наших.
Живём мы в радостном краю, и знать его должны мы –
Страну российскую свою, свой светлый край любимый.
Слайд 3.
Девиз урока:
«Способность видеть в обыкновенном чудесное – признак мудрости».

Слайд 4.
Цели и задачи урока.
III. Самоопределение к деятельности. 1.Определение темы урока.
–Как вы думаете, какой теме посвящен будет наш урок?
(ответы детей - о Родине, родном крае, о Верхнем Мамоне и другие)
– Да, вы совершенно правы. Мы будем говорить о нашей Родине. Наша Родина – Россия. Два родных, торжественных и красивых слова начинаются с буквы Р. Родной край – часть большой страны.
2. Чистописание.
1. Словарная работа.
Россия – самая большая страна в мире. Ее земли простираются в восточной Европе и северной части Азии.
Москва – столица нашей России.
А что мы можем сказать о словах «Россия», «Родина» «Москва», «город»?
– Да, все эти слова являются словарными. Давайте запишем их.
Слайд 5.
Россия – самая большая страна в мире. Москва – столица нашего государства. В Москве много улиц, переулков, проспектов. Все знают Красную площадь, площадь Пушкина, Кремль.
– Какие еще словарные слова вы услышали? («столица», «улица», «Красная площадь»).
– Скажите, а почему одни из записанных нами слов написаны с большой буквы, а другие нет. (Ответы).
Работа в группах.
Сегодня мы будем работать в группах.
1 группа- задача рассказать о родном крае глазами географа.
2 группа – задача рассказать о родном крае глазами историка.
3 группа –задача рассказать о родном крае глазами биолога.
Слайд 6.
Личностные умения:
- проявлять интерес к изучению темы.
Второй этап. Учебно-познавательная деятельность
 
Цели деятельности
  Учебные задания
на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) Планируемый результат
Работа с именами существительными, отвечающими на вопросы кто? и что?
Цели:
• Актуализировать знания
школьников о признаках имени прилагательного;
• Актуализировать умения распределять слова по тематическим группам.
• Продолжить работу с понятием «синонимы».
• Научить школьников:
- определять морфологические и грамматические признаки имени прилагательного и обосновывать свое мнение;
- определять собственные и нарицательные имена существительные;
- различать синонимы и обосновывать свое мнение;
-
- составлять предложения со словами;
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания;
- оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. 1. Работа по теме урока. Изучение нового материала. Задание 1 (З) – 1 группа подготовила проектную работу о нашей Воронежской области .Посмотрите презентацию. Что вы знали? О чём новом узнали?(Агаркова Анна)
Назовите признаки родного края.
На какие вопросы мы можем ответить?
Какое имеют значение родные места для страны?
Какие слова непонятны? Первичное закрепление нового материала - карточка 1.
Воронежская область расположена в Европе или в Азии?
На какой равнине расположена область?
С каким государством граничит Воронежская область?
С какими областями России граничит область?
В какой природной зоне находится наша область?
Какая река протекает в нашем районе?
Слайд 6.
К слову беречь можно подобрать синоним? ( защищать, оберегать).
Составьте предложение.
Задание 2 (П) – 2 группа подготовила проектную работу о родном крае в годы Великой Отечественной войны. Посмотрите презентацию. Что нового вы узнали?( Режко Кирилл)
О нашем родном крае написано несколько книг . Н.И.Сыроватский «Отчий край», «Наши земляки»,Д.Ф.Шеншин «Верхнемамонский район. Страницы истории», «Малая Родина», сборники «На земле Верхнемамонской» и другие .Верхнемамонский район один из тех, где бережно хранят местную культуру, народные традиции , помнят военные подвиги. Сороковые годы – трагичны для нашей страны. Война пришла на нашу землю. Чёрное покрывало горя коснулось каждой советской семьи. Одни защищали Отечество с оружием в руках на фронте, у других людей был трудовой фронт – нужно было выращивать хлеб, делать снаряды, танки, самолёты , лечить раненых. Рядом со взрослыми трудились дети.
2.Вывод учащихся о результате исследовательской работы.
Пословицы о Родине:
Жить — Родине служить.
Кто за Родину горой, тот истинный герой.
Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
Будь не только сыном своего отца — будь и сыном своего народа.
Нет в мире краше Родины нашей.
Человек без родины — что соловей без песни.
Родная земля и в горсти мила.
Береги Родину как зеницу ока.
Всякому мила своя сторона.
На чужой стороне родина милей вдвойне.
На чужбине и калач не в радость, а на родине и чёрный хлеб в сладость.
Дым отечества светлее чужого огня.
Дома и стены помогают.
На чужой сторонушке рад своей воронушке.
Чужбина — калина, родина — малина.
Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет.
Задание 3 (У) 3 группа подготовила проектную работу о растительном мире родного края. Что нового вы узнали? (Трубников Дмитрий)
С давних пор люди стремятся как можно больше узнать о мире, в котором они живут. Для нас окружающая их природа имеет огромное значение. Нам, как и всем живым существам нужен чистый воздух, питьевая вода, здоровая пища. Их даёт нам природа. Она радует, восхищает нас своей красотой. Пушистые облака в небе, узорчатый кленовый лист, желтые огоньки одуванчиков на лугу, семицветная радуга в небе. Разве можно не любоваться всем этим? Зелёный цвет листьев и травы успокаивает человека, снимает усталость. Природа охраняет наше здоровье , дарит нам лекарственные растения – лук, чеснок , малину, шиповник, боярышник. Любовь к природе, забота о ней делают нас добрее. И ещё: природа постоянно дарит нам радость открытий. Только тот живёт интересно, кто каждый день узнаёт что-то новое, удивительное. А в природе всё удивительно. В ней множество загадок – только
разгадывай! За весной, красой природы, лето красное пришло», и все радуется теплу и солнцу, ясной погоде, чистому воздуху, напоенному ароматами цветущих трав, деревьев, цветов. В лесу и на лугах природа соткала красивый ковер из пестрых, ярких цветов и трав. Новенький наряд их сочной, свежей листвы у деревьев.

- Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой Русской природы.
-Найдите прилагательные, которые помогают представить русскую берёзу, красоту родной природы.
Березонька
Береза моя, березонька,
Береза моя белая!
Береза кудрявая!
Стоишь ты, березонька,
Посередь долинушки;
На тебе, березонька,
Листья зеленые,
Под тобой березонька,
Травка шёлковая,
Близ тебя, березонька,
Красны девушки
В семик поют,
Под тобой, березонька,
Красны девушки
Венки плетут.
Береза
Береза – нет, пожалуй более нежного поэтического образа, чем это удивительное русское слово – дерево.
Почти все великие поэты писали о ней, художники рисовали, композиторы посвящали музыку.
В народных песнях береза – чистое, светлое дерево, ею украшали дом на троицу, березку завивали, плели гирлянды, с ней связаны легенды.
Белоствольная, с развевающимися на ветру зелёными кудрями, веселая береза - самое любимое русское дерево. Недаром все славянские народы издавна каждую весну чествовали березу. Обычно березоньку украшали разноцветными лентами и водили вокруг нее хороводы либо, одевали срубленное дерево в женское платье и с песнями носили по деревне. А иногда березку изображала самая красивая девушка, обвитая березовыми веточками.
Сколько прекрасных стихов и песен посвящено березке! В них и про ее белый сарафан не раз вспоминали, и про длинные руки, и про модные застежки, и про красивые сережки.
3.Работа с текстом.
Березка
Люблю березку русскую –
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
с платочками в карманчиках,
С красивыми застежками,
С зелеными сережками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
То ясную, кипучую,
То грустную, плакучую.
Люблю березку русскую.
Она всегда с подружками,
под ветром низко клонится
И гнется, - но не ломится!
4.Физкультминутка.
5.Коллективная работа. Экологические проблемы
Люди должны очень хорошо знать, как всё связано в природе, как одно зависит от другого. Тогда они смогут составлять достаточно точные экологические прогнозы и поступать так, чтобы не нарушать равновесия в природе. Если экологическое равновесие уже нарушено, его нередко ещё можно восстановить.
Экологические проблемы в наших лесах связаны в основном с хищническим использованием лесов: с их вырубкой, с неумеренной охотой и браконьерством. Учёные подсчитали, что на Земле каждую минуту люди вырубают примерно 20 гектаров леса. Это участок длиной 2 км и шириной 100м. Каждую минуту с Земли исчезает столько леса! Раньше людям казалось – лесов так много, что вырубить их все просто невозможно. Теперь стало ясно: леса в опасности! Нужно бережно относиться к лесам, по-хозяйски их использовать, а вырубленные – обязательно восстанавливать. Чтобы вырубать меньше деревьев, нужно шире использовать макулатуру.
Вы уже знаете, что пластмассовые и стеклянные предметы не гниют даже в земле. Если пищевые отходы и бумагу можно закопать в лесу, то консервные банки, стеклянные и пластиковые бутылки ни в коем случае нельзя оставлять в лесу, а об осколки разбитых бутылок могут пораниться животные.
- Конечно же, каждый из нас должен задуматься, какой увидят нашу землю потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли она им дать то, что дает нам сейчас. Диагностические задания
Прочитайте слова, выпишите имена существительные.
Подчеркните имена существительные, отвечающие на вопрос кто? простым карандашом.
Познавательные умения:
- раскрывать значение понятия «синонимы» и использовать его в активном словаре;
- определять имена существительные и имена прилагательные ,обосновывать свое мнение;
- определять одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Регулятивные умения:
- выполнять учебное задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
- оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога.
Предметные умения:
- определять значение родного края для нашей страны;
- составлять пословицы.

Третий этап. Работа с тестом «Экологические ситуации»
Тест - контроль Диагностика качества освоения темы
Цель – установить степень усвоения темы, а именно:
- работать с текстом самостоятельно;
- определять и обозначать имена существительные одушевленные и неодушевленные в тексте;
– выполнять задание в соответствии с целью.

Слайд 12
1)Ваш младший брат принёс ежа. Что вы посоветуете брату?
а ) оставить себе и позаботиться о нём;
б) отнести в лес , дома он погибнет;
в ) поиграть с ним и отпустить.
2)Твои друзья поймали в огороде крота. Как ты поступишь?
а) пройдёшь мимо;
б) поместишь в ящик и будешь кормить;
в )расскажешь о его пользе и попросишь отпустить.
3) Ты пошёл в лес за ягодами. Как ты их собираешь?
а ) рву по одной только спелые;
б) собираю комбайном;
в) срываю веточки с ягодами.
4) Ты увидел надломленные веточки дерева. Что ты сделаешь?
а ) пройду мимо;
б) укреплю между 2 палочек и обвяжу пластырем;
в) отломлю.
5)Собирая в лесу грибы, вы увидели мухоморы.
а ) уничтожите их, так как они вредны для человека;
б)оставите, вспомните слова учителя : «Всё в природе взаимосвязано. Уничтожая одно, вы приносите вред многим.;
в) Пройду мимо.
6)Вы увидели гнездо в траве. Ваши действия?
а ) пройду мимо;
б) понаблюдаю;
в) поглажу , покормлю птенцов.
7. Птенец прыгает по дорожке. Твои действия?
а ) понаблюдаю, недолго;
б) поглажу, покормлю;
в) пройду мимо;
г) посажу обратно в гнездо.
8.Вы увидели большой белый гриб. Вам хочется принести его домой, но у вас нет ножа. Что нужно сделать?
а ) сорвать гриб с корнем;
б) оставить на месте;
в) попробовать аккуратно вывернуть ножку гриба.
9. Твои друзья ловят на берегу раков и моллюсков. Что вы будете делать?
а )будете ловить вместе с ними;
б)пройдёте мимо;
в) объясните, почему этого делать нельзя.
10. Вы увидели красивого жука на дороге. Что вы будете делать?
а)пройду мимо;
б)остановлюсь и понаблюдаю;
в) отнесу домой и посажу в банку.
11. Дети нашли в дупле лесные орехи и грибы. Что они должны сделать?
а) забрать себе;
б)не трогать;
в) положить в дупло что-нибудь вкусненькое.
12. Мальчик стоит около берёзы и собирается полакомиться берёзовым соком. Правильно ли он поступает?
а ) у берёзы много сока, хватит на всех;
б) да, мальчик поможет избавиться дереву от лишней воды;
в) нет, через рану вытекут питательные вещества, необходимые для развития и роста.
13. После похода остался мусор. Ваши действия?
а)закопать в яму;
б)унести домой и выкинуть в мусоропровод;
в) оставить всё как есть, там и так много мусора.

14. Весной ты пошёл в лес и увидел первые ландыши. Что ты будешь делать?
а)сорву только один цветок;
б) полюбуюсь и не трону;
в) нарву маленький букетик и подарю маме..
Регулятивные умения:
– выполнять задание в соответствии с целью.
Предметные умения:
- самостоятельно работать с тестом;
- определять правила экологического поведения в природе.
Четвёртый этап . Рефлексивная деятельность.
1.Обращение .-Дорогие ребята! Вы хорошо работали на уроке, у вас была возможность убедиться в том , что доброта, дружба, трудолюбие могут очень много. Вы смогли рассказать нам о Верхнем Мамоне , используя красоту родного языка. На нашем родном языке говорили и говорят много известных людей, в том числе и мы с вами. Люди сочинили много красивых стихов о земле – кормилице , о славных поступках людей, о любви к родному Отечеству. Нам сегодня ребята приготовили песню «О Родине» и с удовольствием её споют. (Песня «О Родине»)
-Берегите наш язык, нашу прекрасную русскую землю,- этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками!
Обращайтесь бережно со всем , что вас окружает. Дарите родной земле добрые дела , милосердные поступки. И сегодня я хочу вам пожелать жить, помня слова:
Сколько надо любви и добра,
Чтобы слушали, чтобы помнили,
Чтобы верили люди в тебя. Цели деятельности 2.Самоанализ и самооценка ученика Результат деятельности
Научить школьников:
- соотносить полученный результат с поставленной целью;
- оценивать результат учебной деятельности.
  1. Задание на самоанализ.
Закончите предложение.
Мне важно знать мою Родину и родной край, потому что………………………….. .2. «Картина настроения» ( учащиеся рисуют на доске картину настроения : на доске рисунки дуба и берёзы).
-Каким вы представляете себе дуб? Березу?
(Ответы: дуб – сильный, мощный, крепкий; берёза – красивая, нежная, стройная и другие) У вас на партах листочки дуба и берёзы, напишите свои пожелания родному краю , нашей России и прикрепите на память о нашем уроке, а нам скажите о своей работе.
Своей работой на уроке я … (доволен, очень доволен цветок с яркими лепестками, не очень доволен – цветок с коричневыми лепестками). Личностные умения:
- оценивать результат собственной деятельности.
Регулятивные умения:
- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.
 
Цели деятельности 3.Самоанализ и самооценка учителя Результат деятельности