Конспект урока по окружающему миру в 4 классе на тему У Чёрного моря. Субтропики.


Конспект урока
по окружающему миру в 4 классе
на тему: «У Чёрного моря. Субтропики»
Учитель Линник Е. В.
Евпатория
2015
Цели:
Сформировать у обучающихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа и Крыма, познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей.
Формируемые УУД:
познавательные — осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемы, выявлять известное и неизвестное;
коммуникативные — участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
регулятивные — действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения;
личностные — поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Задачи урока:
— Отработка навыков и умений сравнения информации, критического анализа, выделения главных мыслей и грамотное их изложение, восприятие и усвоение услышанного.
— Расширение кругозора обучающихся.
Оборудование:
— карта природных зон;
— материалы, подготовленные обучающимися о животных субтропической зоны;
— материалы, подготовленные о горихвостке («Птица года 2015»);
— фото- и аудиозапись голосов зверей и птиц, обитающих в субтропической зоне, подготовленные учителем.
Ход урока
Организационный момент.
Актуализация спорных знаний.
Работа с картой .— Какую природную зону мы изучали на прошлом уроке? (Пустыню)
— Где она находится? Покажите на карте. (Южнее зоны степей)
(Один ученик показывает на большой карте, остальные — на карте в учебнике с.72-73. Проверка правильности показа учителем).— Каким цветом обозначена? (Жёлтым)
— Как вы думаете почему? (Т.к. песок жёлтого цвета)
Беседа.— Какой климат в пустыне? (Жаркий, сухой)
— Назовите растения и животных пустыни. Сделайте выводы , каким образом они приспособились к жизни в её жарком и сухом климате. (Узкие листья или колючки у растений — способ сохранить влагу, длинные корни — способ добыть её. Покровная окраска, преимущественно ночной жизни, рытьё нор, получение воды с пищей — у животных).Индивидуальное задание. (2 чел.)
Среди изображений растений и животных выберите обитателей пустыни.
Физкульт-минутка.
Вы хорошо поработали, а теперь дадим отдых нашим глазам и спинам.
Упражнения для зрения: «Далеко-близко» , «Нарисуй глазами», «День-ночь», массаж глаз.
Упражнения для осанки: «Великан-гном», наклоны, массаж спины.
Самоопределение к деятельности.
— Обратимся к нашей помощнице — карте. Назовите природные зоны с севера на юг. О какой природной зоне мы ещё не говорили? (Субтропики).
— Какая тема ждёт нашего внимания на сегодняшнем уроке?
— Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
— Что мы будем делать для достижения этой цели?
Один обучающийся читает стихотворение:
Сегодня мы отправляемся туда,
Где много солнца и тёплая морская вода, —
Субтропики России раскроют тайны нам,
Узнаем, что за звери обитают там,
Какие растения там растут,
Почему так природную зону зовут.
Открытие нового знания.
Работа с картой.
— Итак, мы путешествуем по зоне субтропиков. Где расположена часть этой зоны в нашей стране? (На побережье Чёрного моря)
— Чем отделяется от остальных зон? (Кавказскими и Крымскими горами)
(Показ учителем на карте, обучающимися — на картах в учебниках)
Беседа.
— Как вы считаете, если в зону субтропиков захочет прилететь холодный ветер с севера или жаркий из пустыни — удастся ли ему это ?(Нет, т.к. ему помешают горы)
— Вспомните, когда морская вода теплее — утром или вечером? (Вечером)
— Верно, вода нагревается солнцем весь день (или всё лето) и медленно остывает ночью (или зимой), отдавая побережью всё тепло и влагу. Эта влага не может покинуть побережье — ей мешают горы. Поэтому климат в субтропиках влажный и тёплый.
— А у кого есть предположения почему эта зона так называется? (Ответы детей)
Рассказ учителя.
«Тропики» — это жаркий пояс с обеих сторон от экватора. В нашей стране его нет. Приставка «суб-» означает «около», т.е. рядом. В субтропиках не так жарко, как в тропиках. Здесь не живут слоны и носороги, не растут многометровые лианы. Но в этой зоне достаточно тепло и влажно, поэтому флора и фауна гораздо богаче, чем в пустыне.
Первичное закрепление.
Самостоятельная работа по учебнику.
— Откройте учебник на с.126. Когда мы обсуждали цели нашего сегодняшнего урока, вы сказали, что хотели бы узнать о растениях, животных и занятиях людей субтропической зоны. Выберите себе одно из этих заданий: одни будут изучать климат, другие — растения, третьи — животных, четвёртые — труд людей.
Включение нового знания в систему знаний.
Ответы детей по результатам самостоятельной работы.
Выступление учащихся, подготовивших материал о животных субтропической зоны. Показ иллюстраций. Прослушивание аудиозаписи голосов.
Работа в тетради с печатной основой. (Задания 1,2,5, с.16)
Выступление учащихся о горихвостке («Птица года 2015»).
— Сейчас мы послушаем материал о птице, которая проживает не только в Крыму, но и почти на всей территории России. Эта небольшая неприхотливая птичка имеет ярко-рыжий , будто говорящий хвостик, за что и получила своё название. В 2015 году эта птица объявлена в России «птицей года». (Выступления обучающихся, показ фото, прослушивание аудиозаписи голоса)
Игра «Угадай голос».
— А теперь мы немного отдохнём и послушаем голоса птиц. Попробуйте угадать, каким птицам они принадлежат. (Изображения и названия птиц расположены на доске)
Беседы.
— Мы сейчас будто побывали в весеннем лесу. Расскажите, как нужно вести себя в лесу, чтобы не нанести вред природе и себе? (Костры жечь только в отведённых местах, не оставлять мусор, не трогать гнёзда птиц и детёнышей зверей, не ходить без взрослых)
— А как нужно вести себя у моря? (Не купаться без взрослых, не вынимать из воды морских жителей, не сидеть без головного убора, не загорать долго и в жару, не заплывать на глубину)
Выступления обучающихся.
— Как называются территории, на которых охраняют природу?
— Какие заповедники вы знаете в Крыму и на Кавказе? (Дети зачитывают заранее подготовленные краткие сообщения)
Подведение итогов урока.
— Какова была цель урока?
— Достигли мы её?
— Что нового вы узнали?
— Где вам могут пригодиться новые знания (Ответы детей)
— Ответьте на вопросы рубрики «Проверь себя» на с. 134 учебника.
Рефлексия.
— С каким настроением вы уходите с урока?
— Ч то на уроке хорошо получилось, над чем ещё нужно поработать?
— Кого можно поблагодарить за работу на уроке? (Самооценка с комментариями учителя)
Домашнее задание.
Текст на с. 126-134, прочитать, ответить на вопросы.
Выполнить задания в тетради с печатной основой на с. 16, зад. 3,4,6.