Урок: окружающий мир Тема: Разнообразие животных. Насекомые — часть живой природы.

Дата: 24.10.2014
Урок: окружающий мир
Тема: Разнообразие животных. Насекомые - часть живой природы.
Цель: знакомство с отличительными признаками насекомых.
Задачи: уточнить представления учащихся о насекомых; знакомство с признаками живых организмов и выявление существенных признаков насекомых; развитие речевых навыков, мышления, внимания; воспитание любви к природе.
.; воспитывать культуру межличностных отношений. 
Планируемые результаты:
Личностные УУД: развитие основ самоорганизации – организация исследовательского пространства ученика.
Регулятивные УУД: организовывать свое рабочее место под руководством учителя; определять цель выполнения заданий на уроке, в жизненных ситуациях под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке.
Коммуникативные УУД: умеет обмениваться мнениями, слушать другого ученика – партнера по коммуникации и учителя.
Познавательные УУД: стремится к расширению своей познавательной сферы, старается производить логические мыслительные операции (анализ, сравнение) для решения познавательной задачи.
Предметные УУД: познакомится с отличительными признаками насекомых; уточняет правила обращения с животными; закрепляет знания о животных
Оборудование: учебник, тетрадь, цветные карандаши, интерактивная доска, продукт Power Point.

Ход урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность уч-ся

I. Организационный момент.
1. Психогимнастика
Покажите послушных детей, которые хотят научиться читать.
2. Создание настроя на урок.
Потрите ладони, почувствуйте тепло. А теперь поделимся друг с другом теплом: протяните соседу ладошки. Улыбнемся, пожелаем друг другу хорошего настроения и удачи!

Настраиваются на урок

II. Актуализация знаний. Целеполагание.

– Отгадайте загадки:
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел, –
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка.)
Осенью в щель заберется,
А весной проснется.
(Муха.)
Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног – без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук.)
– Что объединяет слова-отгадки? (Это насекомые.)
– Сегодня на уроке мы познакомимся с многообразием и красотой насекомых.

Определяют тему урока, ставят цель

III. Изучение нового материала.

1. Р а б о т а п о у ч е б н и к у (с. 16–17).
– Рассмотрите рисунок на с. 16. Как можно узнать насекомых? (Учащиеся оказываются в затруднении, так как большинству из них не известен общий признак насекомых – шесть ног.)
– Рассмотрите изображение пчелы. Сколько ног у пчелы? (6 ног.)
– Сколько частей тела? (3 – голова, грудь, брюшко.)
– Какие насекомые изображены на центральном рисунке? (стрекоза, комар, водомерка, божья коровка, муравьи, муха, кузнечик.)
– Пересчитайте у них количество ног и количество частей тела.
В ы в о д: у всех насекомых – 6 ног.
– Обратите внимание, что насекомых зовут еще членистоногими, так как ножки их состоят из отдельных члеников. Брюшко насекомых, как правило, тоже состоит из отдельных сегментов, разделенных насечками (своеобразный «скелет» насекомого).
2. З н а к о м с т в о с м н о г о о б р а з и е м м и р а насекомых.
Учитель демонстрирует рисунки с изображением насекомых и рассказывает об их жизни.
Ф и з к у л ь т м и н у т к а
Учитель. Муха, муха, Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла
К. Чуковский
– Вы знаете это стихотворение?
– Кто был в гостях у Мухи?
– Почему Муха не пригласила в гости зайца, аиста или медведя? (Она пригласила только насекомых.)
– Рассмотрите изображение паука. Как вы думаете, а паук – это насекомое? Сколько ног у паука? (8 ног.) Сколько частей тела? (Дети затрудняются.)
– У него 2 части тела – головогрудь и брюшко, а не три, как у насекомых. Голова и грудь у паука не разделяются, а срослись нацело.
Пауки – не насекомые
Пауки принадлежат к классу паукообразных. В отличие от насекомых у них восемь ножек и нет крыльев. Тело их состоит из двух частей, зато глаз – целых восемь. На брюшке у паука есть несколько маленьких бугорков – железок. Из них выделяется жидкость, которая застывает на воздухе в виде нити – паутины.
На доске составляется схема:

Учитель читает рассказ «Как узнать насекомых» (хрестоматия)
Фронтальная работа

IV. закрепление изученного материала.

1. Р а б о т а в п е ч а т н о й т е т р а д и (з а д а н и е 11).
2. Р а б о т а в п а р а х п о к а р т о ч к а м.
– На свете существует много разных насекомых. Это жуки, бабочки, муравьи, пчелы, мухи, стрекозы, комары. Все они имеют тело, состоящее из трех частей, и три пары ног.
Внимательно рассмотрите изображение фантастического животного. Из частей каких насекомых оно составлено?







Парная работа










V. Итог урока.

– Каких животных относят к насекомым?
– Назовите насекомых нашего края.
– Рассмотрите таблицу. Что вы узнали из нее?




15