Умножение числа 8 и деление на 8. Восьмая часть числа.


Технологическая карта урока
Целевой блок
Тема Умножение числа 8 и деление на 8. Восьмая часть числа.
Цель Способствовать расширению понятийной базы знаний обучающихся по практическому применению таблицы умножения, перестановки множителей, нахождению части числа. Совершенствование навыков решения задач. Формирование и коррекция универсальных учебных действий.
Планируемые результаты Познавательные: применять таблицы, схемы для получения информации.
Регулятивные: удерживать цель деятельности до получения ее результата.
Коммуникативные: строить речевое высказывание в соответствии задачами коммуникации.
Личностные: оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики.
Инструментальный блок
Задачи урока Образовательные: 1) Закреплять знание изученных табличных случаев умножения и деления, а также сложения двузначных чисел и соответствующих случаев вычитания, работать с информацией, проверять правильность выполнения вычислений с помощью обратного действия 2) научить находить восьмую часть числа.
Способствовать развитию логического мышления, математической речи, внимания;
Воспитывать интерес к изучению математики.
Тип урока Урок закрепления
Учебно-методический комплекс Рудницкая В.Н. . Математика: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч. 2 / В.Н. Рудницкая, Т.В. Юдачева. – 5-е изд., перераб. – М.: Вентана-Граф, 2012.
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия Умножение, деление, восьмая часть числа
Организация пространства Индивидуальная работа, работа в паре, фронтальная работа, групповая
Межпредметные связи Окружающий мир
Действия обучающихся
Диагностика результатов урока - Какую цель ставили?
- Достигли ли цели?
- Чему научились на уроке?
Оцените свою деятельность на уроке.
Домашнее задание Если вы вполне уверены, что хорошо знаете таблицу умножения, делаете, № 18. с.25.
Если думаете, что нужно еще закрепить , делаете № 19. с. 25.
Ход урока:
I. Орг. момент.- Здравствуйте! Поздоровайтесь друг с другом.
- Здравствуй, друг,
Как ты тут?
Улыбнись ты мне
А я тебе.
II. Целеполагание.
- Чем же мы будем заниматься на уроке? (по схемам) (будем умножать и делить числа, решать задачи, найти часть числа, сравнивать числа)
- А герой нашего сегодняшнего урока – это 8.
- Почему? (потому что, мы изучаем таблицу умножения и деления на 8)
- Когда мы изучали таблицу умножения на 7, мы говорили про 7 цветов радуги, 7 чудес света и т.д. – Про 8 что можно сказать?
- 8 планет вращаются вокруг Солнца, 8 Марта – Международный женский день, у паука 8 ног,…
III. Актуализация знаний.
- А теперь у нас устный счет.
1. 1-й ряд по карточке: таблица умножения и деления на 2, 3, 4, 5, 6, 7. Записать ответы.
2. Индивидуальная работа у доски:
1) 82 + 18  100 – 18 18 + 28 84 – 38
2) Написать в виде умножения: замени сложение умножением:
4 + 4 + 4 + 4 + 4 + 4 7 + 7 + 7 + 7 0 + 0 + 0 9
3. Устный счет: 2-й, 3-й ряды.
2 · 2 15 : 3 7 · 0
2 · 5 70 : 7 3 · 8
3 · 4 6 : 6 4 · 1
5 · 5 45 : 5 6 · 8
7 · 6 36 ·: 6 5 · 6
4. Проверяем индивидуальные задания, собираем карточки.
4 · 6 = 24
- А почему ты так написал?
- Итак, что такое умножение? (замена суммы одинаковых слагаемых)
- Что показывает первое число при умножении? (какое число складываем)
- Что показывает второе число? (сколько раз складываем первое число)
- Можно написать вот такое умножением – 4 + 5 + 6 + 7
- Назовите правильно компоненты при умножении. (Первый множитель, второй множитель, произведение).
5. Минутка чистописания.
Используя цифры 1, 2, 3, 4, 5, 6 запиши все двузначные числа, каждое из которых делится на 8 в порядке увеличения.
IV. Упражнения.
1. Работа в паре:
Даны числа: 4, 8, 32; 6, 8, 48; 1, 8, 8. (на карточках)
Составьте только из этих чисел всевозможные примеры. 3 ученика пишут готовые задания на доске.
Проверяем: 4 · 8 = 32 6 · 8 = 48 1 · 8 = 8
8 · 4 = 32 8 · 6 = 48 8 · 1 = 8
32 : 4 = 8 48 : 8 = 6 8 : 8 = 1
32 : 8 = 4 48 : 6 = 8 8 : 1 = 8 (Проверяйте)
1)- Что можно сказать об этом? (4 · 8 = 32, 8 · 4 = 32)
При перестановке двух чисел значение их произведения не меняется.
2) - Что можно сказать об этом? ( 32 : 4 = 8, 32 : 8 = 4)
Если произведение делить на 1-й множитель, получится 2-й множитель, если произведение делить на 2-й множитель, получится 1-й множитель)3) – Что можно сказать об этом? (1 · 8 = 8, 8 · 1 = 8)
- Если любое число умножить на 1, то получится это же число
2) – А если число умножим на 0? 8 · 0 = 0
Если любое число умножить на 0 , получится 0, если число умножить на 0, то получится 0.
Если 10 · 0, 100 · 0, 0 · 222
.Физминутка.
Вдох, выдох, пишем 8 глазами, носом, нижней частью туловища, руками.
Вывод: 8 – бесконечность, в математике есть понятие бесконечности.
2. Посмотрите на доску.
На сколько квадратов разделен каждый четырехугольник? – Найдите более рациональным способом, это значит, просто и в короткое время (3 ряда)
8 на 8, 8 на 5, 8 на 3 (Проверяйте)
- Почему вы умножили? Посчитаем сколько рядов и на сколько штук в каждом ряду.
Что такое умножение?
Это умное сложение.
Ведь умней умножить раз,
Чем слагать всё целый час!
64, 40, 24
- Какое еще задание можно придумать к этому рисунку?
- Найти площадь четырехугольника? Мы можем
3. – Что напоминает первая фигура?
– А вы знаете, что шахматная доска тоже разделена на квадратики, 8 на 8. – А вы умеете играть в шахматы? А решать задачу?
с.49. № 23.,(с.39. № 25).
1) Читаем задачу. 1 ученик громко читает.
- О чем это задача? (о шахматных фигурах)
- Что нам известно в задаче? (известно, то что 16 белых фигур и столько же черных фигур, осталась после игры 8-я часть фигур)
- А что нам неизвестно, что надо найти? (сколько осталось фигур)
Было – 16 б.ф. и16 ч.ф.?
Осталос - ? ф., 8-я часть.
- Мы можем сразу ответить на вопрос задачи? – Почему? (мы не знаем, сколько белых фигур и черных фигур вместе).
- А можем найти? – Каким действием будем делать? – Почему? (нам надо найти сколько всего фигур),
Находим. Проверяем. Два ученика пишут на доске.
- Какое правило мы с вами вспоминаем? Чтобы найти восьмую часть числа, надо это число разделить на 8.
Находим восьмую часть. Проверяем. Двое у доски.
Решение:
1-й способ.
1) 16 + 16 = 32(ф.) – всего
2) 32 : 8 = 4 (ф.) – осталось
Ответ: осталось 4 фигуры.
- А кто может решить задачу другим способом?
2-й способ.
1) 16 : 8 = 2(ф.) – осталось белых
2) 16 :8 = 2 (ф.) – осталось черных
3) 2 + 2 = 4 (ф.) – осталось всего
Ответ: осталось 4 фигуры.
Физминутка – игра.
- Я скажу вам примеры, если ответ верный – приседаете, если неверный – поднимаете руки.
6 · 5 = 30 7 · 2 = 14 4 · 0 = 4 8 · 1 = 1 2 · 8 = 16
6 · 6 = 35 7 · 5 = 30 8 · 4 = 32 3 · 8 = 24 6 · 8 = 49
Мы ногами топ-топ,
Мы руками хлоп-хлоп,
Раз сюда, два сюда,
Повернись вокруг себя.
4. Работа в группе.
Раздаю листочки по 3 примера: какая группа быстрее найдет ответы. (в скобке)
- Сначала какое действие мы делаем?
(8 + 8) : 2 = 1 · (64 : 8) =
(4 · 4) – 8 = (4 : 2) · (16 – 12) =
На доске пишут ответы. Проверяем.
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Итак, ребята, что вам было интересно на уроке? (мне понравилась физминутка, работать в паре, вместе, шахматная доска, умножать числа, решать задачу,…)- Вам все было понятно на уроке?
Выбираем фигурки.
Зеленый – мне все понятно, я – молодец!
Желтый – у меня не все получилось, но я старался!
Красный – надо быть внимательнее!
- Как вы думаете, знания, которые вы сегодня получили, понадобятся вам в жизни.
- Знание таблицы умножения нам всегда, везде, и всю жизнь понадобится.
- Вы согласны с этим?
VI. Домашнее задание.
Задание по выбору.
Если вы вполне уверены, что хорошо знаете таблицу умножения, делаете, № 18. с.25.
Если думаете, что нужно еще закрепить , делаете № 19. с. 25.