Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему Первый шаг из моря на сушу




Конспект урока по окружающему миру в 3 классе
по образовательной системе «Школа 21 века»
учителя начальных классов
МБОУ СОШ № 6 им.И.Т.СидоренкоСемикозовой И.В.
Тема : «Первый шаг из моря на сушу»
Цели (учебные): Создавать условия для знакомства учащихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных;
пробуждать интерес и любовь к природе.
Планируемые результаты
Метапредметные:
Коммуникативные: навыки делового партнёрского общения; умения находить и исправлять ошибки в работе соседа и при коллективном обсуждении.
Регулятивные:
Рефлексивные умения: осмыслить практическую задачу, для решения которой недостаточно имеющихся знаний.
Оценочные умения: сравнивать полученные результаты с поставленной задачей; оценивать свою деятельность на уроке, определять успехи и трудности.
Познавательные:
Общеучебные действия: умение строить речевое высказывание в устной форме по вопросам; извлекать необходимую информацию из текста
Логические действия: умение строить логическую цепь рассуждений
Личностные: формирование позитивной самооценки.Оборудование: ПК, интерактивная доска, мультимедийный проектор, рабочие листы, листы А-3 для кластера, маркеры, таблица «классификация животных» , карточки-помощницы.
ХОД УРОКА
№ Этапы урока УУД
1. Мотивация к учебной деятельности
Ужасно интересно,
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой познаем. Уметь ориентировать-ся в окружающем мире
2. Актуализация и пробное учебное действие (Работа в группах)
Животный мир очень разнообразен. Давайте вспомним, с какими животными мы уже познакомились и составим кластер.
1 группа «Царство Простейшие»
2 группа «Царство Многоклеточные»
3 группа «Тип членистоногие»
4 группа «Тип позвоночные»
Установите связи между понятиями.
- На какие классы можно разделить тип Членистоногие?
- Какой скелет имеют животные этого типа? (наружный скелет)
- Каковы его особенности?
1) Мы сказали, что наружный скелет мешает росту животных. Но мы ведь знаем, что в мире существуют очень крупные животные.
- Почему так происходит? Выскажите свои гипотезы.
Ребята, оказывается в природе есть такие животные, у которых отсутствует внешний скелет, а вместо него есть другой.
- Как Вы думаете, о ком мы узнаем сегодня на уроке? (о животных, имеющих внутренний скелет) Актуализировать свои знания для выделения места затруднения
3. Выявление места и причины затруднения
Вот сейчас нам предстоит выяснить какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет.
Прогнозировать результат
4. Построение проекта выхода из затруднения
Ответ на этот вопрос вы найдёте в Учебнике на с.96 (1-2 абзацы), рассмотрев скелет рыбы и в карточке-помощнице. Выполняя задание, заносите сведения в рабочие листы. Это непростое задание, поэтому можно тихонечко обсудить с соседом.
- Что узнали о внутреннем скелете? Из чего состоит?
- Как называется тип животных, имеющих внутренний скелет?
А теперь давайте попробуем ответить на вопрос :- Какой скелет лучше наружный или внутренний?
Выполните задание в парах. В случаях затруднений можете пользоваться карточкой-помощницей.
Итак. Поднимите руку, кто готов сделать вывод.
Какие преимущества у наружного скелета? У внутреннего скелета?
- Какой вывод сделаем?
- Назовите недостаток внутреннего скелета.
- Что будет защищать тело этих животных?
4) Давайте узнаем у каких животных, кроме рыб, есть ещё внутренний скелет. Готовность и способ-ность к саморазвитию
Сформированность мотивации к обучению
5. Реализация построенного проекта
Рассмотрите иллюстрации (карась, щука, окунь, лягушка, жаба, тритон)
Распределите животных на две группы.
- Какие возникли трудности при распределении?
-Давайте найдем ответ в учебнике с.96
- Смогли ли мы разрешить наши сомнения? Как вы думаете, что сделали бы учёные, столкнувшись с неизвестным видом животных?
- Вот и мы сейчас проведём исследование.
- Скажите, по какому признаку делили животных на группы?
Одна группа – рыбы, вторую назвать затрудняемся.
Давайте опять обратимся к учебнику с.98
- Как называется вторая группа животных? (земноводные)
- Как Вы думаете, почему их так называют? Формировать алгоритмы выполнения задания
6. Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи
Составим кластер
Разделимся на 4 группы:
1 группа описывает рыб по плану ( где живут, как дышат, строение, чем питаются, как размножаются)
2 группа описывает земноводных по плану (где живут, как дышат, строение, чем питаются, как размножаются)
3 группа ( этапы развития лягушки)
4 группа ( этапы развития рыб)
В результате мозгового штурма, вы составляете описание животных. Если есть сомнения, можно найти ответ в учебнике. Распределите обязанности и приступайте к работе. Через 5 минут вы поменяетесь картами понятий и дополните необходимыми сведениями. Формировать умение слышать, слушать и по-нимать партнера, пла-нировать и согласован-но выполнять совмест-ную деятельность, рас-пределять роли, взаим-но контролировать дей-ствия друг друга
Физкультминутка
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону
Давайте проверим.
- Выступает оратор -1 человек от группы, прикрепляет карту понятий на доску. Остальные могут дополнить.
- Спасибо за выступление. Дайте самооценку своему ответу.
-Расскажите, как вы работали в группе? Какие слова подбадривания говорили друг другу? Как это повлияло на результат работы? Что мешало работе? Какие выводы сделали? Воспроизводить устные алгоритмы вы-полнения
Самостоятельность мышления
8. Включение в систему знаний и повторений
1. Блиц опрос.
Учитель. Как дышат водные животные?
Дети. Водные животные дышат жабрами.
Учитель. С какими трудностями сталкиваются живые организмы на суше?
Дети. С сухостью и силой тяжести.
Учитель. Что помогает насекомым и паукам преодолеть эти трудности?
Дети. Им помогает наружный скелет.
Учитель. А какой еще вид скелета бывает?
Дети. Бывает еще внутренний скелет.
Учитель. Какой скелет лучше?
У каждого вида скелета есть свои преимущества. Выполните задание 2 на с. 26. (Ученики читают задание.)
Выделите преимущества наружного скелета.
1-й ученик. Наружный скелет защищает от хищников.
2-й ученик. Дает опору мышцам.
3-й ученик. Уменьшает потери влаги.
Учитель. Лишнее нужно зачеркнуть. Что зачеркнёте и почему?
1-й ученик. Зачеркиваем «не мешает росту», потому что наружный скелет мешает росту.
2-й ученик. Зачеркиваем «легок», потому что он тяжелый.
3-й ученик. Зачеркиваем «не мешает движению», потому что наружный скелет мешает движению.
Учитель. Какие преимущества у внутреннего скелета?
1-й ученик. Не мешает росту.
2-й ученик. Дает опору мышцам.
3-й ученик. Легок.
4-й ученик. Не мешает движению.
Учитель. Что зачеркнете?
1-й ученик. «Не защищает от хищников».
2-й ученик. «Не мешает потере влаги».
2.Беседа
- Ребята, к какому классу, мы отнесем тритона?
- Почему земноводные получили такое название?
А знаете, что ещё этот класс животных называют АМФИБИИ, что в переводе с греческого обозначает «двоякодышащие»
А теперь, используя ваши знания, дайте рабочее определение земноводным и рыбам по плану.
Земноводные –это…
Рыбы-это….. Контролировать свою деятельность: прове-рять правильность вы-полнения упражнений
9. Домашнее задание
10 Итог урока.
Тема сегодняшнего урока «Первый шаг из моря на сушу»
- Вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу?
Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды, первые завоеватели суши.
- Давайте проверим наши рабочие определения и сравним их с определениями в словаре учебника.
- Правильно мы дали определения этим классам?
- К какому типу относятся эти классы животных? (позвоночные)
- Давайте найдём место этому типу животных в классификации животных.
-Кому было непонятно, задайте вопросы по материалу сегодняшнего урока.
Рефлексия учебной деятельности на уроке
- Если вам на уроке было трудно и скучно, прикрепите красный листочек;
- если вы испытывали затруднения – желтый;
- если всё было легко – зелёный.
Спасибо за урок! Способность характе-ризовать и оценивать собственные знания и умения

Мы начинаем урок окружающего мира. И я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать:
«Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать.»Животный мир очень разнообразен. Давайте вспомним с какими животными мы уже познакомились и дополним схему.
Тема урока: «Первый шаг из моря на сушу»
Цели (учебные): Создавать условия для знакомства учащихся с особенностями строения и образом жизни рыб и земноводных.
пробуждать интерес и любовь к природе.
Метапредметные цели: создать условия для развития познавательных универсальных учебных действий (умение извлекать информацию из текста и преобразовывать в таблицы и схемы)
создать условия для формирования коммуникативных универсальных учебных действий (умение работать в парах при совместном решении проблемы)
создать условия для формирования регулятивных универсальных учебных действий за счёт проблемно-диалогической технологии построения урока, а также технологии оценивания.
Оборудование: карточки для работы на доске
компьютерная презентация
карточки для самостоятельной работы
Этап урока Деятельность учителя.
Деятельность учащихся
Ход урока.
I.Орг.момент
Психологический настрой урока.
Чтение стихотворения учителем:
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету.
Ведь другой похожей нету.
Мы начинаем урок окружающего мира. И я хочу, чтобы каждый из Вас в конце урока мог сказать:
«Сегодня я искал, творил,
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать,
Могу теперь всем рассказать.»II. Актуализация знаний. Животный мир очень разнообразен. Давайте вспомним с какими животными мы уже познакомились и дополним схему. Работа со схемой.
(приложение 1 – схема «Классификация изученных животных»- На какие классы можно разделить тип Членистоногие?
- Какой скелет имеют животные этого типа? (наружный скелет)
- Каковы его особенности?
Анализ схемы.
Составление высказываний по теме.
III.1. Постановка проблемного вопроса. 1) Мы сказали, что наружный скелет мешает росту животных. Но мы ведь знаем, что в мире существуют очень крупные животные.
- Почему так происходит? Выскажите свои гипотезы.
Ребята, оказывается в природе есть такие животные, у которых отсутствует внешний скелет, а вместо него есть другой.
Этот вопрос заинтересовал и Лену с Мишей.
Давайте прочитаем их диалог (Учебник с.96)
- Как Вы думаете, о ком мы узнаем сегодня на уроке? (о животных, имеющих внутренний скелет)
Предлагают варианты.
Работа с учебником.
Делают выводы.
2) Вот сейчас нам предстоит выяснить какие возможности открываются перед животными, имеющими внутренний скелет.
III. 2. Открытие нового знания Ответ на этот вопрос вы найдёте в Учебнике на с.96 (1-2 абзацы), рассмотрев скелет рыбы и в карточке-помощнице.
Выполняя задание, заносите сведения в таблицу. Это непростое задание, поэтому можно тихонечко обсудить с соседом. Ведь «ум – хорошо, а два – лучше».
- Что узнали о внутреннем скелете? Из чего состоит?
- + и – внутреннего скелета.
- Как называется тип животных, имеющих внутренний скелет?
Работа в парах по выделению сведений о внутреннем скелете:
- из чего состоит
- достоинства (+)- недостатки (-)Самостоятельная работа с таблицей.
3) А теперь давайте попробуем ответить на вопрос :- Какой скелет лучше наружный или внутренний?
Печ.т. с.47 - №1
Выполните задание в парах. С случаях затруднений можете пользоваться карточкой-помощницей.
Итак. Поднимите руку, кто готов сделать вывод.
Какие преимущества у наружного скелета? у внутреннего скелета?
- Какой вывод сделаем?
- Назовите недостаток внутреннего скелета.
- Что будет защищать тело этих животных?
4) Давайте узнаем у каких животных, кроме рыб, есть ещё внутренний скелет.
Работа по сравнению наружного и
внутреннего скелета.
Самостоятельная работа в парах.
Каждый вид скелета имеет свои достоинства и недостатки.
Не защищает тело.
Кожа.
IV.1. Создание проблемной ситуации. Рассмотрите иллюстрации (карась, щука, окунь, лягушка, жаба, тритон)
Распределите животных на две группы.
- Как вы считаете, почему так много мнений?
- какой возникает вопрос?
Работа с иллюстрациями.
Распределение животных на группы.
Формулирование проблемного вопроса.
Выдвижение гипотез.
Куда отнести тритона?
5) Возможно, нам помогут Лена и Миша.
-Давайте прочитаем их второй диалог. Учебник с.96
- Смогли ли мы разрешить наши сомнения?
Проверка своих предположений по учебнику.
-Как вы думаете, что сделали бы учёные, столкнувшись с неизвестным видом животных?
- Вот и мы сейчас проведём исследование.
- Скажите, по какому признаку делили животных на группы?
Одна группа – рыбы, вторую назвать затрудняемся.
Давайте посмотрим в учебнике с.98
- как называется вторая группа животных? (земноводные)
- как Вы думаете, почему их так называют?
Запишем в таблицу.
Работа с учебником по определению названия нового класса животных.
Работа с таблицей.
IV.2. Открытие нового знания 6) Говоря о любом животном ответы на какие вопросы мы хотим узнать?
Определение задач урока в виде вопросов.
- Где живут?
- Как дышат?
- Как выглядят:
- Из каких частей состоит тело?
- Чем покрыто тело?
- Как передвигаются?
- В чём отличия?
- Чем питаются?
- Как размножаются?
- Какие есть органы чувств?
- К какому классу относятся?
7) Чтобы ответить на эти вопросы поработайте самостоятельно и внесите нужные данные в таблицу (приложение 3).
У каждой колонки будет своё задание.
В выполнении задания Вам поможет текст и иллюстрации в учебнике.
А также карточка с заданием.
1 колонка – рыбы
2 колонка – земноводные
3 колонка – особое задание (этапы развития лягушки и рыбы)
Давайте проверим.
- Выступает 1 человек от колонки. Остальные могут дополнить. Не забывайте записывать информацию в таблицу.
- Спасибо за выступление. Дайте самооценку своему ответу.
Открытие нового знания (работа в парах)
находим необходимые сведения в тексте;
- преобразование текста в таблицу
(занесение в неё основных сведений)
- построение ответа с помощью таблицы и умение сделать самооценку своего ответа
8) Давайте сравним эти два класса животных и сделаем вывод: куда отнести тритона?
- Почему земноводные получили такое название?
Это интересно: Ещё этот класс животных называют АМФИБИИ, что в переводе с греческого обозначает «двоякодышащие»
Нахождение ответа на проблемный вопрос в диалоге.
V. Применение знаний Тема сегодняшнего урока «Первый шаг из моря на сушу»
- Как Вы поняли, кто сделал первый шаг из моря на сушу?
Земноводные или амфибии – первые позвоночные, переступившие рубеж водной среды, первые завоеватели суши.
- С какими классы животных мы сегодня изучали?
Давайте посмотрим на свои таблицы и дадим определения :- классу рыб
- классу земноводных
- Давайте проверим наши определения и сравним их с определениями в словаре учебника.
- Правильно мы дали определения этим классам?
Обобщение знаний на основе таблиц, составление определений класса животных, учитывая его отличительные признаки.
- К какому типу относятся эти классы животных? (позвоночные)
Определение места типа позвоночные в классификации животных (работа со схемой)
- Давайте найдём место этому типу животных в классификации животных. Запишем в таблицу.
VI Итог урока. Вернёмся к поставленным на уроке вопросам.
- На все ли вопросы смогли дать ответы?
На них мы ответим на следующем уроке.
Аналитическая работа.
Вернёмся к началу урока.
-Поднимите руку те, кто может сказать:
«Сегодня я искал, творил
И знанье новое открыл.
И то, что мне пришлось узнать
Могу теперь всем рассказать.»Очень хорошо.
Тогда задайте вопросы по материалу сегодняшнего урока.
Выделяем главное из пройденного и задаём вопросы друг другу.
- Какие классы животных изучали?
- В чём сходство рыб и земноводных?
- Что составляет основу внутреннего скелета?
- Как называется тип животных, имеющих позвоночник?