Урок «Строение и свойства географической оболочки».


Урок в 7 классе по теме:
«Строение и свойства географической оболочки».
Цели урока:
учебные: расширить знания учащихся о компонентах природного комплекса,
взаимосвязями между ними, о взаимном влиянии компонентов, а также
показать, что географическая оболочка – единое целое;
воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения, нравственности (в отношении человека к природе), прививать умение
высказывать свою точку зрения;
здоровьесберегающие: выделение главной цели урока и неоднократное ее
повторение различными способами, перевод учащихся из пассивных
слушателей в активно действующих, доброжелательное отношение между
учащимися и учителем, создание условий, обеспечивающих высокую
работоспособность и позволяющих отодвинуть утомление и избежать
переутомление.
развивающие: развитие речи, мышления, сенсорной (восприятие внешнего мира через органы чувств) сферы личности, эмоционально-волевой (чувства,
переживания, воля) и потребностно - мотивационной областей.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: карточки различного цвета (красные – характеристика Оболочек Земли),
карточки желтого цвета (с описанием структуры синквейна), карточки
зеленого цвета (настроение на уроке),
Формы работы: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Ход урока.
I Организационный момент. Всем, всем, добрый день! Здравствуйте, ребята! Я очень рада, что вы пришли на мой урок. У меня отличное настроение, я улыбаюсь вам. Улыбнитесь и вы мне, и я надеюсь, что мое «солнечное» настроение передастся и вам. Спасибо. Ребята, у нас сегодня необычный урок, на нашем уроке присутствуют гости. Давайте и их «заразим» своим солнечным настроением, повернитесь к ним и улыбнитесь. Я уверена, что они улыбнутся вам в ответ. Итак, солнечное настроение создано у всех и я уверена, что оно поможет нам плодотворно поработать на уроке.
Внимание!
Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке?
Книги, ручки и тетрадки.
II. Актуализация знаний.
Ребята, мы с вами целый год изучаем новый для вас предмет географию. На ее уроках мы совершали путешествия в разные уголки земного шара, опускались на морское дно, поднимались ввысь на воздушном шаре, изучали закономерности природы, делали географические и личные открытия. Давайте сейчас вспомним, какие важные темы мы изучали в этом году?
- Ответы учащихся.
Действительно, важных тем было немало, но сегодня я предлагаю вам вспомнить оболочки Земли. Каждая группа будет вспоминать особенности одной из оболочек Земли по такому плану:
название оболочки;
строение;
вещественный состав;
характерные явления.
(На столах у учащихся карточки красного цвета с планом ответа; форма работы - групповая).
1 группа - характеристика литосферы;
2 группа - характеристика гидросферы;
3 группа - характеристика атмосферы;
4 группа - характеристика биосферы
III. Изучение нового материала.
Учитель: Вы познакомились с четырьмя оболочками Земли. Мы с вами выяснили, что оболочки существуют не обособленно, а взаимодействуют друг с другом. Между оболочками Земли существует множество разнообразных видимых и невидимых связей. Эти связи как прочные нити соединяют отдельные оболочки в единое целое – географическую оболочку.
Оболочка Земли, в пределах которой взаимно проникают друг в друга и взаимодействуют нижние слои атмосферы, верхние части литосферы, вся гидросфера и биосфера, называется географической оболочкой.
Географическая оболочка – это окружающая нас природа, природная среда, в которой мы живем, пользуемся всеми ее благами и в свою очередь оказываем на нее влияние, часто отрицательное. Географическая оболочка, по существу, наш дом. Поэтому нам важно знать, как он устроен, чтобы не разрушить его и сохранить таким же прекрасным для будущих поколений. На других планетах нет подобной оболочки. Взаимопроникновение и взаимодействие компонентов географической оболочки можно часто наблюдать в природе. Так, например, вода и воздух, проникая по трещинам и порам вглубь горных пород, участвуют в процессах выветривания. Реки и подземные воды, перемещая минеральные вещества, участвуют в изменении рельефа. Вода и минеральные вещества входят в состав всех живых организмов. Живые организмы, отмирая, образуют огромные толщи горных пород.
Верхнюю и нижнюю границы географической оболочки разные ученые проводят по разному. Резких границ она не имеет. Мощность ее составляет в среднем 55 км. По сравнению с размерами Земли это тонкая пленка.
Давайте определим и запишем в тетрадь свойства географической оболочки:
1.вещества в твердом, жидком, газообразном состоянии;
2.появление жизни —> человека —> человеческого общества;
3.имеются все условия для жизни живых организмов;
4.процессы в географической оболочке происходят под воздействием солнечной энергии.
И так, все компоненты географической оболочки связаны в единое целое посредством круговорота веществ и энергии, благодаря которому осуществляется обмен веществ между литосферой, атмосферой, гидросферой и биосферой. Существуют круговороты.
Учитель:  Какие круговороты вы знаете?
На доске схемы:



Ответ детей: круговорот воздуха в тропосфере, круговороты воды, биологический круговорот на суше и в океане, круговорот энергии.
Учитель: Какому круговороту принадлежит ведущая роль и почему? 
Ответ: Круговороту воздуха в тропосфере
Он обусловлен неравномерным поступлением солнечного тепла на поверхность Земли, вращением нашей планеты вокруг оси, а также наличием материков и океанов.
Основной поток воздуха образуется между жарким экваториальным и холодными полярными поясами. Круговорот воздуха включает всю систему ветров и вертикальное движение воздушных масс. Он создает условия для образования других круговоротов.
Учитель: Объясните, как распределялось бы тепло на нашей планете, если бы не было движения воздуха?
Могли бы образовываться облака и атмосферные осадки; мировой круговорот воды?
Ответ: Движение воздуха в тропосфере втягивает в глобальный круговорот и гидросферу, образуя мировой круговорот воды.
Огромная роль в жизни географической оболочки принадлежит биологическому круговороту.
Вы сказали, что в современной биосфере обитает около 2,5 млн видов растений и животных, а также грибы и бактерии, которые образуют живое вещество планеты.
А какое царство живых организмов должно иметь самую большую массу?
(По массе в нем преобладают микроскопические организмы, а среди крупных форм – растения.)
Почему необходимо сохранять зеленые растения?
Ответ: Поглощают углекислый газ и выделяют кислород; обеспечивают человека продуктами питания, придают разнообразие окружающей среде
Учитель: Круговороты обеспечивают многократность одних и тех же процессов (например, испарение, выпадение осадков, разложение органических  веществ) при ограниченном объеме исходного вещества. Так, атмосферная влага меняется каждые 9 суток и вновь участвует в круговороте. Все круговороты взаимосвязаны между собой. Они обеспечивают относительное равновесие, целостность и развитие географической оболочки.
Вы, наверное устали, я предлагаю вам отдохнуть.
Физкультминутка:
На болоте две подружки,
Две зеленые лягушки.
Рано утром умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет
Вам, друзья, - физкультпривет!

IV Закрепление нового материала. Составление синквейна (структура синквейна на карточках розового цвета), форма работы – групповая, время – 3 минуты.
Название синквейна.
Два прилагательных.
Два глагола.
Фраза на тему синквейна.
Существительное.
Читают синквены.
Затем учащиеся определяют эмоциональное состояние на каждом этапе урока, вставляя определенный тип улыбки.
17145002349500
В конце этого этапа проводится «Тихий опрос»:
Какая тема была на уроке?
Что нового узнали?
Какие ранее изученные термины, знания вы использовали из ранее изученного материала?
Для чего можно применить знания, полученные на уроке?
V Домашнее задание. Оценивание.
§ 13, для всех, выборочно - подготовить