Авторская разработка нестандартного урока (урок-сказка) по географии на тему Тихий океан



УРОК- СКАЗКА «Тихий океан»
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательная – учащихся с исследованиями, природой, хозяйственным использованием, экологическими проблемами Тихого океана.
Воспитательная – воспитывать умения работать в коллективе, оценивать уровень своих знаний, развивать чувство ответственности, взаимопомощи. Воспитывать у уч-ся экологическую ответственность за воды мирового океана, нормы и правила в кабинете географии.
Развивающая – развивать память, умения систематизировать изученный материал, делать самостоятельный выбор из предложенных вариантов, развивать у уч-ся познавательную активность, внимательность, наблюдательность, логическое мышление, развитие картографических навыков.
ТИП УРОКА: урок
ВИД УРОКА: путешествие
МЕТОДЫ ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА: групповая, индивидуальная работа с уч-ся.
ВРЕМЯ НА УРОК: 45 минут
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УРОКА: карта океана контурные карты, карты атласа, карточки-задания
ХОД УРОКА
1. Организационная часть
- взаимное приветствие
2. Основная часть.
Жил был в городе Багдаде купец, которого звали Синдбад-Мореход. Много плаваний совершил он по морям, много удивительных мест посетил. Но, как женился больше никуда не выезжал из города. Вскоре Синдбаду наскучило сидеть на одном месте , и потянуло его на новые приключения. И вот снарядил он корабль, и теперь ему нужна команда из ребят отважных и любознательных. Готовы стать юнгами на корабле Синдбада-ДА
Замечательно! Но прежде чем отплыть, нам необходимо заправить корабль знаниями. Для этого вам, ребята, нужно заполнить пустые трюмы на корабле правильными словами.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАПОЛНЕНИЯ КОРАБЛЯ
Как называется обширное пространство Земли, омываемое морями и океанами? (материк).
Как называется группа островов в океане? (Архипелаг).
Количество граммов веществ, растворимых в одном литре воды. (Соленость).
Какие массы низших растений и животных в толще воды не опускаются на дно в живом состоянии и пассивно переносятся течением воды? (Планктон).
Как называется водная оболочка Земли?( Гидросфера)
Как называется плавающая ледяная гора? (Айсберг)
Как называется огромный поток воды в океане, текущий в одном направлении? Течение)Как называется путь для безопасного прохода судов? (Фарватер).
Итак, наш корвет заправлен знаниями, мы можем отправиться в плаванье.
СИНДБАД (Раджаб)
какому океану мы совершим плавание!
ПОМОЩНИК КАПИТАНА(Алина)
Южный океан или Южное море (Mar del Sur) — так его называли индейцы, коренные жители Центральной Америки, и это название перенял испанский конкистадор Бальбоа, первым из европейцев увидевший океан в 1513 году. Сегодня Южным океаном называют водные окрестности Антарктиды.
Великий океан — назван французским географом Бюашем в 1753 году. Самое корректное, но не прижившееся название.
Восточный океан — иногда назывался в России.
О каком океане идет речь?
Верно .Перед нами необыкновенный, Тихий океан!
СИНДБАД (Раджаб)
Поднять якорь! Мы отплываем!
Шум океана
Сердилаева Савдат
О, Океан! Невидимый, незримый,
Пусть говорят ты где-то далеко,
Твоё дыханье не проходит мимо
И даже здесь мы чувствуем его!
Юнги , не забудьте записать в нашем в судовом журнале (в тетрадях) дату нашего отплытия (20.10.16.г) и название океана, который нам предстоит изучить.(Тихий океан) Изучать океан мы будем по плану:
1.Общая характеристика и географическое положение океана.
2. Исследование океана
3. Рельеф дна океана.
4. Особенности природы.
5. Органический мир
6. Виды хозяйственной деятельности (тест)
Юнги, чтобы благополучно добраться до места назначения, нам необходимо побольше узнать об океане.
А с помощью чего можно получит эти сведения?
Пользуясь географической картой.
Верно! На нашем корабле есть картографы, давайте узнаем у них
(ученики отвечают у доски с показом на карте.)
КАРТОГРАФЫ
Тихий океан занимает третью часть всей земной поверхности и половину площади Мирового океана. Площадь океана - 178,7 млн. кв. км; (Асиль)
Тихий океан омывает берега пяти материков:- Евразию с северо-запада;- Австралию с юго-запада;- Антарктиду с юга;- Южную и Северную Америку с запада (Салихат)
Экватор пересекает Тихий океан в примерно посередине. Южный тропик пересекает в южной части, Северный тропик - в северной части. Относительно нулевого меридиана Тихий океан расположен в Западном и Восточном полушариях (пересекает 180 меридиан). (Айисхан)
В южном полушарии тихого океана выделяют все климатические пояса. А в северном полушарии все, кроме арктического (Ражихан)
Посмотрите, как много мы уже сказали о Тихом океане, умея читать карту. Какие мы молодцы!
И вот мы уже плывем по Тихому океану. Слева вода, справа вода, впереди вода, везде вода!
Но тут, путь кораблю преградил пират.
ПИРАТ(Гозель) и СИНДБАД(Раджаб)
с-Ты кто?
п-Пират, разве не видишь? Да вы не бойтесь, я тихий, тихий, как этот океан.
с-А почему он называется Тихим?
п- Да потому! Здесь никаких тебе бурь, ни штормов не бывает, прям как в ванной.
с-Значит здесь всегда бывает тихо?
п- Даже тише чем сейчас. Ну плывите в любую сторону, везде океан.
Не успел корабль пирата скрыться за горизонт как небо почернело, поднялся ветер, и волны с силой обрушились на корабль Синдбада, раскачивая его из стороны в сторону. В этом буйстве, среди волн юнги увидели видение ,оно медленно приближалось.
ФЕРНАН МАГЕЛЛАН (Динислам)
Пират вас обманул! Океан совсем не тихий. Я Фернандо Магеллан, В 1520 году я отправился в кругосветное путешествие. Я назвал его Тихим, потому что океан встретил нас гостеприимно: не было ни сильных ветров, ни волнения. Мои корабли почти 4 месяца не встречали суши. Мы питались сухарями, но это уже были не сухари, а сухарная пыль, смешанная с червями. Мы пили жёлтую воду, которая гнила уже много дней. Мы ели также воловью шкуру, покрывавшую грот-мачту. Мы питались древесными опилками. Крысы продавались за пол дуката за штуку, но и за такую цену их невозможно было достать. Если бы не изумительная погода, мы бы не смогли выжить целых полгода, путешествуя по Тихому океану.

Сказал это призрак и бесследно растворился
- Корабль Синдбада продолжал свой путь по водам Тихого океана, но из-за сильного течения корабль раскачало из стороны в сторону, и карта нашего плавания упала со стола! От падения все названия на карте перепутались. Как же мы продолжим свой путь? Юнги, выручайте…
. «По морям, по волнам» (работа по атласам и карте).
Учащиеся получают листочки с названиями морей Тихого океана . Необходимо найти в атласах местоположение морей и прикрепить листок с соответствующем названием моря на настенную карту.
На листочках размещены следующие моря: Берингово, Коралловое, Охотское, Японское, Южно-Китайское, Желтое, Фиджи, Сулавеси, Филлипинское.
Теперь мы знаем, что Тихий океан – еще и самый неспокойный океан, и вот следующие задания. Выполнив их, мы сможем спокойно пересечь этот океан.
Учащиеся должны установить, о чем говорят записи на доске и пояснить, что это за чудо и где оно расположено.
1) 11022 (глубина Марианского желоба, Тихий океан)
2) Филиппинское море (самое большое в мире, Тихий океан)
3) 178,6 млн.м². (площадь,Тихий океан превышает площадь всех материков)
4) 50-130 млн лет (возраст тихоокеанской литосферной плиты)
Физкультминутка.
Быстро скользил корабль Синдбада мимо островов. К вечеру над водой закружился туман. Вдруг из тумана послышалось пение. Это были волшебные звуки, под действием которых все застыли в глубоком молчании и прислушались к песне. Как только пенье Сирен прекратилось, один за другим очнулись юнги.( Дети закрывают глаза и слушают музыку)
Не успели юнги прийти в себя после чарующей музыки, тут как тут появился корабль пирата.
Пират
- Эй, вы там на корабле ,а вы знаете что под водой есть подводные горы, вулканы и бездонные впадины, в которых могут поместиться самые высокие горы нашей планеты
Синдбад- Мы тебе не верим! Ты обманул нас один раз, но во второй раз тебе это не удастся.
Пират
Если не веришь , я могу тебя скинуть за борт и ты сам увидишь дно океана
Тут в спор вмешался ученый океанограф
ОКЕАНОГРАФ
Рельеф дна чрезвычайно разнообразен. На востоке расположено Восточно-Тихоокеанское поднятие, где рельеф относительно ровный. В центре расположены котловины и глубоководные желоба. Средняя глубина составляет 4 000 м., а местами превышая 7 км. На дне находятся несколько длинных цепей подводных гор, образованные в результате действия вулканов.В Тихом океане расположены около 25 000 островов. Это больше, чем во всех остальных океанах вместе взятых. Большинство из них расположены к югу от экватора.Самая глубокая точка на планете находится в Тихом океане в Марианской впадине. Ее глубина 11 022м. На дне океана расположено Тихоокеанское вулканическое огненное кольцо, представляющее из себя цепь вулканов, расположенных по периметру всего океана. Одной из главных особенностей Тихого океана являются волны цунами, которые возникают в результате подводных извержений и землетрясений.
КЛИМАТОЛОГ (Ася)
Большая протяженность океана с севера на юг вполне логично объясняет разнообразие климатических зон – от экватириальных до антарктических. Самая обширная зона – экваториальная. В течении всего года температура здесь не опускается ниже 20 градусов. Колебания температуры в течение года настолько невелики, что можно смело говорить, что там всегда +25. Осадков выпадает много, более 3 000 мм. в год. Характерны очень частые циклоны.Количество осадков больше, чем количество испаряющейся воды. Реки, которые приносят в океан ежегодно более 30 тыс. м³ пресной воды, делают поверхностные воды менее соленой, чем в других океанах.
Мы направляемся к берегам Австралии. Здесь находится самая большая цепь кораллов
(Большой Барьерный риф)
(СООБЩЕНИЕ УЧЕНИЦ ) САМБИЕВА ЮЛДУЗ,,АКАЕВА КАМИЛЛА,ГАДЖИЕВА АИДА.
Мы коралловые полипы — морские животные, больше похожие на причудливые растения. Сами по себе мы мягкие. Но в течение жизни у нас формируется твёрдый известковый скелет-панцирь, защищающий нас от врагов. Мы лепимся друг к другу — панцирь к панцирю, слой за слоем. И вот за тысячи лет из огромного количества наших предков образуются прекрасные коралловые рифы— безжалостный враг моряков. Расположены мы прямо под поверхностью воды на небольшой глубине, так что со стороны нас совсем не видно. Смотрит капитан: впереди чистая вода, никаких опасностей. Полный вперёд! А под водой спрятались мы. Сколько кораблей разбилось о нас, трудно даже сосчитать.
Мы очень опасны для моряков. Но при этом и невероятно красивы. Мы раскрашены во все цвета, которые только можно вообразить: красные, жёлтые, фиолетовые, зелёные. В Тихом океане находится наш дом, самый большой риф в мире, который так и называют — Большой Барьерный риф. Его видно даже из космоса, потому что длина рифа — две с половиной тысячи километров. Это самое большое сооружение на нашей планете, построенное живыми организмами. А барьерным его называют, потому что он, словно барьер, прикрывает собой северное побережье Австралии, образуя длинную узкую лагуну.
Со всего мира сюда приезжают ныряльщики, чтобы полюбоваться его подводными красотами и удивительными обитателями. Тут и рыба-попугай, и рыба-бабочка, и рыба-клоун, и плоские, как блин, скаты, и опасные зубастые мурены. Все они очень яркие, под стать нам. В пещерах рифа живут осьминоги, по дну бродит множество видов крабов, медленно кружат большие морские черепахи. Но многие обитатели рифа ядовитые, несмотря на свою красоту. Поэтому ныряльщикам строго-настрого запрещено не то что отламывать от нас кусочки , но даже просто трогать что-либо руками под водой. Так все будут целее — и люди, и мы, кораллы
Мы продолжаем путешествие. Юнги, что это? Течение принесло нам письмо. Это послание.
ПИСЬМО ИЗ БУТЫЛКИ (Фарида)
«Попробуй остров ты найти,
Название острова откроется тому,
Кто знает: что, зачем и почему.
Кроссворд морской ты отгадай
И к кладу свой корабль направляй!
Задание № 10 «Морские открытия»
На доске кроссворд. Слово, зашифрованное в вертикальной строке, и есть название острова. Кто первый отгадает название острова, тот первым найдет клад!
1.В П А Д И Н А
2. О Г Н Е Н Н О Е КОЛЬЦО
3.Б Е Р И Н Г О В
4. М А Г Е Л Л А Н
5.Д Р Е Й К А
6.Ц У Н А М И
Марианская……
Область по периметру Тихого океана, в котором находится большинство действующих вулканов
Пролив, соединяющий Тихий океан с Северным Ледовитым океаном
Кто открыл Тихий океан?.Широчайший пролив на Земле, соединяющий южные части Тихого и Атлантического океанов..Волны в Тихом океане ,достигающие высоты 30-40 м.
А вот и наш остров Победа! Но чтобы определить точное местоположение клада, нам нужно выполнить еще одно задание.
Я буду задавать вопросы об использовании океана, а вы должны будете найти верный ответ. Варианты ответов на вопросы написаны на доске.
1) Чем занимаются люди, живущие в странах, расположенных на берегах Тихого океана?
а) оленеводством, б) овощеводством, в) рыболовством, г) птицеводством.
2) В некоторых странах из морской воды извлекают:
а) соль, б) сахар, в) каменный уголь, г) бурый уголь.
3) На морском побережье Японии выращивают:
а) цветы, б) водоросли, в) овощи, г) пресноводную рыбу.
4) Через океан проходят:
а) железные дороги, б) линии электропередач, в) важные морские пути, г) трамвайные пути.
5) Дно океана используют для добычи:
а) рыбы, б) тины, в) морских котиков, г) нефти.
Верно Молодцы.
3. Заключительный этап
Ну что, ребята, вот мы и ЗАВЕРШИЛИ НАШЕ ПЛАВАНИЕ И отыскали клад. Как вы думаете, что лежит в сундуке? Золото! А золото, это те знания, которые вы получили, изучая ТИХИЙ океан. Надеюсь, что вы сможете правильно распорядиться своим богатством. . -подведение итогов урока
РЕФЛЕКСИЯ
На ваших столах лежат кораблики , и цветные паруса,я попрошу вас вдеть парус именно того цвета который соответствует вашему настроению.
Зеленый –если вам урок понравился и вам было всё понятно.
Желтый – если урок вам понравился но, остались вопросы
Красный –если урок не понравился
-выставление оценок
И закончить наш урок я хотела бы вот такими словами:
О Океан! Он чудо из чудес!
Планеты свет!
Планеты жизнь!
А значит
Запомнить должен каждый человек
Сберечь его важнейшая задача
О Океан! Он – "жизни колыбель"
Со всем живым связующая нить,
В стихах и песнях мы его воспели
Пока он жив,
Мы тоже будем жить!
4. Домашнее задание
В контурных картах: отметить: Заливы, Проливы, Моря Тихого океана
Творческое задание
Написать доклад или подготовить презентацию на тему: экологические проблемы тихого океана