Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме: «Цвет. Теплые и холодные цвета».


Технологическая карта урока ИЗО в 5 классе по теме: «Цвет. Теплые и холодные цвета».
Цель деятельности педагога. Развивать представления учащихся об искусстве, о природе цвета, вырабатывать умение подбирать цвета, владеть основами изобразительной грамоты. Создание условий для эмоционального восприятия цвета, как средства образной выразительности в изобразительном искусстве.
Цели и задачи урока Художественно-творческие: формировать универсальные умения: дифференцировать и обобщать знания о группах цветов, таких, как основные и составные цвета, теплые и холодные цвета. Развивающие: развивать эмоциональную сферу детей; художественно-образное, творческое мышление детей; художественный вкус. Развивать умение выражать свои творческие замыслы. Воспитательные: формирование познавательной деятельности в коллективе и сотрудничества в решении поисковых задач. Воспитывать аккуратность и трудолюбие. Здоровьесберегающие: создание благоприятных условий для сохранения здоровья учащихся на уроке.
Планируемые результаты Предметные: (объём освоения и уровень владения компетенциями) закрепить знания о тёплых и холодных цветах, развивать творческое воображение, уметь применять данные цвета в своих работах, поощрять творческую инициативу, вырабатывать умение работать восковыми мелками и акварелью.
Метапредметные: (компоненты культурно - компетентностного опыта /приобретённая компетентность) учащиеся учатся отвечать на вопросы, слушать собеседника, оценивать свои достижения на уроке.
Личностные: иметь мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных ситуациях. Умение применять полученные знания на практике.
Тип урока Повторение пройденного материала. Знакомство с нетрадиционной техникой рисования.
Основные понятия и термины Цветовой круг. Ахроматические и хроматические, основные и составные, тёплые и холодные цвета. Нетрадиционная техника: восковые мелки + акварель.
Образовательные ресурсы Учебное пособие для педагогов «Рисование 1», «Рисование 2», г. Екатеринбург, «У-Фактория»,1998;
Цвет и как его использовать, Уильям Ф.Пауэлл, Москва, «Издательство Астрель», 2006.
Наглядно-демонстрационный материал Плакат «Цветовой круг», детские работы. Образец педагогического рисунка, выполненного на уроке.
Используемые педагогические технологии, методы и приемы Технология системно-деятельного подхода. Методы активного обучения: проблемный, исследовательский, поисковый. Методы: вербальный, наглядный. Эвристическая беседа.
Оборудование Бумага, акварельные краски, кисти, восковые мелки
Организационная структура урока.
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность педагога Деятельность учащихся. Формы организации взаимодействия на уроке. Универсальные учебные действия (УУД), способствующие отработке личностных, предметных или метапредметных результатов Промежуточный контроль
I. Организационный момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка уч-ся к повторению пройденного материала Проверяет готовность учащихся к уроку
Настрой на работу, слушают учителя. Фронтальная Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками.
Личностные:
имеют желание учиться, эмоционально-положительный настрой, понимают значение знаний для человека. Устные ответы
5 мин.
II.
Повторение пройденного материала Вступительная беседа
Учитель предлагает определить тему урока.
- Ребята, давайте, вспомним: Какую тему мы изучали на прошлом уроке?
Учитель на доске пишет тему, которую определили дети.
- Правильно, молодцы! Цвет - одно из самых выразительных средств в искусстве. Мы узнали, что цвета делятся на группы.
- Правильно! Давайте, вспомним, какие цвета находятся в цветовом круге?
- А, по признакам, какие бывают цвета?
- Правильно!
Учитель дописывает тему на доске.
- Сегодня мы повторим понятие холодных и теплых цветов.
Учитель показывает на плакате цветовой круг.
- Правильно! А давайте, вспомним, какие цвета могут быть и теплыми и холодными?
- Молодцы! Теплые и холодные цвета, как мы видим, вещь относительная. А, как вы думаете, почему?
- А, как вы, думаете, можно ли, например, на красном фоне рисовать красным цветом, или на синем фоне синим цветом?
- Молодцы! Ребята, нам очень важно усвоить знания о цветовом круге, чтобы в дальнейшем правильно использовать теплые и холодные цвета в своих рисунках.
- А, теперь мы с вами создадим свои картины, используя теплые и холодные цвета. Но будем выполнять работу с помощью нетрадиционной техники рисования восковыми мелками и акварелью. В этой технике нужно начинать рисунок с деталей, нарисовав их восковыми мелками, а потом заканчивать акварелью.
Учитель знакомит ребят с новой техникой на примере практической работы.
Учитель показывает и объясняет, как правильно выполнять работу восковыми мелками и акварелью.
Разделив лист на две равные части, учитель рисует «холодные» весенние цветы на теплом фоне, и «теплые» весенние цветы на холодном фоне.
Вначале рисунок весенних цветов выполняют восковыми мелками, а потом поверх рисунка весь лист закрашивают акварельными красками.
- Внимание, сейчас вы увидите волшебное явление. Я закрашиваю весь лист поверх восковых мелков, но рисунок не исчезает под акварельными красками. А, что же происходит?
- Молодцы! Участвуют в коллективной беседе, отвечают на вопросы.

- Мы проходили тему: Цвет.

Ученики дополняют учителя.
- Основные и составные цвета.

- Хроматические цвета.

- Теплые и холодные.
Учащиеся называют холодные цвета: синий, голубой.
А теплые цвета: желтый, оранжевый, красный.
- Зеленый и фиолетовый.
Учащиеся объясняют, что, фиолетовый цвет относится к составным цветам. Он состоит из красного и синего цветов. И, если при смешивании цветов добавить больше теплого - красного, то фиолетовый цвет будет теплым. А, если добавить больше холодного - синего, то будет холодным. Тоже происходит и с зеленым цветом, который состоит из теплого - желтого и холодного - синего цветов.
Учащиеся отвечают.
- Нет, нельзя, они будут сливаться с фоном.
Ученики дополняют ответ.
- Чтобы цвета не сливались, а выделялись, надо правильно их сочетать. Теплые цвета не потеряются на фоне холодных цветов, и, наоборот, холодные на фоне теплых цветов.
Ученики эмоционально откликаются.
- Акварель не ложится поверх восковых мелков, потому, что воск имеет свойство отталкивать воду. Фронтальная Личностные:
имеют мотивацию учебной и творческой деятельности
Познавательные:
составляют произвольно речевое высказывание в устной форме, построение логической цепи рассуждений. Самостоятельное формулирование познавательных целей.
Регулятивные:
принимают и сохраняют учебную задачу, управляют своими эмоциями.
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, активно слушают и сотрудничают с учителями и одноклассниками.
Познавательные:
построение логической цепи рассуждений
Коммуникативные:
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. Совместно рассуждают и находят ответы на вопросы. Устные ответы

15мин.
III.
Творческая работа. Организация рабочего места.
Самостоятельная работа.

Творческая практическая деятельность. Учитель предлагает.
- Попробуйте эту технику. Уверяю вас, что она доставит вам много положительных эмоций. Учащиеся выполняют творческое задание, по ходу задают вопросы, чтобы уточнить выполнение работы.
Практическое применение полученных знаний и умений Индивидуальная. Регулятивные:
контроль и самоконтроль, сравнение результата способа действий с эталоном.
Личностные:
нравственно-эстетическое оценивание усваиваемого содержания.
Самоопределение. Коммуникативные:
согласовывают усилия по достижению цели и решению поставленных задач. Выполнение работы
15мин.
IV.
Итог урока.
Рефлексия. Выставка работ учащихся. Подведём итоги работы.
-Мы с вами сегодня повторили полученные знания о теплых и холодных цветах и познакомились с нетрадиционной техникой рисования восковыми мелками и акварелью.
- Скоро приближается весенний праздник.
- Я предлагаю вам доработать рисунок, вставить в рамочку и подарить мамам, бабушкам, сестрам, тетям. Ведь работа, выполненная своими руками с душой, намного больше ценится, чем купленная в магазине.
Учитель показывает оформленный рисунок в рамке. Рассматривают работы, оценивают их.
Определяют своё эмоциональное настроение.
Дети дополняют.
- 8 марта, Международный женский день.
Дети позитивно воспринимают предложения учителя и эмоционально откликаются. Регулятивные:
оценивают свою работу, умеют адекватно воспринимать информацию учителя или товарища, содержащую оценочный характер отзыва о работе.
Личностные:
самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание
причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.
5 мин.