Конспект урока по изобразительному искусству Волшебные замки. Теплые и холодные цвета для 1-го класса (нетрадиционный урок)











Конспект урока по изобразительному искусству
в 1 классе
по теме: «Волшебные замки. Теплые и холодные цвета»
Используется технологии: инверсии, одухотворения
Нетрадиционный урок

























Цель занятия: познакомить с эмоциональной характеристикой цвета, способами художественного выражения своего настроения и впечатлений через аппликацию.
Задачи:
Определить настроение, как характеризуются “радость” и “грусть”, «тепло» и «холод».
Выяснить, сочетания, каких цветов при рассматривании вызывают ощущение холода, а какие тепла.
Научить создавать цельность цветового впечатления путем поиска разнообразия оттенков для выражения определенного настроения (тепло, холод).
Формировать эмоциональное восприятие к цвету, поиску ассоциативных связей между цветом и настроением.
Развивать творческое воображение и фантазию.
Воспитывать чувство эмпатии (сопереживания), умение слушать друг друга.
Задание: выполнить аппликационные работы на создание контрастной гаммы цветов, выражающей состояние холода и тепла, используя соответствующие цветовые сочетания. Разместить доброго и злого персонажей на соответствующий фон, сочинить название работе.
Применяемые методы и технологии: метод построения эмоционально-образной драматургии урока, предполагает комплексные формы воздействия музыки, поэзии или сказки, игры, где педагог выступает в роли режиссера, актера, художника, психолога; формы коллективной и индивидуальной работы, беседа с анализом, репродуктивная творческая деятельность, технологии: инверсии (я- Снежная королева, я – Повелитель Солнца), и одухотворения.
Техника: аппликация, фломастеры, коллаж.
Время: 25 минут.
Наглядные пособия:
разнообразный иллюстративный материал:
музыка-настроение и стихи-настроение для создания эмоционального настроя на выбор педагога;
дидактические игры:
“Цветные приветики”,
“Палитра художника”.
Материалы и принадлежности:
Формат бумаги А-3. Цветная и белая бумага
Вырезанные персонажи, примерно 10 Х 10 см (злой, добрый)
Бумажные сенсорные эталоны (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) различного размера и цвета
Клей ПВА, салфетка, фломастеры
Волшебный колокольчик
Конверты для вырезанных сенсорных эталонов
Воздушные шарики теплых и холодных цветов
Вазы для шаров
План.
Введение ребенка в художественно-изобразительную задачу. Здесь используется непродолжительный рассказ, обращение к опыту, элементы игры, пластических движений, имитация действий, походки, голоса
Индивидуальный характер общения с ребенком, отсутствие давления со стороны взрослого (принцип личностного общения)
Не предлагать образцы, по которым можно вырезать и наклеивать (принцип отсутствия образца). Используется в качестве образца только окружающий его мир
Принцип выставки работ
Общая структура занятия:
Введение в художественное пространство. Для создания определенного настроения. Обозначить переход в мир фантазии и вымысла, чувств и переживаний. Используется волшебный колокольчик
Эмоциональное введение в художественно-изобразительную задачу и формулирование темы, эмоционального настроения. Музыкальное звучание, дидактические игры с цветом «Цветовое приветствие»
Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь (при необходимости ) взрослого каждому ребенку
Обсуждение с каждым ребенком его работы в режиме диалога
Обсуждение всех работ, выполненных на занятии.
Система организации задания:
Индивидуальная работа
Работа в парах
Работа в мини группах.
Принцип построения занятия:
Занятие начинается своеобразным ритуалом введения в художественное пространство. Это нужно для того чтобы создать определенный настрой. Обозначить переход в мир фантазии и вымысла , чувств и переживаний. Для этого мы используем волшебный колокольчик, звук которого перемещает детей в воображаемое творческое пространство - туда, где живут и работают художники и мастера, где сказка и вымысел становятся реальными произведениями искусства. Заканчивается занятие таким же образом: звук колокольчика говорит о выходе из мира сказок.
Необходимо эмоциональное введение ребенка в художественно-изобразительную задачу. Для этого используются непродолжительный и эмоционально насыщенный рассказ, обращение к опыту ребенка, элементы игры, пластических движений, имитация действий, походки, голоса и других характерных особенностей изображаемого персонажа, передача мимики и экспрессии и т.д. (принцип эмоциональной вовлеченности взрослого).
Индивидуальный характер общения с ребенком, т.е. отсутствие любого давления со стороны взрослого. Создание аппликации предполагает индивидуальную работу с ребенком, поэтому педагог может присесть или наклониться, так чтобы равенство участников диалога, их имели и пространственное выражение партнерство (принцип личностного общения).
Ребенку никогда не предлагаются образцы, по которым можно что-либо вырезать и наклеить. Он использует в качестве «образца» только окружающий его мир или собственную фантазию, а взрослый «ведет» его к изменениям, детализованной проработке и обогащению собственной работы. При этом техника всегда вторична по отношению к творческой задаче, которая не имеет (не может иметь!) одного- единственного решения, и поэтому возможны разные равноценно правильные и интересные варианты (принцип отсутствия образца.)
В процессе работы ребенок допускает ошибки - это естественное и закономерное явление. Важно найти правильный образ для их определения, развития деятельности в нужном направлении и правильный тон по отношению к художнику. Например, одна из наиболее распространенных ошибок - когда ребенок подбирает бумагу одинакового или близкого цвета для фона аппликации и для самого изображения. В таком случае надо похвалить ребенка за то, какого хорошего невидимку он сотворил: стоит отойти от работы на один шаг - и герой растворяется в воздухе. А потом надо спросить, действительно ли ребенок хотел, чтобы его герой был невидимкой.
Сначала ребенок цветом, формой и пространственным расположением выражает отношение к своему внутреннему миру, а затем, в ходе обсуждения и диалога с взрослым, он выражает свое отношение к готовой работе, в том числе отвечая на вопросы взрослого, например, соотнося значение слов, предлагаемых в вопросе, с цветовым пространством. При этом необязательно, чтобы ребенок развернуто отвечал на вопросы или объяснял свой выбор. Достаточно, если он просто покажет то место в работе, которое соответствует предлагаемым взрослым определениям (принцип диалогового обсуждения).
На каждой работе указывается имя художника и данное им самим название аппликации. Так формируется авторская позиция ребенка и его личностная включенность в творческий процесс (принцип авторства).
После каждого занятия все аппликации вывешиваются. После завершения работы над какой-либо темой устраивается выставка детских работ; при этом работы отбираются так, чтобы все дети-художникии все направления были представлены (принцип выставки работ).


План занятия
Организационный момент. Проверка готовности к занятию. I этап занятия “Вхождение в настроение”. Введение в пространство изобразительного искусства. Приветствие, дидактическая игра “Цветные приветики”.
Введение в тему занятия “ Введение в пространство изобразительного искусства, и формулирование изобразительной задачи.
Беседа “Замок Снежной королевы – повелительницы холода и зла”, знакомство с литературными и музыкальными произведениями, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
Беседа “Замок повелителя Страны Солнца, тепла и добра”, знакомство с литературными и музыкальными произведениями, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
Игра “Я превращаюсь” ребенок в пантомиме или игре осваивает и закрепляет содержание художественного образа, проживание ситуации изнутри.
Практическое задание - выполнить две аппликационные работы на создание контрастной гаммы цветов, выражающей состояние холода и тепла, используя соответствующие цветовые сочетания.
II этап занятия “Расположение персонажа” . Разместить веселого и грустного персонажей на соответствующий фон, сочинить название работе.
Устраивается выставка в галерее “Холодных оттенков” и “Теплых оттенков” для детей и гостей.
Итог занятия, анализ работы и рефлексия.

Предварительная подготовка к занятию
Рассматривая дома и на занятиях репродукции с картин художников или иллюстрации в книгах, а также фотографии, обращайте внимание на то, какое настроение они несут, какие выразительные средства – цвет, мимика, поза, композиционное расположение – помогают передать это настроение. Дома попросить ребят подобрать картинки с персонажами –веселый и грустный, злой, добрый и вырезать их можно из открыток, журналов, календарей и т.п. Попросить обратить внимание на персонажей русских сказок, мультфильмов и т.п., постараться воздержаться от героев Диснея, т.к. они почти всегда не соответствуют настроению персонажа, его цветовому решению; даже если персонаж грустный, цвет одежды всегда яркий, веселый. Это нам в нашей работе помочь не сможет, а только запутает. Картинки необходимо вырезать по контуру персонажа. Здесь вы сможете закрепить навыки работы с ножницами. Картинки не должны быть очень большими, постарайтесь подобрать размер приблизительно 10 х10 см. Вспомнить сказки, стихи, рассказы, мультфильмы, где встречаются веселые и грустные персонажи, но не по сюжету развития сказки, а по чертам своего характера и взгляда на мир. Какие герои ближе вам, кого вы хорошо понимаете?
ХОД ЗАНЯТИЯ
1.Организационный момент. Проверка готовности к занятию
I этап занятия “Вхождение в настроение”
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Дидактическая игра “Цветные приветики”
Дети сидят на стульях полукругом около доски в количестве 14 человек. Учитель сидит вместе с ними - находится на одном уровне - равенство участников диалога. Для того, чтобы учитель и дети имели и пространственное выражение партнерство (принцип личностного общения).
- В напольных вазах находятся воздушные шарики различных цветов.
- Вам, наверное, очень интересно узнать, почему сегодня у нас на уроке столько шаров? (ДА).
- Это наши помощники. С помощью их мы будем с вами путешествовать в страну волшебных замков. Посмотрите, шарики разных цветов именно цвет шарика будет нашим проводником в сказочную страну, где живут герои сказок.
Предлагаю выбрать тот цвет, с каким сегодня вы хотели бы “поздороваться”, цвет, который сейчас выражает ваше настроение.
Дети выбирают цвета.
- Как вы думаете, какое настроение несут эти цвета, отражают ли они ваше настроение? Попробуйте сейчас тембром голоса показать настроение и поздороваться с нами цветным “приветиком”.
Дети пытаются поздороваться с теми цветами, которые выбрали (маленькая пантомима).
- Молодцы!
- Сегодня те дети, которые выбрали холодные оттенки цветов, будут работать с холодными цветами, а те дети, которые выбрали теплые оттенки тона, будут работать с теплыми тонами (хотя во время работы может происходить изменение ассоциации цвета). У многих ребят цвет настроения и звучание голоса совпадают.. Настроение бывают разные.
Предлагаю детям поставить в вазы теплые цвета, а в другую вазу – холодные цвета. Выясняем, в какую вазу поставим зеленый шарик.
Вывод: Цвета бывают теплыми и холодными.
2. Введение в тему занятия “ Введение в пространство изобразительного искусства, и формулирование изобразительной задачи.
- Сегодня мы побываем там, где живут герои сказок. Мы встретимся с волшебными замками. Предлагаю вам отправиться в страну «волшебных замков». Вспомните пожалуйста сказки, где действие происходит в замках. (Ответы детей). - А как вы думаете, в каких замках живут волшебники? (Ответы детей).
- Правильно. Замки в которых они живут, бывают разные: большие и маленькие, огромные и самые крошечные, добрые и злые, холодные и теплые и т. д. Все зависит от того кто правитель страны волшебных замков.
- Я предлагаю вам отправиться сегодня в замок самой Снежной королевы – замок холода, ветра, ночи и замок тепла, света - повелителя Страны Солнца.
Используется волшебный колокольчик, звук которого перемещает детей в воображаемое пространство – там, где живут и работают мастера, где сказка и вымысел становятся реальными произведениями искусства.
- А какие цвета подойдут, для передачи образа этих двух замков предлагаю вам подобрать самостоятельно, но только после нашей беседы. Ну что, в путь?
3.Беседа “Замок Снежной королевы – повелительницы холода и зла”, знакомство с литературными и музыкальными произведениями, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
Звучит музыкальный коллаж, составленный из фрагментов музыки.
- Скажите, к какому замку больше подходит эта музыку? К замку Снежной Королевы или Повелителя Страны Солнца?
- А эти стихи? Зачитываются стихи.
Наталья Чернышева
В северном царстве вечной полуночи
Где бушуют бураны и метели метут
Где не знают тепла и лета не ждут
Где замерзла земля и застыли моря
Виден замок до небес
Ажурный замок до небес
Ледовый замок до небес -
Только холод и мрак, вечный холод и лед
И сквозь занавесь метели
Виден замок до небес
Ажурный замок до небес
Ужасный замок до небес –
Обитель Снежной Королевы.
(Ответы детей).
- Правильно. К замку Снежной королевы. С какими цветами у вас идет ассоциация образа замка и героя замка? (Холодными цветами). - Пожалуйста, попытайтесь описать словами, как выглядит замок Снежной королевы (ответы детей).
Игра “Я превращаюсь” ребенок в пантомиме или игре осваивает и закрепляет содержание художественного образа, проживание ситуации изнутри.
Давайте попробуем описать, сыграть, как выглядела Снежная Королева.
- Кто знает, какой она была? (описание детей)
- А по характеру? (Злая, жестокая, бессердечная и т.д.)
- Кто из вас сможет показать или сыграть как она выглядела?
4. Беседа “Замок повелителя Страны Солнца, тепла и добра” знакомство с литературными и музыкальными произведениями, выстраивание личностного отношения к происходящему в данной ситуации, опираясь на свой эмоционально-чувственный опыт.
- А звуки этой музыки, для какого замка больше подходят? Звучит музыкальный коллаж. После ответа детей зачитываются стихи о замке повелителя страны Солнца.
Красивый край, прекрасен замок
Он в свете солнечного дня
Под шорох листьев, словно скалы
Создал гранит вокруг меня.
И прикоснулся я рукою
К щербатой раненой стене,
Дышавшей солнечной жарою,
Как дышит сердца жар во мне.
- А стихи соответствуют хозяину, какой страны?
Ответы детей.
- Правильно. Эти стихи соответствуют хозяину – страны Повелителя Солнечного цвета. - Пожалуйста, попытайтесь описать словами, как выглядит замок повелителя Солнца (ответы детей).
5. Игра “Я превращаюсь” ребенок в пантомиме или игре осваивает и закрепляет содержание художественного образа, проживание ситуации изнутри. Давайте попробуем описать, сыграть, как выглядит хозяин страны Солнца.
- Кто из вас может представить, как он выглядит? (описание детей)
- А по характеру? (добрый, веселый, ласковый и т.д.)
- Кто из вас сможет показать или сыграть как он выглядит?
- Итак, мы с вами сейчас выясняли, что цвета бывают теплые и холодные. Обращаю внимание детей на шарики, поставленные в вазах. И от выбранного цвета зависит какой образ можно создать и передать, используя только холодные цвета или только теплые цвета.
6. Практическое задание - выполнить аппликационные работы на создание контрастной гаммы цветов, выражающей состояние холода и тепла, используя соответствующие цветовые сочетания. Разместить веселого и грустного персонажей на соответствующий фон, сочинить название работе.
Дидактическая игра “Палитра художника”.
Путем подбора цветовых сочетаний, созвучных настроению, выбрать цветовую гамму из холодных или теплых тонов цветной бумаги.
- Теперь подумайте, над каким замком, его постройкой вы будете работать. Определитесь с выбором. Подойдите к тому столу, выберите нужный вам конверт, займите свое рабочее место. (Дети делают выбор).
Дети выбирают нужные конверты, которые больше подходят для выполнения их работы «Замок Снежной королевы» или замок повелителя Страны Солнца.
- Дети, в конвертах вы найдете нарезанные сенсорные эталоны – треугольники, прямоугольники, овалы, круги и т.д., также по кусочку бумаги относящейся к холодному или теплому цвету. Вы можете их использовать в работе, если посчитаете нужным или если вам не хватит для вашей работы фигурок. Также, вы можете нарезать их из цветной бумаги, которая, лежит на ваших столах. Для работы вы можете использовать и фломастеры для прорисовки необходимых деталей. - Какие вы молодцы.
- Подумайте, над вариантом выполнения работы. Вы можете работать индивидуально, можете в паре, а можете сделать коллективную работу (4-5) человек (право выбора).
- Наверное, в каждом замке есть башня. Ее мы и возьмем за основу. Расположение башни на ваших работах я возьму на себя. Берется сенсорный эталон – кирпичик. Учитель приклеивает его на формат работы. Это позволит детям быстрее вести работу быстрее и правильнее.
- В каждом из замков должно быть потаенное, самое любимое место, где любит отдыхать его хозяин. Пусть это место будет центром композиции. Выделите его цветом. Дополняете свои замки новыми деталями, если считаете нужным. Можно для большего создания образа использовать фломастеры для прорисовки отдельных деталей, выделения отдельных элементов.
Дальнейший ход занятия. Самостоятельная работа детей и индивидуальная помощь при необходимости взрослого каждому ребенку.
7. II этап занятия “Расположение персонажа”
-Давайте рассмотрим те картинки, которые вы приготовили к занятию, они тоже несут в себе определенное настроение, цвет и поиграем в игру “Я превращаюсь” (работа на мягкой зоне).
- Что же делают ваши персонажи? Примите позу персонажа, попытайтесь описать возникающие ощущения, рассказать, что он испытывает, как себя чувствует, где может находиться и т.д.
Важно выслушать каждого ребенка.
- Сейчас наш персонаж отправится в путешествие по выполненному вами фону. Рассмотрите его внимательно, наша фактура не однородна, где-то есть темные и светлые пятна, сочетание линий разного изгиба, все они могут что-то обозначать. Расположим, персонаж и сочиним историю о нем, том месте в замке, где вы его расположили.
Дети приступают к самостоятельной работе. Внимательно рассматривают работы и размещают персонажа каждый в соответствии с колоритом. Аккуратно подклеивают.
Педагогу необходимо поддерживать идеи ребенка, предлагать ему искать варианты, пробовать, экспериментировать.
- Сейчас еще один важный момент – нам необходимо дать название вашей работе. Вы помните, какую важную роль играют в картинах названия. Они во многом помогают понять, что хотел передать нам художник, или заставляют задуматься. Наше название не должно быть скучным, оповещая только о том, что это, например, «грустная Снежная королева» или «веселый Повелитель страны Солнца», нам важно описать не только настроение, но и действие персонажа в этом пространстве фона. Например: «Замок счастья».
8. Устраивается выставка в галерее “Холодных оттенков” и “Теплых оттенков” для детей и гостей. ” Рассматриваем работы. Делимся впечатлениями.
9. Итог занятия, анализ работы и рефлексия.
- Понравилось ли вам наше занятие?
- Что понравилось больше всего?
- Что нового вы узнали на уроке?










13 PAGE \* MERGEFORMAT 141115


Уласень А.Ф.



Рисунок 31