Урок русского языка в 6 классе по ФГОС Возвратное местоимение


Конспект урока
Предмет: русский язык
Класс: 6
УМК: учебный комплекс под редакцией  В.В.Бабайцевой.  А.Ю.Купалова, А.П.Еремеева. Русский язык. Практика. 6 класс.  
Тема урока: Возвратное местоимение.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели урока:
деятельностная: формирование способности опознавать и классифицировать опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты (различные формы местоимения – существительного себя), оценивать их с точки зрения нормативности
образовательная: расширение понятийной базы о местоимениях-существительных, предупреждение возможных речевых и грамматических ошибок в употреблении местоимений, развитие речи и мыслительной деятельности учащихся, коммуникативных умений и навыков, оценивание речи с точки зрения её правильности, исправление речевых недочетов, редактирование текстов
воспитательная: воспитание сознательного отношения к русскому языку как к духовной ценности, средству общения.
Планируемые результаты:
Коммуникативные (договариваться о совместной деятельности, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, , выступать с сообщениями перед коллективом сверстников).
Предметные:
языковая компетенция опознавать местоимения – существительные в тексте, отличать местоимения –существительные от имен существительных, разграничивать разные разряды местоимений –существительных, изменять по падежам, выявлять их синтаксическую роль в предложении;
коммуникативная компетенция: продуцировать и редактировать собственный текст;
Метапредметные: уметь анализировать, сравнивать, делать выводы, строить рассуждения;
Регулятивные: уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять самопроверку письменных текстов;
Личностные: развивать интерес к языку, созданию собственных текстов, анализировать использование разных форм возвратного местоимения­существительного себя (в пословицах, фразеологизмах, живом общении), употреблять формы личных и возвратных местоимений в собственных текстах.
Оборудование и программное обеспечение: компьютер, презентация, доска, листы самооценки, памятки о разрядах местоимений-существительных
Межпредметные связи: литература, ИКТ. Отбор и анализ информации из смежных областей знаний школьного курса.
Форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке:
групповая
парная
индивидуальная
Методы обучения на уроке:
наглядный
проблемный и побуждающий диалог
индуктивный (по логике построения материала)
Технологии: технология проблемного обучения, технология оценивания
Виды деятельности учителя: организует, направляет, контролирует
Виды деятельности учащихся: находят и объясняют правописание орфограмм, исправляют орфографические ошибки
Виды используемых ИКТ: компьютер, мультимедийная установка, презентацияМатериалы и оборудование: раздаточный материал (тест, лист самооценки)
Ход урока
Этап урока Цель этапа Деятельность учителя
Содержание учебного материала
Деятельность обучающихся Формируемые УУД
I.Мотивация к учебной деятельности.
Организация рабочей обстановки. Приветствие.
Включение учащихся в учебную деятельность Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает успеха.
Добрый день, дорогие ребята!
Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Снова сесть за парты рады. Приступать к учебе надо.
Я желаю вам успехов на уроке, получения новой информации и творчества. Вперед, к знаниям!» -. (Слайд1)
Отвечают на приветствие учителя.
Определяют свою готовность к уроку. Включаются в деловой ритм.
Личностные:
Уважение к учителю и сверстникам.
Самоопределение.
Самооценка готовности к уроку.
II.Актуа
лизация знаний
Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания». Ребята, мы с вами продолжаем наше путешествие по стране «Морфология».
В латинском языке эта часть речи имела название прономен. 
Это слово составлено из двух частей: предлога про - вместо и существительного номен - имя. О какой части речи я говорю? (местоимение - вместо имени).
-Что мы узнали о местоимениях?

- К каким выводам мы пришли с вами в результате изучения этого раздела русского языка?
-Ребята, я предлагаю вам проверить свои знания по изученному материалу:
1. Допишите предложения:
1) Местоимения не называют предметы, признаки, количество, но …
2)Местоимения­существительные указывают на…
3) Я запомнил(а) такие разряды местоимений­существительных: … .
4)Местоимения­существительные так же, как имена существительные, изменяются…
(Слайд 2)
У вас на столах лежат листы самооценки. Оцените, пожалуйста, свою работу. О местоимениях.
Существует 8 разрядов мест. Они употребляются в речи вместо имен сущ. Местоимения служат для грамотной и красивой устной и письменной речи.
Выполняют задание.
Обучающиеся работают в группах.
Осуществляют самопроверку и взамопроверку, воспроизводя способ действий, выставляют отметки в соответствии с нормами. Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П). Находить и исправлять ошибки, оценивать (Р), осуществлять самопроверку и взаимопроверку(К).
III. Введение в тему с формулировкой проблемы урока. Выявление места затруднения, фиксация во внешней речи причины затруднения. Учитель создаёт условия для проблемной ситуации в технологии проблемного (подводящего) диалога. Проводит параллель с ранее изученным материалом.
- Продолжаем работать. Предлагаю вам решить орфографическую задачу. На слайде (слайд 3) представлены словосочетания с местоимениями, но предлоги в них не записаны, а стоят в сторонке.
Выполните два задания: 1. запишите эти словосочетания в столбик с предлогами и вставьте пропущенные буквы. 2.поставьте местоимения в начальную форму.
Появился у (него), летит надо (мной), проявлять заботу обо (мне), думать о (ней), прибыл ко (мне), трава подо (мной), объясниться с (ним), сожалеть о (нём), подарил (им), скучаю по (вас), рассказал о (себе).
– Что общего вы увидели во всех записанных словосочетаниях?
– Какую орфографическую задачу мы решали при написании этих местоимений?
– Где возникали трудности? С чем это связано?
- Ребята, оцените, пожалуйста, свою работу
(Заполняют листы самооценки)
- Друзья, посмотрите, пожалуйста, на доску. У всех ли местоимений в словосочетаниях у вас получилось образовать начальную форму?
-– Выпишите это словосочетание с местоимением
– На кого (что) оно указывает? На какой вопрос отвечает?
-Прочитайте предложение (слайд 4) :
Крупные снежинки закружились в воздухе, и вскоре они превратились в большие мохнатые хлопья.
-Найдите местоимения и определите их синтаксическую роль.
-Выполните морфемный разбор глаголов этого предложения.
- Что обозначает суффикс –СЯ?
-Как называются такие глаголы?
-Сделайте предположение, как может называться местоимение себя?
–Давайте сформулируем тему урока. Запишите ее в свои тетради.
- Подумайте, а с какое личное местоимение кажется на слух похожим на местоимение себя?
Просклоняйте, пожалуйста, местоимения «ТЫ» и «СЕБЯ»
- Сравните эти местоимения и скажите, что вы заметили.
-Найдите, пожалуйста, однокоренные слова к слову «Возвратный»
- Что происходит в корнях этих слов? Вы заметили? - Как вы думаете, почему местоимение получило такое название?
-Попробуйте сформулировать вопросы, на которые нужно найти ответы на уроке. Учащиеся записывают:
1.Появился у него, летит надо мной, проявлять заботу обо мне, думать о ней, прибыл ко мне, трава подо мной, объясниться с ним, сожалеть о нём, подарил им, скучаю по вас, рассказал о себе.
-Зависимое слово – личное местоимение в каком­то падеже.
-Написание местоимений с предлогом.
-У предлогов есть варианты об/обо, над/надо, под/подо.
-Ответы детей - нет.
- рассказал о себе.
-на того, кто говорит, на себя
Обучающиеся читают, наблюдают, анализируют предложение, выполняют морфемный разбор глаголов и строят рассуждение.
-возвратные
-возвратное
Формулируют тему урока
« Возвратное местоимение» и записывают.
Работают в парах, формулируют тему, проблему, ключевые слова урока, сравнивают с формулировкой в учебнике.
Отвечают на вопросы,
Анализируют, срав- нивают, обобщают, делают выводы
Записываем на доске и выделаем корни;Чередование
В чём особенность возвратного местоимения - существительного себя?
Как оно изменяется?
Где оно употребляется? Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать тему и проблему урока.
3. Планировать деятельность на уроке.
IV. Физкультминутка Предупреждение общего утомления уч., переключ. их с умств. деятель. на умственно-физич. Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз Встают, выполняют упражнения для глаз. 5. Поиск решения. Открытие новых знаний. Построение плана достижения цели,
Фиксация нового знания в речи Давайте попробуем воплотить в жизнь цель, которую мы поставили. Объявляется мозговой штурм. Работаем в группах. Каждая группа учащихся получает задание и в течение 3-4 минут выполняет его:
Карточки с заданиями у вас на столе
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ.
Каждая группа учащихся получает задание и в течение 3-4 минут выполняет его:
1-ая группа: как изменяется местоимение СЕБЯ по падежам?
2-ая группа: изменяется ли местоимение СЕБЯ по числам?
3-я группа: каким членом предложения может быть возвратное местоимение СЕБЯ?
Итогом проектной деятельности будут выступления представителей групп с ответами на поставленные вопросы:
1-ая группа: местоимение СЕБЯ не имеет формы именительного падежа.
2-ая группа: местоимение СЕБЯ не изменяется по числам.
3-я группа: в предложении местоимение СЕБЯ всегда является дополнением. Искать пути решения проблемы, строить логически обоснованные рассуждения.
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию (К).
VI Реализация построенного проекта Выбор оптимального из предложенных детьми варианта решения проблемы Организует работу с текстом учебника в технологии изу- чающего чтения.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке Формулируют вывод, затем сравнивают с текстом в рамке учебника, читая его в технологии изучающего чтения. Выделять главное, свёртывать информацию до ключевых понятий.
Владеть технологией и приёмами изучающего чтения (П).
VIII. Развитие учебноязыковых умений.
Организация усвоения детьми способа действия при определении падежа местоимения. Применение по- лученных знаний.
Организация самостоятельного выполнения задания на новый способ действия. Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль
1.Запись словосочетаний под диктовку.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПАДЕЖА ВОЗВРАТНОГО МЕСТОИМЕНИЯ.
Быть требовательным к себе,
брать ответственность на себя,
поставить перед собой цель,
винить в неудачах прежде всего себя,
меньше всего думать о себе.
следить за собой,
отдавать себе отчет в своих поступках,
владеть собой.
2.РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ РЕЧЕВЫХ И ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК.
В данных предложениях исправьте неясность речи:
Сосед попросил сестру налить себе воды.
Учитель попросил ребят отнести тетради к себе.
Я извиняюсь, что толкнул Вас.
3.РАБОТА ПО ОБОГАЩЕНИЮ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ УСТОЙЧИВЫМИ СЛОВОСОЧЕТАНИЯМИ.
Задание : объясните смысл словосочетаний.
Быть вне себя
Найти себя
Прийти в себя
Выйти из себя
Проявить себя
Читать про себя
Себе на уме
Уточняет понимание задания.
Отмечает степень вовлечённости учащихся в работу на уроке. Осуществляет индивидуальный контроль
Прежде чем выполнять следующее упражнение, давайте вспомним, что такое фразеологизмы. Фразеологизмы- это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову.
4.Замените выделенные слова фразеологизмами с местоимением себя.
Этот человек хитрый и скрытный.  Всё устроилось без особых усилий. Наездник не скоро опомнился после того, как упал с лошади.
.Читай молча (не вслух). 
После болезни мальчик плохо выглядит.
– Какой из фразеологических оборотов отрицательно характеризует человека?
-Ребята, скажите, а если вы затрудняетесь, не можете объяснить значение фразеологического оборота, что вы сделаете?
– Правильно! (Показать ученикам
фразеологический словарь)
– Скажите, ребята, а кто такой эгоист?
– А теперь, ребята, давайте попробуем подобрать синоним к слову эгоист. (Себялюбец).
(Если ученики затрудняются, учитель сообщает о том, что можно подобрать пример из словаря синонимов) Выполняют задания в группах.
2. Сосед попросил сестру налить воды.
Учитель попросил ребят отнести тетради в класс.
Извините, что толкнул Вас.
3.Дети находят во фразеологических словарях значение фразеологизмов:
Быть вне себя – находиться в крайне возбужденном или раздраженном состоянии.
Найти себя – правильно определить свои наклонности, свое призвание.
Прийти в себя–
1)выходить из обморочного состояния, из забытья; 2) успокаиваться перестоять бояться, беспокоиться, волноваться.
Выйти из себя – прийти в состояние крайнего раздражения.
Проявить себя – проявлять в полной мере свои качества, способности, возможности.
Читать про себя – тихо, еле слышно, шепотом, не произнося вслух.
Себе на уме – скрытен, хитер, не обнаруживает своих мыслей.
4. Этот человек себе на уме. Всё устроилось само собой. Наездник не скоро пришел в себя после того, как упал с лошади. Читай про себя. После болезни мальчик на себя не похож.
-Нужно обратиться к фразеологическому словарю.
-Себе на уме.
Объясняют сами ученики и обращаются к толковому словарю С. И. Ожегова)
Строить логически обоснованные рассуждения, группировать слова по заданным основаниям. (П.Р).
Работать в группе, участвовать в выработке решения (К).
8.Рефлексия осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
Организует рефлексию через подводящий диалог.
Какой была тема урока? Какую проблему мы решали? Как её решили?
Каковы особенности склонения местоимения себя?
Где можно применить новые знания?
Оцените свою работу на уроке. Работу класса.
1.Поставьте местоимение-существительное себя в нужную форму. Назовите эту форму.
Руби дерево по ...
Выше … не прыгнешь.
Умный винит …, глупый – своего товарища.
Отвечают на вопросы, подводят итог работы
Руби дерево по себе (Д.п.).
Выше себя (Р.п.) не прыгнешь.
Умный винит себя (В.п.), глупый – своего товарища.
Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П)
Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л)
Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К)
Соотносить цели и результаты своей деятельности.
Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы (Р)
9.Домашнее задание 1.&124. Упр.654
2. Выпишите из повести А.С. Пушкина «Дубровский» 5 предложений с местоимением себя в разных падежах.
3. Написать лингвистическую сказку о местоимении себя