Урок развития речи. Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег» 6 класс.


Сочинение по картине А.А. Пластова «Первый снег».
Цель урока – совершенствовать умение описывать картину (пейзаж, портрет человека), познакомить с особенностями жанра дневниковых записей.
Тип урока: изучение нового материала.
Вид: развитие речи.
Метод: продуктивный, частично-поисковый.
Форма: урок-презентация.
Дидактическое пространство: компьютерная презентация; медиа –пректор; памятки к уроку, репродукции картины.
Ход урока.
Приветствие учителя. Постановка цели.
– Здравствуйте, ребята!
«Сегодня 28 октября. Утро. Скоро ноябрь, не за горами и зима. Недавно выпал первый снег и уже растаял. Сейчас за окном совсем другая картина. И урок мой сегодня будет посвящен первому снегу. Хочется, чтобы урок удался. Пожелаю себе удачи – ни пуха ни пера».
Такую запись я сделала сегодня утром в своем дневнике.
Итак, мы сегодня должны подготовиться к написанию домашнего сочинения по картине А.А.Пластова «Первый снег» в форме дневниковых записей. (Запись темы урока в тетрадь.)
Работа с понятием дневниковой записи.
Словарная работа.
- Слово дневник вам хорошо знакомо. Каково его лексическое значение?
После обсуждения вопроса на экране высвечивается слайд №1 с определением слова дневник, которое читаем хором: «Дневник – 1) запсии, ведущиеся изо дня в день; 2) ученическая тетрадь для записи заданных уроков и для отметок об успехах.Дневник – дневниковый, дневничок». (однокоренные слова записать в тетрадь, выделить части слова.)
Как вы думаете, почему или для чего люди ведут дневники? (речь идет о первом лексическом значении слова дневник.)
После обсуждения вопроса на экране – слайд № 2:
«почему люди ведут дневники?
- для самоанализа своих действий и поступков.
- для записи наблюдения.
- от одиночества.
Значит, люди ведут дневники для познания себя и окружающего мира.
Беседа об особенностях дневниковых записей.
- Чем же отличаются дневниковые записи от каких-либо других записей? Что указывается в начале записи?
- Дается ли глубокая оценка событий или только первое впечатление? Почему?
- Для кого пишется дневник. В какой форме? Почему? Возможен ли в дневнике диалог?
- Имеет ли дневниковая запись строгую структуру (вступление, основная часть, заключение)?
По мере обсуждения поставленных вопросов на экране высвечиваются ответы (слайд № 3), которые потом читаем хором:
«Помни!
Дневник:
- дата, место событий;
- первые впечатления;
- общая оценка людей и событий;
- пишется для себя в монологической форме (но автор может обращаться и к самому себе, к воображаемому собеседнику);
- записи отрывочны.»3. Работа с картиной А.А.Пластова «Первый снег».
1. На экране – слайд № 4 с репродукцией картины.
- Рассмотрите картину: как вы думаете, какой смысл вкладывает художник в название этой картины? Найдите на ней приметы первого снега.
- Как вы думаете, почему на картине художник изобразил детей? Очевидно, это брат и сестра.
- кто из них выбежал раньше, кто позже? Чем вы можете подтвердить свою догадку?
- С первого взгляда на картину зрителю ясно, что дети радуются первому снегу, любуются им. А как передать это настроение и впечатление словами? А как бы вы описали то, что открылось взору ребят? А как описать самих детей?
На эти три важных вопроса ответ дадите вы сами (задание по вариантам или по группам).
На экране – слайд № 5 с заданиями для самостоятельной работы по вариантам или по группам:
«задания.
1 вариант. Опишите чувства детей, их настроение, впечатление от увиденного.
2 вариант. Продолжите ряд:
– первый снег белый, пушистый…;
–снежинки падают, кружатся, опускаются…;
– снег похож на…
Дополните описание: ветки березы припорошены снегом и сохранили еще зеленые листочки…
3 вариант. Опишите внешность детей, обратите внимание на цвет одежды, на их лица».
Потом работы обсуждаются.
3. Каким будет наш план? ( учитель обращает внимание детей к памятке – смотри слайд № 3.)
Обсуждается каждый пункт плана:
– Как начнем сочинение?
– Что потом опишем – пейзаж или первые впечатления? Почему?
- Как можно описать внешность детей? («Вспомнила, что одета лишь в платье – замерзла».)
- О чем можно написать в конце?
В ходе беседы на экране постепенно появляются пункты плана, который записывается ребятами в тетрадь – слайд № 6:
«план сочинения.
Дата, место событий.
Первое впечатление от увиденного.
Описание снега на улице, на крышах домов, на березе.
Описание внешности детей.
Настроение на весь день».
Домашнее задание. Написать сочинение в форме дневниковой записи от имени героев картины (мальчики от имени мальчугана, девочки – от имени его сестры), ведь и у детей вполне могло возникнуть желание рассказать об увиденном и пережитом, о том, как падает первый снег.
- Предлагаю возможное начало сочинения. Слайд № 7:
«23 октября. 8.00 часов.
Как только я проснулся (ась), тотчас подбежал (а) к окошку. Меня поразило, что вся улица, крыши домой, деревья – все успело покрыться снегом…»
- Постарайтесь изобразить внутренний мир персонажа (мальчика или девочки), взглянуть на происходящее как бы его глазами. А что бы не забыть то, о чем говорили на уроке, обращайтесь к репродукции и к памятке, в которой перечислены отличительные приметы дневниковых записей, даны возможные начало сочинения (слайды №3 и 7) и домашнее задание.