Урок развития речи «Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег»»

Интегрированный урок в 5 классе
Тема урока: Урок развития речи. Сочинение по картине А. А. Пластова «Первый снег».
Цели урока:

Обучающие:
- подготовка к написанию творческой работы; - обучение работе в парах и группе. Развивающие: - развитие устной и письменной речи учащихся; - развитие образного мышления и воображения учащихся.
Воспитывающие: - Воспитание чуткости к красоте жизни;
- пробуждение желания творить.


Тип урока: интегрированный урок
Оборудование: карточки, принадлежности для рисования (краски, кисти, бумага), аудиозапись музыки П.И.Чайковского «Вальс снежных хлопьев», мультимедийная презентация.

Лексико-орфографическая работа.

-Какое время года вам нравится больше всего? Любите ли вы зиму? Давайте произнесем про себя слово зима. Что слышится вам в этом слове? (Что-то обновляющее, очищающее, ведь все укрыто белым снежным покрывалом.)

- Подберите однокоренные слова к слову зима и запишем их в тетради. (Работа со словообразовательным словарем)
Запись в тетрадях: зима, зимушка, зимний, зимовать, по- зимнему. -А.С. Пушкин, замечательный русский поэт, по- разному описывал зиму. Помните?

Под голубыми небесами Мчатся тучи, вьются тучи;
Великолепными коврами, Невидимкою луна
Блестя на солнце, снег лежит; Освещает снег летучий;
Прозрачный лес один чернеет, Мутно небо, ночь мутна.
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.


А что представляете вы, когда произносите слово зима? (Зима-это первый снег, белый, пушистый, легкий; зима-это большие снежные сугробы; это радостное настроение ; зима-это холод, мороз; зима-это катание на санках и лыжах.)

-О зиме сложено много пословиц, поговорок, загадок, ведь зима у нас такая долгая.
Вспомним их.

1) Много снега - много хлеба. 2) Сугроб да вьюга- два друга. 3) Зимой морозы, а летом грозы. 4) После большого урожая строгая зима. 5) В зимний холод всякий молод. 6) Не пугай зима, придет весна. 7) Декабрь – шапка зимы. 8) Месяц январь- зимы государь.

9) Прозрачен, как стекло, а не вставишь в окно. (Лед.)
10) Бел, а не сахар. Ног нет, а идет. (Снег.)
11) И не снег, и не лед, а серебром деревья уберет. (Иней.)
12) С неба звездой, на ладони водой. (Снежинка.)

-Какие слова всплывают в вашей памяти, когда вы слышите слово зима? Запишите их. ( Cнег, мороз, ветер, поземка, метель, сугробы, шубы и шапки, санки, лыжи, весело, забавы, настроение, воробьи)

-Распространите эти слова определениями или другими словами, чтобы получились словосочетания и запишите их в тетради. (Первый снег, сильный мороз, резкий ветер, гонит поземку, большие сугробы, теплые шубы и шапки, лететь на санках, кататься на лыжах, чириканье воробьев, веселые забавы, прекрасное настроение.)
(Работа в парах, затем обмен мнениями, в результате чего записи дополняются. Чтение вслух.)
-Составьте небольшой текст. Выразите свое мнение о зиме.

«Я всегда радуюсь приходу зимы. Это мое любимое время года. Все вокруг становится ослепительно белым, чистый воздух хочется вздохнуть глубже. Морозец бодрит, а снег сверкает на солнце всеми цветами радуги. Весело кататься на санках с горки или ходить на лыжах в лес, слушать чириканье воробьев. (Таня С.)
«Люблю смотреть, как падает первый снег за окном. Снежинки такие огромные, мохнатые, легкие. Кажется, что стоит только чуть дунуть, и они улетят. Снег быстро укутывает землю пушистым одеялом. Как вдруг все изменилось вокруг! Уже ничего не видно: ни тропинок, ни дорог. Другие дома, другие деревья. Люди в теплых шубах и шапках выходят на улицу, чтобы полюбоваться первым снегом. А он все падает, падает(Катя С.)
«Иногда зимой вдруг разыграется метель и становится немного не по себе, особенно по вечерам. Ветер воет и швыряет снег прямо в лицо. Темные тучи низко-низко низко опускаются над землей. Не хочется выходить на улицу. В такое время особенно жаль птичек. Так и хочется принести их домой». (Андрей Т.)

-У вас на столах текст И. Никитина о зиме.
Здравствуй, гостья-зима!
Просим милости к нам.
Песни севера петь
По лесам и степям.

Есть раздолье у нас –
Где угодно гуляй;
Строй мосты по рекам
И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать-
Пусть мороз твой трещит;
Наша русская кровь
На морозе горит.

(Чтение про себя, затем выразительное чтение вслух.)
-Что представляет собой первая строчка стихотворения? Есть ли здесь еще обращения? Какое это предложение по интонации?
- Почему нет запятой перед союзом и?
- Как вы объясните правописание слова расстилай?
А сейчас послушаем стихотворение Анненского «Первый снег».
-Какова интонация стихотворения?
-Какой рисует поэт Аннинский зиму?
-Назовите незнакомые слова? Попробуем объяснить значение этих слов.
-Какое слово повторяется в этом стихотворении? Почему?
-Назовите эпитеты. Для чего автор употребил их?
Работа над выразительным чтением стихотворения.
-Найдите слова, на которые падают логические ударения?
- Обозначьте длинные и короткие паузы.
-Какие знаки препинания помогут нам найти правильную интонацию?
Затем два-три ученика выразительно читают стихотворение.
А теперь предлагаю вспомнить уже известные вам стихотворения о зиме и прочитать их выразительно. (Учащиеся читают стихотворения о зиме русских поэтов)

-Зима привлекала своей неповторимой красотой, своими крепкими морозами, вьюгами, метелями не только поэтов, но и композиторов. Сейчас мы с вами услышим музыку зимы. Послушайте внимательно и скажите, какие образы возникают у вас при этом?
(Звучит музыка. П.И.Чайковский «Вальс снежных хлопьев».)

-Обратимся к лирической миниатюре
В. Бианки «Первый снег».
Самый первый снег робок и тих. Небо серое, снежок белый и легкий, словно на акварельном рисунке. Белым ровным слоем покрыл снег всю землю. Поля и лесные поляны теперь - как гладкие чистые страницы. Кружатся в воздухе и падают на землю пушистые легкие снежинки. Одна красивее другой: вот цветок с шестью лепестками, а вот звездочка с лучами.
(На примере художественного текста учащиеся наблюдают за изобразительными средствами языка, учатся видеть происходящее глазами автора.)

Учащиеся сначала читают про себя, потом – один ученик – вслух.

-Какое время зимы описывает здесь В. Бианки? Что показалось интересным в этой лирической зарисовке? Каким видит автор окружающий мир?
-Какие краски преобладают? Какое сравнение использовал автор, чтобы подчеркнуть эти краски зимы?
-Какие эпитеты использует автор для описания снега?

-Да, зима у В. Бианки робкая, тихая, чистая.
А теперь рассмотрим картину А. А. Пластова «Первый снег». Аркадий Александрович Пластов - выдающийся русский живописец. Всю свю жизнь он прожил в родном поволжском селе Прислонихе Ульяновской области Наиболее известные его картины: «Витя – подпасок», «Весна», «Летом». Многие его картины посвящены изображению русской деревни, ее природы и жителей. Люди и природа - эта тема объединяет все, написанное художником. «Надо, чтобы человек непреходящую, невероятную красоту мира чувствовал ежечасно, ежеминутно, утверждал А.А. Пластов. - И когда поймет он эту удивительность- на все его тогда хватит: и на подвиг в работе, и на защиту Отечества, на любовь к детям, к человечеству всему. Вот для этого и существует живопись». Пробудить понимание красоты окружающего мира помогают картины А. А. Пластова. «Первый снег» - одно из таких произведений.
-Рассмотрите репродукцию: как вы думаете, какой смысл вкладывает художник в название картины? Как соотносится миниатюра В. Бианки и картина А. А. Пластова? Найдите в ней приметы первого снега.
-Как по - вашему, почему автор на этой картине изобразил детей?
-Наверное, это брат и сестра. Как вы считаете, кто из них выбежал раньше, кто позже? Чем вы можете подтвердить свою догадку?
- Какое чувство детей передал автор картины? Рады ли дети наступившей зиме? Интересно ли им видеть, как падает снег? А как передать это настроение и свои впечатления словами? Ведь и у детей вполне могло возникнуть такое желание: они наверняка захотели бы рассказать об увиденном и пережитом, особенно тем, кому не доводилось наблюдать, как падает первый снег.
Первый снег белый, пушистый Продолжите этот ряд.
Снежинки падают. А может быть, кружатся, опускаются? Используйте и другие глаголы.
Ветки березы, припорошенные снегом и сохранившие еще зеленые листочки. Дополните это описание.
- А как бы вы описали то, что открылось взору ребят?
-Для того, чтобы избежать лишних повторов подберите синонимы, а также близкие по значению слова: например, к слову художник(автор картины, живописец, мастер живописи); изобразил(показал, передал, запечатлел); картина(репродукция, произведение живописи).

Составьте сначала рабочие материалы. Они помогут вам последовательно описать все, что вы видите, не пропустив ни одной интересной выразительной детали, использованной художником для воплощения своего замысла.

III. Рефлексивно-оценочная часть.
– Итак, вам предстоит написать сочинение по картине. Возможно, что вы включите в него и элементы повествования, а также рассуждения (скажем, личностную оценку картины природы).
– Прочитайте эпиграф к сочинению, написанный на доске. Вспомним, что такое эпиграф, как он оформляется в сочинении. Используйте его в своем сочинении. Может быть, вы сами подберете эпиграф для своей работы.
– Чтобы более стройно, логично, красиво организовать наши мысли, мы обращаемся к плану.
– Прочитайте “Памятку” для работы над сочинением.
Как работать над сочинением.
Конкретизируйте тему (если это необходимо) и определите основную мысль сочинения.
Подумайте: кого, в чем и как вы будете убеждать своим сочинением?
Соберите или отберите необходимый материал.
Определите, какой тип речи (повествование, описание, рассуждение) будет основным в вашем сочинении.
Подумайте об особенностях стиля сочинения.
Составьте план.
И последнее напутствие. Чтобы вам интереснее было писать, изберите для себя адресата, то есть того, кому бы вы хотели написать. Найдите этого человека для себя- папу, маму, старшего брата, друга-кого хотите-и представьте, что именно ему вы это рассказываете. Никому об этом не говорите, и в сочинении об этом не пишите, это ваш секрет, только вы будете знать о нем. Ваш адресат будет вам помогать- вы с ним будете советоваться, для него стараться, ему рассказывать
Напишите черновик сочинения, затем после проверки и исправлений перепишите его.
-Итак, я надеюсь, что вы с удовольствием продолжите работу, и я верю, что у вас всё получится!


















15