Конспект урока Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» — роман, ставший легендой (11 класс)



ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ 11 КЛАСС
«Роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» - роман, ставший легендой»


ФИО: (полностью) Кумандина Ольга Ивановна

1
Место работы: МКОУ Слаутнинская СОШ


Должность: учитель русского языка и литературы

3
Предмет:  литература

4
Класс: 11

5
Базовый учебник: «Литература . 11 класс» под ред. В.П. Журавлева
М - «Просвещение» 2012 г.


Цель урока:
Познакомить с особенностями композиции романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита»;
учить составлять сравнительную характеристику литературных героев, определять авторскую позицию по отношению к героям произведения;
рассмотреть авторские примы раскрытия сатирического и фантастического пластов своего романа;
определить значение образа Воланда и его свиты в развитии сюжета и в раскрытии идейного содержания произведения;
составить устный портрет главных героев романа и их прототипов;
развивать навыки анализа прозаического текста.

6
Задачи:
обучающие: продолжить обучению характеристики образов произведения
развивающие: развивать образное мышление, навыки устного рисования
воспитательные: воспитывать интерес к литературе, творчеству русских литераторов

7
Тема урока: Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» - роман, ставший легендой.

8
Тип урока: Закрепление знаний, умений и навыков

9
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая

10
Техническое оборудование:
Компьютер, проектор, презентация Power Point (для просмотра материалов)

11.
Ход урока
Используется презентация
1. Организация начала урока.
Подготовка к восприятию темы. Вступительное слово учителя.
Первичное осмысление темы. Постановка проблемы. слайд №2 и его задач слайд №3
ознакомление с ключевыми вопросами урока слайд №4
1. Особенности композиции романа «Мастер и Маргарита».

2. Характеристика Воланда и его свиты:
- Бегемота,
- Азазелло
- Коровьева,
- Геллы.

3. Прототипы образов
- Мастера,
- Маргариты.

2. Повторение материала.
Индивидуальная работа.
Рассказать об истории создания романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Объяснить причины превращения произведения в легенду. слайд №5
3. Закрепление материала с использованием ЭОР из коллекции [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (скриншоты)
Фронтальная беседа.
Раскрыть образ Воланда. (использование скриншота ЭОР) слайд №6
Назвать героев романа, входящих в свиту Воланда. слайд №7
Столкновение с ними (нечистой силой) – это
столкновение с самим собой. Власть нечистой силы
проявляется лишь там, где отступает человеческое.
В. Акимов
Охарактеризовать Бегемота. Рассказать о его прототипе. слайд №8
(Бегемот (в переводе – «чудовище») - один и заметных зверей в Библии; в космогоническом мифе о триаде «Левиафан - Бегемот – Зиз» - царь зверей. Арабы считают это животное воплотившимся дьяволом, в демонологической традиции демон желаний желудка)

С кем или с чем ассоциируется Азазелло? Что является его особенной страстью?
(Имя Азазелло образовано Булгаковым от ветхозаветного имени Азазел (или Азазель). Так зовут отрицательного культурного героя ветхозаветного апокрифа - книги Еноха, падшего ангела, который научил людей изготовлять оружие и украшения. Благодаря Азазелу женщины освоили "блудливое искусство" раскрашивать лицо. Поэтому именно Азазелло передает Маргарите крем, волшебным образом меняющий ее внешность) слайд №9

Почему появление Коровьева в романе сопровождается жарой? Кто является его прототипом? слайд №10

(Фамилия Коровьев сконструирована по образцу фамилии персонажа повести Алексея Толстого (1817-1875)"Упырь" статского советника Теляева, который оказывается рыцарем Амвросием и вампиром. Интересно, что Амвросием зовут одного из посетителей ресторана Дома Грибоедова, расхваливающего достоинства его кухни в самом начале романа. В финале же визит в этот ресторан Бегемота и Коровьева-Фагота заканчивается, а в заключительной сцене последнего полета Коровьева-Фагота, как и Теляев у А. К. Толстого, превращается в рыцаря.)

Какую роль в свите играет Гелла?Есть ли у ее образа прототип? слайд №11
(Имя "Гелла" Булгаков почерпнул из статьи "Чародейство" Энциклопедического словаря Брокгауза и Эфрона, где отмечалось, что этим именем называли безвременно погибших девушек, после смерти ставших вампирами.)

Составить устный портрет Маргариты, определить ее прототип. слайд №12

· С приходом Маргариты роман, дотоле напоминавший
корабль в пучине шторма, взрезал поперечную волну,
распрямил мачты, подставил паруса набежавшему ветру и
понесся вперед к цели – благо, она наметилась, а вернее
сказать, открылась – словно звезда в разрыве туч.
Путеводный ориентир, на который можно опереться,
как на руку надежного провожатого.
А. З. Вулис
(Главным прототипом Маргариты послужила третья жена писателя Е. С. Булгакова. Через нее Маргарита связана с героиней пьесы начала 30-х годов "Адам и Ева"
Просмотр фрагмента фильма «Мастер и Маргарита» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
( задание 6)

Охарактеризовать образ Мастера. Найти его прототип. слайд №13
(Мастер - во многом автобиографический герой. Его возраст в момент действия романа ("человек примерно лет тридцати восьми" предстает в лечебнице перед Иваном Бездомным) - это в точности возраст Булгакова в мае 1929 г. (38 лет ему исполнилось 15-го числа, через 10 дней после того, как Мастер и его возлюбленная покинули Москву). Газетная кампания против Мастера и его романа о Понтии Пилате напоминает газетную кампанию против Булгакова где под заголовком "Ударим по булгаковщине!" излагались выступления в Московском комитете партии на собрании коммунистов, работающих в сфере искусства, состоявшемся 13 ноября.)

Индивидуальная работа.
Решение заданий теста: слайд №14

I «Мастер и Маргарита» -это
1. сатирический роман
2.сложное многоплановое произведение, отражающее реальную жизнь и вековую борьбу идей
3.реалистический роман.

II. Укажите , где происходит действие романа Булгакова «Мастер и Маргарита»?
1.Ленинград
2.Петроград
3.Москва
4. Ершалаим

III. Где проживали Воланд и его компания?
1.Садовая улица
2.Коровьев переулок
3.Преображенская застава
4.Канал Грибоедова

IV. Концепция мира автора романа заключена в словах
1. «Трусость – самый страшный порок»
2. «Слуги зла будут уничтожены самим злом»
3. «изображение русской интеллигенции как лучшего слоя в нашей стране».


- Сделать общий вывод о роли свиты Воланда в романе.
- Решение заданий модуля ЭОР по теме урока. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Итог урока. слайд №15

Сделать вывод о роли образов свиты Воланда.
(Писатель явно не является сторонником идеи непротивления злу насилием, напротив, по его мнению «привести в чувство» людей, закосневших в зле, возможно только силой, потому что эти люди ведут себя по-человечески (во внешнем смысле) лишь тогда, когда боятся вести себя иначе. Свита Воланда, таким образом, воплощает в романе принцип справедливости, возмездия, но не добра.)

Работая в группах, составить рассказ о силе любви Маргариты.

(Настоящая: бескорыстие, самоотверженность, способность помогать всем, чем можешь, разделять не только радость, но и неудачи, быть опорой
Верная: верна чувству, не теряет надежды на встречу (для нее безразлично, на каком свете)
Вечная: пройдя через испытание на балу Сатаны, отстояла право на любовь
Со способностью любить ближнего больше, чем себя, начинается восхождение человека по лестнице любви/)

Самостоятельно выполнить задание по ссылке:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Домашнее задание. слайд №16

Подготовить рассказ о противостоянии Иешуа и Понтия Пилата.
Самостоятельно проанализировать задание по ссылке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Используемые источники информации:
«Поурочные разработки по русской литературе XX века» Н.В. Егорова. М – «Вако» 2011 год.
Коллекции ФЦИОР www.fcior.edu.ru
http://fcior.edu.ru/card/28434/geroi-romana-master-i-margarita-i-ih-prototipy-bazovoe-izuchenie.html
3. Коллекции ЕК ЦОР school-collection.edu.ru
слайд №16




15