Конспект урока литературного чтения на тему Заглавная буква Б. Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста (1 класс).


Урок литературного чтения.
Тема:
Заглавная буква Б.
Упражнения в чтении слов с буквой Б, текста.
Цели деятельности учителя:
Создать условия для ознакомления с употреблением заглавной буквы Б, организации и проведения упражнений в чтении слов, предложений с новой буквой; способствовать развитию речи, воображения; прививать любовь к чтению книг, способствовать воспитанию бережного отношения к книгам.
Цели деятельности учащихся:
Познакомиться с заглавной буквой Б, научиться правильно читать слова, предложения, тексты с буквой Б.
Расширить свой кругозор, учиться бережно относиться к книгам.
Планируемые образовательные результаты
Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.
Предметные: познакомиться с заглавной буквой Б, её употреблением; читать слова, предложения с буквой Б.
Метапредметные (универсальные учебные действия):
познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы в иллюстрациях; делать выводы в результате совместной работы класса;
регулятивные: высказывать предположение на основе работы с материалом учебника; работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
коммуникативные: оформлять мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Тип урока:
Урок изучения и закрепления нового материала.

Ход урока
I Организационный момент
Прозвенел звонок,
Начинается урок.
Повернулись, поклонились
И на место все уселись!
II Актуализация опорных знаний
С какой буквой мы познакомились на прошлом уроке?
Приведите примеры слов с этой буквой.
Какие звуки она обозначает?
Охарактеризуйте их.
Игра «Твёрдый-мягкий».
Определить твёрдость-мягкость первого звука. Если слышится мягкий звук, то встают девочки, а если твёрдый – мальчики.
Банан, банка, бинокль, баран, баранка, берёза, бочка, бабочка, белка, булка, бидон, бочка, барабан.
Молодцы и девочки, и мальчики.
III Постановка темы и целей урока
На доске слова: Бажов, Байкал, Болгария, Барнаул, Бурятия.
Можно ли, прочитав слова, догадаться, какая тема урока?
(Большая буква Б.)
Что будем делать на уроке?
( Читать слова, предложения, тексты с большой буквой Б.)
К нам в гости пришёл Буратино. Он говорит:
Буква «Б» проснётся рано.
Буква «Б» - бочонок с краном.
Умывайся, будь здоров,
Богатырь Борис Бобров!
В. Степанов
Печатание буквы Б в воздухе.
IV Изучение нового материала
1.Работа по учебнику с.114, чтение слов.
(Читают 1 и2 столбики.)
-Что интересного заметили?
(От имён образовались фамилии.)
Работа в парах.
Подчеркните фамилии, которые принадлежат мужчинам синим карандашом.
Подчеркните фамилии, которые принадлежат женщинам красным карандашом.
(Взаимопроверка.)
Прочитайте имена и фамилии в 3-м столбике.
Как одним словом сказать, кто это?
(И.Бунин, А.Блок, В.Берестов – поэты.)
- Прочитайте имена и фамилии в 4-м столбике.
- Кто такой Александр Бородин?
(Это композитор.)
Кто такая Елена Благинина?
( Это поэтесса.)
Какие стихи Е.Благининой вы знаете?
(«Улетают, улетели», «Вот какая мама», «Не мешайте мне трудиться».)
Кто такой Олег Басилашвили?
(Он актёр театра и кино.)
Прочитайте следующие столбики.
Как написаны эти слова? Почему?
(Это географические названия.)
Физкультминутка
А теперь, ребята, встали. Вспомним, когда пишется большая буква.
Имена, фамилии, клички, города –
Все с заглавной буквы пишутся всегда.
Начинает буква важные слова:
Иванова, Анна, Волга и Москва.
2. Работа по учебнику с. 114.
Прогнозирование содержания по названию и иллюстрации.
Прочитайте название, посмотрите на иллюстрацию.
Предположите, о чём будем читать?
Прочитайте текст про себя.
Прочитайте текст вслух.
Беседа после чтения.
Это сказка или рассказ?
Куда пришли ребята?
А знаете ли вы происхождение слова «библиотека»?
Это слово пришло в русский язык из греческого языка, состоит оно из двух древнегреческих частей: «библион» - книга и «тэке» - хранилище книг.
Теперь вам понятно значение этого слова?
Рассматривание выставки книг Пришвина и Бианки.
О чём писали авторы этих книг?
3. Отгадывание ребуса, загадки.
Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я …. (подосиновик).
БЕ
ЗО ВИК
148590013208000

ПОД РЁ
(Подберёзовик.)
Почему гриб моховик так назвали?
( Растёт во мху.)

V Закрепление
Работа над рассказом Н.Сладкова «Лесные силачи» с.115.
Прогнозирование содержания рассказа по отгаданным ребусу и загадке, заглавию, автору, иллюстрации.
Чтение текста про себя.
Чтение текста вслух.
Беседа по ходу чтения.
Что явилось сигналом к началу соревнований?
Какие грибы соревновались?
В чём же соревновались грибы?
Как это «выжимал вес»?
(Поднимал.)
Внимательно ли художник прочитал текст?
( Нет, лист должен быть жёлтого цвета.)
Кто же стал победителем?
(Подосиновик.)
Какова награда ему?
(Награда ему – алая майка чемпиона.)
Носит ли эту «майку» подосиновик?
(Да. Это его шляпка.)
Вы прочитали сказку или рассказ?
Что в произведении сказочного?
(Грибы соревнуются.)
А почему это рассказ?
(Автор представлял себе рост грибов как соревнвание, а их внешний вид – как итог этих соревнований.)
Как вы думаете, почему рассказ Н.Сладкова назван «Лесные силачи»?
(Автор сравнивает грибы с лесными силачами, потому что они во время дождя хорошо растут, набирают силу,
а не за то, какой гриб сколько может поднять. Он грибы представляет в виде людей, очеловечивает их, наделяет силой, сноровкой.)
Можно ли , прочитав рассказ, догадаться, о чём любил писать Николай Сладков?
(Да, это человек, который любит природу, лес, наблюдательный, любознательный человек, фантазёр.)
VI Итог урока
Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок.
Что нового узнали на уроке?
В какое время года в лесу растут грибы?
А какое время года сейчас?
К какому празднику мы сейчас готовимся?
(Новый год.)
VII Рефлексия деятельности
- Давайте украсим нашу ёлочку снежинками, оценив свои достижения на уроке. Если вам урок понравился, у вас всё на уроке получилось хорошо, то возьмите снежинку побольше, а если пока не всё пока получилось – поменьше!
Ребята выходят к доске и, выбрав снежинку, говорят:
Сегодня на уроке я узнал…
Мне понравилось…
Я запомнил…
Кто был самым активным на уроке?
Кого мы должны поблагодарить за урок?