В. К. Железников Три ветки мимозы


Тема: Характеристика главного героя. В. К. Железников «3 ветки мимозы»
Цель:
Продолжить знакомство с рассказом В. К. Железникова «3 ветки мимозы»;
развивать умение осознанно, правильно читать вслух;
Уметь давать характеристику героям, правильно оценивать их поведение;
Знакомство
Здравствуйте, дорогие ребята! Говорят ,если день начать с улыбки, то можно быть уверенным, что он пройдет удачно. Мне очень хочется, чтобы этот урок мы провели с улыбкой.
Мотивационное начало Тема, цель.
Беру веточки мимозы
- Ребята, что у меня в руках?
- Что вы знаете о мимозе?
- В России мимоза – это название южной акации с желтыми цветками, которая зацветает в конце февраля. Душистые веточки стали символом Международного женского дня.
- Как вы думаете, почему мы начали урок литературного чтения с разговора о мимозе?
- Верно. Сегодня мы вновь обратимся к произведению В, К. Железникова «3 ветки мимозы»
- Какие цели мы перед собой поставим, продолжите фразы:
( Продолжить знакомство, дать характеристику, обсудить)
Перед тем, как начать работу, я хочу узнать, а насколько хорошо вы знаете это произведение. Предлагаю вам ответить на несколько вопросов. Возьмите, пожалуйста, пульт. В верхнем ряду есть кнопка СЕТ, во 2 ряду – цифры 1,2,3. Именно эти кнопки сейчас вам понадобятся для того, чтобы ответить на вопросы. Итак, первый вопрос.
Ребята, вы молодцы, и все справились с заданиями на отлично. А значит в ы хорошо помните этот рассказ. А значит вы с легкостью справитесь со всеми заданиями
Итак, на пульте имеется яркая цифра – это ваш код. Посмотрите, как вы справились с заданием. Я вижу, что некоторые ребята забыли некоторые детали этого произведения, а значит нам есть что вспомнить.
Работа в парах
- Я предлагаю вам поработать в парах. У вас на столе есть текст и иллюстрации. Найдите эпизод в тексте, который относится к данной иллюстрации.
В. К. Железников «Три ветки мимозы»
   Когда он утром подошёл к столу, то увидел огромный букет мимозы. Они были такие хрупкие, такие жёлтые и свежие, как первый тёплый день!    - Это папа подарил мне, - сказала мама. - Ведь сегодня Восьмое марта.    Действительно, сегодня Восьмое марта, а он совсем забыл об этом. Вчера вечером помнил и даже ночью помнил, а сейчас вдруг забыл. Он побежал к себе в комнату, схватил портфель и вытащил открытку. Там было написано: "Дорогая мамочка, поздравляю тебя с Восьмым марта! Обещаю всегда тебя слушаться". Он вручил ей открытку, а сам стоял рядом и ждал. Мама прочитала открытку в одну секунду. Даже как-то неинтересно - как взрослые быстро читают! 
- Что в этот момент почувствовал мальчик?
(разочарование)   А когда он уже уходил в школу, мама вдруг сказала ему:    - Возьми несколько веточек мимозы и подари Лене Поповой.    Лена Попова была его соседкой по парте.    - Зачем? - хмуро спросил он.    - А затем, что сегодня Восьмое марта, и я уверена, что все ваши мальчики что-нибудь подарят девочкам. 
- Почему ответил хмуро?
(недовольство)   Ему очень не хотелось тащить эти мимозы, но мама просила, и отказывать ей тоже не хотелось. Он взял три веточки мимозы и пошёл в школу.    По дороге ему казалось, что все на него оглядываются.
- Что в этот момент чувствовал мальчик?
(волнение, смущение)
Но у самой школы ему повезло. Он встретил Лену Попову. Подбежал к ней, протянул мимозу и сказал:    - Это тебе.    - Мне? Ой, как красиво! Большое спасибо!    Она готова была благодарить его ещё час, но он повернулся и убежал. 
- Почему подарил на улице?
- Почему убежал?
(неловкость, стыд)
   А на первой перемене оказалось, что никто из мальчиков в их классе ничего не подарил девочкам. Ни один. Только перед Леной Поповой лежали нежные веточки мимозы.    - Откуда у тебя цветы? - спросила учительница.    - Это мне Витя подарил, - сказала Лена.    Все сразу зашушукались и посмотрели на Витю, а Витя низко опустил голову.    - Вот как! - сказала учительница. - Ты оберни концы веток в мокрую тряпочку или бумагу, тогда они у тебя не завянут. 
- Что в этот момент чувствовала Лена? ( радость, восхищение, гордость)
- А Витя?
(смущение)   А на перемене, когда Витя как ни в чём не бывало подошёл к ребятам, хотя чувствовал уже недоброе, (что именно чувствовал?)- тревога они вдруг закричали:    - Тили, тили-тесто, жених и невеста! Витька водится с девчонками! Витька водится с девчонками!    Ребята засмеялись и стали показывать на него пальцами. А тут проходили мимо старшие ребята и все на него смотрели и спрашивали, чей он жених. 
   Он еле досидел до конца уроков и, как только прозвенел звонок, со всех ног полетел домой, чтобы там, дома, сорвать свою досаду и обиду.    Он забарабанил изо всех сил по двери и, когда мама открыла ему, закричал:    - Это ты, это ты виновата, это всё из-за тебя! - Он почти плакал. Вбежал в комнату, схватил мимозы и бросил их на пол. - Ненавижу эти цветы, ненавижу!    Он стал топтать их ногами, и жёлтые, нежные цветочки лопались под грубой подмёткой его ботинок.    - Это мне подарил папа, - сказала мама.    А Лена Попова несла домой три нежные веточки мимозы в мокрой тряпочке, чтобы они не завяли. Она несла их впереди себя, и ей казалось, что в них отражается солнце, что они такие красивые, такие особенные... Это ведь были первые мимозы в её жизни...
- Посмотрите, что у нас получилось?
(картинный план)
- Какой эпизод мы пропустили?
( иллюстрация)
- Давайте восстановим эти события. Возьмите желтую карточку. Поработайте в паре, вставьте пропущенные слова.
-Прочитайте, что у вас получилось
- СК Постройте мостик дружбы, если вы все сделали правильно.
ФизминуткаГлазкам нужно отдохнуть. (Ребята закрывают глаза)Нужно глубоко вздохнуть. (Глубокий вдох. Глаза все так же закрыты)Глаза по кругу побегут. (Глаза открыты. Движение зрачком по кругу по часовой и против часовой стрелки)Много-много раз моргнут (Частое моргание глазами)Глазкам стало хорошо. (Легкое касание кончиками пальцев закрытых глаз)Увидят мои глазки все! (Глаза распахнуты. На лице широкая улыбка)А теперь, ребята, встать
Руки медленно поднять.
Пальцы сжать, потом разжать.
Руки вниз и так стоять.
Наклонитесь вправо, влево
И беритесь вновь за дело!
- Итак, о чем говорят эти слова?
( о чувствах мальчика)
- Что он чувствовал?- А мама?
- А Лена, когда несла свой букет домой?
- Три человека, три ветки мимозы. И всех этих героев переполняют такие разные чувства. И все они связаны с этими цветами.
- Скажите, разве плохой совет дала мама Вите?
(хороший, он много радости подарил девочке)
- Почему же тогда он причинил маме, самому родному человеку душевную боль?
( он оказался слаб душой, не знал как поступить)
- Каких качеств не хватает Вите?
( СТОЙКОСТИ, МУЖЕСТВЕННОСТИ, СМЕЛОСТИ, УВЕРЕННОСТИ)
- Ребята, давайте поможем Вите. Обсудите в группе, какой бы совет вы дали Вите?
- Как вы думаете, поймет Витя, что поступил по отношению к маме неправильно?
5. Подведение итогов
- Удалось ли нам достичь поставленных целей?
- Ребята, сейчас я вам предлагаю оценить свою работу. Возьмите веточку мимозы и украсьте ее цветами. Если вы считаете, что на сегодняшнем уроке у вас все получилось, то наклейте 5 цветочков, если были трудности – 3 цветочка.
(музыка, дети показывают)
- Дарить цветы- это всегда приятно. И не нужно ждать особого повода, их можно дарить просто так, а главное – от всей души! Ребята, прямо сейчас подарите свою веточку мимозы кому вы пожелаете!
-Спасибо, ребята, вам за хорошую работу и интересную встречу! До новых встреч!