Урок обучение грамоте сильная и слабая позиция. Многозначные слова


Агинская средняя общеобразовательная школа № 3
Урок составила Ячменева Л. В.
Урок обучение грамоте
Тема: Сильная и слабая позиция согласного звука. Многозначные слова. Тематические группы слов.
Цель: создать условия для выявления ситуации, когда согласный звук может быть в сильной и слабой позиции.
Задачи:
Расширить представление о многозначных словах. Расширить понятие о сильной и слабой позиции на основе звукового, звукобуквенного анализа слов с согласной на конце.
Развитие умения классифицировать слова, объединять их в тематические группы.
Воспитывать культуру учебного труда, прививать доброе отношение к окружающему миру.
Планируемые результаты:
Познавательные УУД: понимать знаки , символы, модели. Понимать заданный вопрос, подводить языковой факт под понятие: ЗВУКИ, БУКВЫ, ГЛАСНЫЕ- СОГЛАСНЫЕ , ударные- безударные, сильная и слабая позиции.
Метапредметные УУД: развивать и совершенствовать важнейшие интеллектуальные качества ребёнка: речь, внимание, мышление, наблюдательность, сообразительность.
Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале, оценивать совместно с учителем результат своих действий.
Личностные УУД: интерес к занятиям по Азбуке, знание основных моральных норм поведения.
Коммуникативные УУД: правила общения в классе, строить понятийные высказывания, участвовать в разных формах работы в классе; учить детей сотрудничать.
этапы содержание примечание
Организационный момент
мотивация Попробуйте узнать, герои какого мультфильма к нам пришли?
-За кого вы больше всего переживаете?
А чем вы тут занимаетесь?
Давайте расскажем ,чему мы учимся на уроках азбуки. Музыка
Слайд1 (кот)
актуализация Кот Леопольд приготовил вам схему, чтобы вы рассказали о слабой и сильной позиции, а мыши все перепутали. Поможем коту? Звуки-гласные, согласные- ударные, безударные, сильная, слабая позиция.
Слайд 2 мыши
Постановка учебной задачи. А мышата не унимаются и объявляют войну Леопольду.
Кот узнав об этом. Прислал нам телеграмму
«Ре..ята, ..ава..те жить …ружно! Кот Леополь…».
Но мышата, как всегда ответили: «Никогда!»- и утащили буквы. Давайте поможем коту.
Леополь(т/д) ?
Как же быть? Может нам учебник поможет? Что нужно сделать для определения звука: 1 произн,2 слушаем, 3. анализ
Выделить звук-буква. Звук- согласный ,ТВ-мягк,- буква
Решение учеб задачи Учебник стр 46 читаем второе задание.- хоровое чт-послушай, как произносим эти слова
-сравни с написанием
-найди расхождение согласного звука и буквы
1) самостоятельное чтение. Что заметили?
2) инд по 1 ученику- анализ, подчеркивание слабой позиции. А где сильная позиция согласного?
Вывод: если согласный звук на конце слова меняет звук. Ее нужно проверять ??? Слайд
Удав - удавы
Применение новых знаний Листочки. Работа в парах. Прочитаем слова, все ли слова понятны?
Произносим, определяем позицию и проверяем
Гри.., стол…, хле…, са…, клю….
R: трудно ? ошибки почему: (не произносили или не проверили) . Работа в парах.
Слайд с правильными ответами
физминуткаНаблюдение за многозначными словами Мыши играли в мяч. Перепутали все картинки (лук, ручка, гусеница). Расставьте картинки парами. Как называются такие слова?
Учб : найдите пары
Касса , лодочки, кошки, камера
Какие особенности этих слов?
Вывод: слова звучат одинаково, а имеют разное значение. Слайд
Упражнение в классификации предметов. Мыши пригласили кота на ужин. Они подали на стол. (в парах)
Прочитайте , все ли слова понятны?
Подчеркните то, что выберет кот .Проверка:
Остальные продукты любят мыши. Карточки :Крупу, рыбку, корки, молоко, колбасу, книжки
Слайд:
кот: рыбку, молоко, колбасу
Оценочно рефлексивный этап Чем же заканчиваются мультфильмы?
Коту с мышами всегда весело друг с другом. Но иногда Мышата после очередной шалости будут говорить: «Прости нас, Леопольд!»
А кот будет отвечать «Ребята, давайте жить дружно!» (произнести выразительно).
А к нам это имеет отношение?
Так как же мы напишем имя Кота (?) почему?
Какие же два важных открытия мы сегодня сделали?
Слаб позиция у согласных
Многозначные слова. Слайд; Леопольду, Леопольда – Леопольд!
Дом задание Расскажите дома о том, что узнали на уроке. Гри…, стол…, хле….., са…, клю….
Гри…, стол…, хле….., са…, клю….
Гри…, стол…, хле….., са…, клю….
Гри…, стол…, хле….., са…, клю….
Гри…, стол…, хле….., са…, клю….
Крупу корки колбасу
Рыбку молоко книжки
Крупу корки колбасу
Рыбку молоко книжки
Крупу корки колбасу
Рыбку молоко книжки
Крупу корки колбасу
Рыбку молоко книжки
Крупу корки колбасу
Рыбку молоко книжки