Технологическая карта урока по русскому языку Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова


Предмет: русский язык
Класс: 1 «б»
Тип урока: урок открытия новых знаний
УМК: «Планета знаний»
Тема Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слова.
Цель деятельности учителя Предметная: создание условий для получения новых  знаний о парных согласных и способах проверки парных согласных в слабой позиции;
Развитие умений наблюдать за изменением звуков в речи, определять оглушение звонких согласных в конце слова и обозначать буквы согласных в конце слова на письме. 
Надпредметная: развитие устной и письменной речи обучающихся, умение делать выводы, обобщать, умение сотрудничать;
мотивировать обучающихся на бережное отношение к природе, на здоровый образ жизни.
Задачи Предметная
- формировать умение определять парную согласную на конце слова; подбирать проверочные слова на данное правило, уметь применять правило на практике;        
Личностные:
-воспитывать потребность в знаниях, воспитывать умение работать в коллективе, в парах, воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки;
-формировать ценностное отношение к процессу определения парного согласного на конце слова;
-воспитывать аккуратность, прививать умение совместно работать; воспитывать навыки сотрудничества, расширять систему морально - нравственных ценностей;
Метопредметная:: -развивать мыслительные операции, устную и письменную речь учащихся, развивать фонематический слух; работать над культурой речи учащихся, учить чётко и правильно выражать свои мысли.
Формируемые УУД Регулятивные: научатся выполнять учебные действия, руководствуясь изученными правилами; получат возможность научиться объяснять, какой способ действия был использован для выполнения задания, как работали
Познавательные: получат умение анализировать, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос.
Коммуникативные: научатся умению слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем; умению работать в паре, в группе, оказывать взаимопомощь.
Основные понятия Парные звонкие и глухие согласные
Ресурсы:
- основные
- дополнительные Учебник Русский язык Л. Я. Желтовская, тетрадь по русскому языку с печатной основой Л. Я. Желтовская, мультимедийный проектор, ноутбук для учителя, документ-камера, видеоролик, лента букв, раздаточный материал: солнышки, тучки, картинка автобуса, рисунок салнца, карточки с буквами, книга К. И. Чуковского «Доктор Айболит», карточки с заданиями, интерактивный тест выполнен в программе MS Power Point. на основе шаблона А.Баженова Технологическая карта
Этап урока Деятельность обучающихсяДеятельность учителя и задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I.Самоопределение к учебной деятельности
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Повторяют правила поведения на уроке.
Дети берутся за руки и улыбаются друг другу, посылают искорку добра. Видео: Слайд https://www.youtube.com/watch?v=io5kxK8Io9cВключение детей в деятельность.
Перед уроком я сильно волновалась, но когда прозвенел звонок, и я увидела ваши искрящиеся глаза и добрые, понимающие глаза гостей, я поняла, что люди собрались здесь хорошие, что мы все одна команда. Дети, возьмитесь за руки, посмотрите на соседа и пошлите друг другу искорку добра.
Пусть этот день принесёт нам с вами  радость общения.
-Сегодня на уроке нас ждёт удивительное открытие. Настраиваемся на рабочую волну и стремимся к нему по ступеням знаний. Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.
Организация детей к уроку.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им (Коммуникативные УУД).
II.Актуализация знаний
Цель.
Повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания» Следят за осанкой, за положением тетради при письме.
Записывают число.
Вспоминают правила.
Делают вывод.
Дети отвечают на вопросы, слушают стихотворение
«Пора за дело браться,
 Придется постараться.
 Чтобы грамотными стать,
 Надо много правил знать (хором).
Фронтальный опрос.
Блиц - турнир по правилам.
- Сколько букв в русском алфавите?
-На какие две группы делятся все буквы?
-Чем отличаются гласные буквы от согласных?
- Какие бывают согласные звуки? (звонкие и глухие)
- Почему их называют звонкими? (произносятся с голосом)
- Какие ещё бывают согласные звуки? ( твёрдые и мягкие)
- Когда они бывают твёрдыми? (когда стоят с гласными верхнего ряда)
-Когда согласные звуки бывают мягкими? (когда стоят с гласными нижнего ряда)
-Назовите всегда твёрдые и всегда мягкие звуки
-Сколько пар согласных звуков в алфавите?(6)
Учитель читает стихотворение.
О, люди, мыслю я:
у всех у нас есть мать одна
По имени Природа!
У ней на всех хватает доброты,
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
Поля, леса, луга, моря и реки.
Наконец- то весна вступила в свои права, зазеленела трава, скоро распустятся первые цветы. Мы отправимся с вами на зелёный луг (Слайд 2)

Умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения.
Знания о  парных согласных
Понимание предметного содержания задания.
Представление о результате, о цели и ходе действий.
Закрепляем и применяем знания умения и навыки. Выявление ошибочности при выполнении задания
Формировать знания и умения, через сравнение.
Учить оценивать предметный результат.
Уметь проводить сравнение по заданным критериям (Познавательные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Личностные УУД : ЦО к умению видеть и признавать свои ошибки.
3 .Выявление места и причины затруднения
 Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Обучающиеся анализируют произношение и правописание, отвечают на вопросы, делают выводы.
Дети записывают в тетрадях пары согласных по глухости и звонкости).Взаимопроверка
Рассмотрите буквы соседа и оцените работу. Для этого нарисуйте в его тетради жёлтый кружок,
( подарите лучик солнца) , если вам понравились буквы, зелёный, если не очень.
чтение слова по слогам;
-чтение слова ударением;  
-анализ слова.                               
(Загадываю загадку, отгадкой которой  является  слово АВТОБУС.)
Чтение слова в словаре.
Запись слова с транскрипцией, анализ каждого звука.
Запись слов родственников:
Автобус, автобусик, автобусная.
Выделение общей части. – Какой звук вы услышали на конце первого слова? – [к],второго– [к].
 – А какая буква пишется? – /к/г/ А что произойдет, если слово записать неверно? (изменится смысл)
Сделаем вывод: эти слова одинаковые по….. произношению, но различны по написанию.
 – Почему? (Cлабая позиция согласного звука, происходит оглушение)
 – Каким правилом вы воспользуетесь?
– Вы уже догадались, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?
Назовите тему нашего урока: «Правописание парных звонких и глухих согласных» (Слайд 3)

– Молодцы! Сегодня нам предстоит вспомнить, что происходит со звонкими согласными звуками на конце слова, потренируемся подбирать проверочные слова и применять правило на практике.
 -Вот какую проблему нам предстоит решить:
Для этого мы будем:
Наблюдать, замечать, размышлять, делать выводы. ( На доске напечатаны слова)
Дети у кого на партах карточки с буквами, выйдите к доске и составьте пары.
Минутка чистописания
Учитель: Откроем следующую страницу. Ярко светит солнышко, и под его лучами проснулись цветы на лесной поляне. И лишь один цветок не мог раскрыть свои лепестки. (Слайд 4)
Помочь ему можете вы, ребята. Для этого надо вспомнить и назвать все парные звонкие и глухие согласные, красиво записать их.
Откройте тетради (со стихом), приготовьтесь писать. Проверьте правильность посадки и положение тетради.
Допиши пары букв: б-п, в-ф. г-к, д-т, з-с, ж-ш. Оцени свою работу. Молодцы! Вот и распустился наш цветок. (Слайд 5)

« Я тетрадочку открою,
 И с наклоном положу,
 Я от вас, друзья, не скрою,
 Ручку я вот так держу.
 Сяду прямо, не скривлюсь.
 За работу я возьмусь»
Словарная работа
Нас много, на каком транспорте мы отправимся на зелёный луг? Послушайте загадку.
Что за чудо – синий дом!
Ребятишек много в нём.
Носит обувь из резины
И питается бензином.
Д. Это автобус.   
- А кто знает, как пишется слово «АВТОБУС»? Где вы встречались с этим словом? (Читали в книгах, газетах, объявлениях, слышали по телевизору.)- Какие буквы вызывают сомнение?(Парная согласная в конце слова, непроверяемая безударная гласная в первом слоге, парная согласная в середине слова.)- Что вы можете сказать об этом слове? (Произношение и обозначение на письме парного согласного в конце слова совпало.)- Но мы должны помнить, что обозначение на письме парных согласных всегда надо проверять. - Какой вы слышите второй звук, когда произносите слово «АВТОБУС», дайте ему
характеристику? - Подберите проверочное слово. Этого сделать невозможно. Это слово нужно запомнить. - В русском языке встречаются слова с парными согласными в середине написание которых нужно запомнить.- Объясните значение слова «АВТОБУС». - Значение слова «автобус»: автомобиль для большого числа пассажиров. (Прочитаем в толковом словарике значение этого слова).
Составим и запишем родственников этого слова
Затруднение в определении звонкости-глухости согласных.
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).
Уметь составлять план урока с помощью учителя. (Регулятивные УУД).
Познавательные УУД: анализ последовательности действий, умение выполнять логические операции анализа, сравнения.
Регулятивные УУД: самостоятельное выделение и осознанное формулирование познавательной цели, умение определять границы знания и незнания.
4.Построение проекта выхода из затруднения (цель, тема, план, сроки, способ, средство).Основной целью этапа построения проекта выхода из затруднения является постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.
Ученица читает отрывок из сказки К.Чуковского «Доктор Айболит».
Дети делают вывод, почему именно эти животные пришли на помощь первыми, называют животных.
Ребята записывают слова и к ним проверочные.
Работа в тетради:
Медведь -медведи, лев -львы, ёж –ежи ,жираф – жирафы ,
Дети проговаривают слова и выполняют движения.
Ребята, вокруг нас иного интересного. И если мы говорим о природе, мы имеем в виду и лес, и жучащий ручеек, и степь, и нашу степную тихую речку. Много книг написано о природе. Много стихов, песен, рассказов, где описывается природа и ее обитатели.
Учитель: А сейчас мы с вами побываем в сказке.Ученица читает отрывок из сказки.
Учитель: Из какой сказки прочли отрывок?
( Слайд 6)

Дети:  К. Чуковского «Доктор Айболит».
Учитель: Давайте представим, что заболел доктор Айболит. Что будет?
Учитель: Все звери со всех концов света поспешили на помощь   к  доктору. Вот он лежит в постели, больной, но счастливый,   потому что не оставили его зверята в беде. На помощь доктору пришли:
Рисунки зверей на доске
1)медведь   2)белка 3)жираф 4)заяц, 5)ёжик, 6)лев,
Учитель: Назовите тех, кто пришёл на помощь к доктору.
Учитель: Из всех названных зверей вам нужно записать лишь тех, названия которых имеют на конце звонкую или   глухую согласные, и доказать правильность написания, подобрав проверочное слово.
 Работа в тетради:
 Медведь – медведи, лев – львы, ёж – ежи ,жираф – жирафы ,         
Учитель: Назовите среди записанных слов слова, в которых есть знакомая вам орфограмма.
Дети: ужи, ежи, жирафы.
Учитель: Итак, какие слова требуют проверки?
Дети: Слова с парными согласными на конце слова.
Учитель: Какие слова являются проверочными?
Дети: Слова, в которых после согласного стоит гласный. ( Слайд 7)
Физкультминутка
Звериная зарядка.
Раз-присядка, два – прыжок - это заячья зарядка,
А лисята как проснутся, любят долго потянуться,
Обязательно зевнуть или хвостиком вильнуть.
А волчата спинку выгнуть и легонечко подпрыгнуть,
А кому зарядки мало начинает все сначала.
Понимание предметного содержания задания.
Представление об этом результате, о цели и ходе действий
Коммуникативные УУД: участие в парном, а затем в коллективном обсуждении проблемы, проявление интереса к чужому мнению и высказывание своего.
Личностные УУД: осознание неполноты знаний, развитие учебной активности.
Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;
Познавательные:общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения.
5. Этап реализации построенного проекта
Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. Ребята, кто не допустил ни одной ошибки поднимают солнышко, кто допустил ошибки поднимают тучку.
Проверка по интерактивной доске. Упражнение на различие парного согласного на конце. Учитель диктует слова, обучающиеся, если слышат парный согласный, хлопают в ладоши.
Слова: (дуб, боб, сосна хлеб, мухомор, зуб гриб, муравей, сад, труд, чиж, еж, ландыш.) Работа в тетради. С.40
Подчеркнуть слова в которых произношение расходится с правописанием.
Интегрированные задания:
1 группа: деление слов на слоги;
2 группа: деление для переноса;
Упражнение выводится на интерактивную доску с помощью документ - камеры.
Понимание предметного содержания задания, выделение парных звонких и глухих согласных.
Представление об этом результате, о цели и ходе действий.
Закрепляем и применяем знания на практике, Выявление ошибочности при выполнении задания Коммуникативн -ые: управление поведением партнёра, умение использовать невербальные средства общения (жесты, мимика).
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель - усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. Устное объяснение правописания слов
Дети на доске к названиям животных крепят подарки.
Запись слов в тетрадь.
Взаимопроверка
За правильный ответ нарисуйте жёлтый кружок, кто ошибся зелёный круг. звери  принесли доктору Айболиту гостинцы:   ( Слайд 8)
медвежонок – мёд;
белка –   шоколад;
заяц – морковь;
ёжик - лимонад;
Учитель:  Вспомните кто принес   бочку мёда, ящик лимонада, плитку шоколада ?      
Учитель: Запишите эти слова в тетрадь, подчеркните орфограмму (Слайд 9).
Мед, лимонад, шоколад, морковь.
Работа в паре.
Пусть один из вас придумает слово с парной согласной на конце, а второй подберёт проверочное слово.
(Оценивание учителем)
Через сравнение.
Учить оценивать предметный результат и видеть ошибки.
Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
Уметь обобщать полученную информацию, делать вывод
Уметь оформлять свои мысли в письменной форме (Коммуникативные УУД).
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталонуЦель: интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. Работа в группах
Фронтальная проверка.
За правильный ответ учитель дарит группе лучик солнца.
Дети проверяют правила посадки, готовятся к выполнению теста. Дети, разбились на группы.
На карточках записаны слова: 
1 карточка
гриб – грибы, грибки;
дуб – дубки, дубовый;
2 карточка
голубь – голубка, голубок.
тетрадь – тетрадка, тетрадочка
3 карточка
глаз – глазки, глазик
 снег – снежки, снега.
 Задание:  выбрать слова, являющиеся проверочными к выделенному слову.
Физкультминутка
-Руки?
- На месте.
-Ноги?
– На месте.
-Локти?
- У края.
-Спинка?
– Прямая. Уметь отличать согласные звуки от гласных, правильно их проверять и записывать.
Применять изученные алгоритмы действий, планировать и объяснять ход деятельности, осуществлять самоконтроль и коррекцию. Регулятивные: контроль, оценка, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению;
Личностные: Иметь мотивацию к успешной вычислительной деятельности.
Уметь работать в группах по алгоритму осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).
8. Включение в систему знаний повторения. Цель - включение в систему знаний и повторение. Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса. Включение нового способа действия в систему знаний. Отвечают хором.
Дети формулируют правило правописания парных согласных на конце слова.
Обучающиеся выполняют тест на листочках.
Проверка по интерактивной доске.
У кого нет ошибок или допущена одна, две ошибки, поднимите солнышко. У кого
три и больше ошибок, поднимите тучку. С какими же согласными звуками мы познакомились?
Сформулировать правила проверки парных согласных.
Тест у каждого на парте
1. Обведи парные согласные:
 Б, р, с, х, д
2.Обведи слова с парной согласной на конце:
 Кот, дом, рак, луг, нос.
3.Вставь букву:
 Ду.. , зу.., моро.., арбу.., .

Молодцы! Но поверьте, нам есть еще над чем работать в дальнейшем.
Как правильно писать слова с парными согласными в середине слова.
Научимся писать слова с удвоенными согласными.
Будем изучать достаточно сложную тему «Правописание слов с непроизносимыми согласными».
Сформировать навык определения согласного на конце слова.
Активная продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, выявление внутри предметных связей. Регулятивные УУД: выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения
Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности
9. Рефлексия УД на уроке Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. Работают с тренажёром, вспоминают изученное правило,
Оценивают свою работу на уроке.
Отвечают на вопросы учителя.
Рассказывают, что узнали, знают, смогли.
Подведём итог работы на уроке.
Тихо все на место сядем
И закроем глазки.
Вспомним всё, что мы узнали,
Без моей подсказки.
Чему мы сегодня с вами учились?
-Отлично работали - поднимите солнышко, которое обозначает, как вы поняли тему на уроке. Мне всё понятно, всё выполнил верно.
-Могли бы работать лучше - Тучку   - ещё сомневаюсь, допускаю ошибки. Я большую часть заданий не понял, мне нужна помощь.
И наш урок я хочу закончить такими словами (звучит музыка):
Я сорвала цветок – он завял,
Я поймала жука – и он умер.
И тогда я поняла, что прикоснуться
К красоте можно только сердцем.
Я желаю, чтобы вы ко всему живому
В Природе прикасались только сердцем
Окончен урок и вас ждёт перемена
И шум в коридорах опять.
И хочется мне успеть непременно
Вам доброе слово сказать
Спасибо за работу! Молодцы! (Слайд10)
Уметь отличать звонкие согласные от глухих, уметь подбирать проверочные слова и применять правило на практике,
правильно их записывать. Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).
Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки (Регулятивные УУД).
Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).