Технологическая карта урока по русскому языку на тему«Правописание парных звонких и глухих согласных в конце слов».


Технологическая карта урока
Учебный предмет:русский язык
Класс: 2
Тема урока «Правописание      парных  звонких и глухих согласных  в конце слов».
Цель урока актуализация и конкретизация знаний учащихся о парных звонких и глухих согласных;
формирование знаний о способах проверки слов с парными согласными на конце;
формирование умения применять полученные знания на практике;
совершенствование умения распознавать слова с парными согласными на конце;
развитие слуховой и оперативной памяти;
развитие логического и творческого мышления, умения делать выводы;
развитие устной и письменной речи учащихся;
развитие орфографической зоркости учащихся;
формирование познавательной мотивации;
воспитание бережного отношения к животным;
воспитание чувства взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах;
воспитание аккуратности при работе.
Планируемый результат обучения В результате изучения темы обучающиеся должны
знать:
- правило написания проверяемой согласной на конце слова;
- способ проверки написания слов с проверяемой согласной на конце;
уметь:
- видеть орфограмму в слове и графически её обозначать;
- определять опасное место в слове;
- правильно писать слова с проверяемой согласной на конце;
- выполнять задания творческого характера: редактировать написанное, составлять текст.
Основные понятия Орфограмма, парные звонкие и глухие согласные.
Межпредметные связи Окружающий мир, музыка.
Ресурсы Учебник
Презентация к уроку «Парные Звонкие и глухие согласные на конце слова».
Карточки для групповой работы.
Карточки для индивидуальной работы.
Дидактический материал.
Этапы урока Формируемые
УУД Деятельность учителя Деятельность учащегося
Орг. момент
Цель.
Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.
Минута чистописания Регулятивные:
формирование способности к организации своей деятельности
Эмоциональный настрой.
(Тихо звучит лирическая музыка)
Начинается урок.
Пусть пойдут все знанья впрок.
Всё, что надо - не лениться
И старательно трудиться.
- Ребята, у вас на столах лежат карточки с изображением солнышка и тучки. Посмотрите, какая из карточек отражает ваше настроение. Выберите ее и покажите.
А теперь улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки, ведь улыбка всегда располагает к общению.
-На доскеб, з, г, ж, в, д, п, с, к, ш, ф, т.- Запишем эти буквы себе в тетрадь.(Учитель показывает на доске, напоминает алгоритм написания букв).
- В чем сложность написания этих букв, какие соединения вызывают затруднение?
- Что будем оценивать в работе? (Аккуратность, каллиграфию - высоту букв, наклон букв, соответствие образцу)
Оценка выполненной работы по критериям по таблице самооценки.
У. - На формирование, какого умения была направлена эта работа? (Каллиграфии)
- Какие еще умения мы развиваем на уроках русского языка? (Орфографическую зоркость, грамотность, и т. д.) Настраиваются на активную работу на уроке.
Ученики по очереди выходят и пишут буквы на доске.
Дети рассматривают написание букв и рассказывают о том, что в них не получилось, самооценка работы (регулятивные УУД).
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Целеполагание
Открытие нового знания
Регулятивные: целеполагание; коммуникативные: постановка вопросов; познавательные:самостоятельное формулирование цели. -Что вы знаете об этих буквах? ( парные согласные по звонкости и глухости).-Что надо всегда помнить о парных согласных?(надо проверять)
- Какую цель поставите себе на этот урок? (Познакомиться с правописанием парных  звонких и глухих согласных  в конце слова).
- А для чего?
(Дети формулируют задачи урока).
- Сегодня мы будем исследовать парные  звонкие и глухие согласные.
- А теперь ребята, скажите, вы были в зоопарке? Вспомните своё первое впечатление, когда вы пришли в зоопарк.
Вот пришли мы в зоопарк (1 слайд).
Как же этому я рад!
Вот верблю[т], ено[т], удо[т],
Леопар[т], медве[т`] и кро [т].
Что же делать? Помоги!
Пропуск букв восстанови.
- Какие звуки слышатся в конце слов? (звуки [т] и [т`]).
- А какие буквы напишем на конце слов?
- Ваши мнения разделились?
- Сегодня на уроке мы с вами проведём исследование и выясним, как правильно написать согласную букву на конце слова. Ставят цели, формулируют (уточняют) тему урока.
Ребята высказывают свои предположения, строят рассуждения, допускают существование различных точек зрения, формулируют собственное мнение (коммуникативные и познавательные УУД).
Учащиеся анализируют объекты, проводят классификацию по различным критериям (познавательные УУД).
III. Поиск решения.
Открытие нового знания.
Работа в парах.
Творческая работа Регулятивные: планирование, прогнозирование; познавательные: моделирование выдвижение гипотезы, поиск решения проблемы, коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. - Если мы не можем точно определить на слух, какую букву надо написать, то перед нами ОРФОГРАММА.
- А что такое орфограмма?
- Мы уже знаем, что перед нами орфограмма. Осталось сформулировать правило.
- Поработаем в парах и выясним, какую букву следует писать на конце слова.
- Ребята, вспомним правила работы в паре.
- Названия, каких перечисленных животных вам не знакомы и мы не видели их в зоопарке?Воспользуемся словарём.
- Проверим, какие буквы вы написали в словах? 9каждая группа свое слово
Выполним упражнение 237 в учебнике на стр.137.
- Запишите число классная работа.
- Прочитайте стихотворение
Б. Заходера «Морж».
- Что вы заметили в слове МОРЖ?
- Почему?
- Какой вывод сделаем?
- Выпишите из этого упражнения проверяемое и проверочное слова.
- Правильны ли были ваши мнения?
- Прочитайте правило на стр. 138.
- Правильно сделали мы вывод?
- Вернёмся к нашему стихотворению.
- Можем мы теперь выбрать нужную букву?
- Запишем слова с пропущенными буквами вместе с проверочными словами. Проверочные слова запишем на первом месте.
- Что мы делаем с орфограммой? - А ещё что подчеркнём?
Учатся решать проблему, аргументировать ответы, сравнивать, анализировать, слушать, наблюдать, делать выводы.
Орфограмма – это написание по правилу.
Правила работы в паре.
• Работай дружно, по плану.
• Умей выслушать другого.
• Уважай мнение других.
• Не согласен с мнением других – доказывай свою точку зрения.
- Удод.
Ученик читает понятие из словаря.
- В конце слова произносим звук
[ш], а пишется буква ж.
-В этом же упражнении есть проверочное слово МОРЖУ. В нём отчетливо слышится звук [ж].
- Чтобы правильно написать букву согласного в конце слова, нужно подобрать проверочное слово, где после согласного звука есть гласный.
- Да. Мы знаем правило…
- Ещё в проверочном слове подчеркнём гласную букву, т. к. она наша помощница.
IV. Физкультминутка.
(подвижная) Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья V. Первичное применение знаний. Работа в парах Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные: планирование своих действий.
- Ребята, мы здорово отдохнули с жителями зоопарка.
- Продолжим нашу работу. Нас ждёт работа в парах по карточкам.
- В первом столбике записаны проверочные слова, во втором проверяемые. Соедините пары слов, вставьте буквы.
муравьеды жира_
дикобразы муравье_
жирафы у_
львёнок ле_
котёнок ё_
ежик ено_
нет енота дикобра_
нет ужа носоро_
нет носорога ко_
- Названия, каких перечисленных животных вам не знакомы?
- А кто такой муравьед нам расскажет … .
- Что вы можете сказать про проверочные слова?
- Какой вывод можем сделать?
Работают в парах по составлению пары слов. Соблюдают правила взаимоотношений и сотрудничества, аргументируют свои ответы, используя полученную информацию и имеющиеся знания
.
- Муравьед.
1) Можно подобрать слово, которое называет не один предмет, а много. Например: муравьед – муравьеды, дикобраз – дикобразы, жираф – жирафы.
2) Можно подобрать однокоренное слово. Например: лев – львёнок, ёж – ёжик, кот – котёнок.
3) Можно подставить слово НЕТ.
Например: енот – нет енота, уж – нет ужа, носорог – нет носорога.
- Оцените свою работу. Выставите оценки в оценочных листах.
VI.Физкультминутка. (для глаз) Личностные:
умение применять правила охраны своего здоровья VII. Закрепление и совершенствование умений. Дифференцированная работа. Познавательные: моделирование логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и обоснование.
Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.
Регулятивные :
планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей; прогнозирование.
- Какое животное появилось на слайде? (верблюд)
- Что вы знаете об этом животном?
Работа с текстом.
Верблю – выносливое животное.
Ещё верблюды помогают
людям перевозить грус.
Он помогает верблюду
переносить жару и голот.
У него есть горп.
Верблюд.
Верблюд – выносливое животное.
У него есть горб.
Он помогает верблюду
переносить жару и голод.
Ещё верблюды помогают
людям перевозить груз.
1 группа – исправить ошибки в предложениях. Списать предложения.
2 группа – исправить ошибки в предложениях, восстановить деформированный текст. Списать текст.
3 группа – исправить ошибки, восстановить деформированный текст и озаглавить текст. Списать текст.
Формирование умения находить ошибки в тексте, восстанавливать деформированный текст, озаглавливать текст.
VIII. Выведение алгоритма правильного написания согласной буквы на конце слова.
Познавательные: анализ информации, создание алгоритма деятельности.
Личностные:
осознание необходимости новых знаний для ученика. - Ребята, как надо действовать, чтобы правильно написать согласную букву на конце слова?
Высказывания обучающихся.
Выводят алгоритм правильного написания согласной буквы на конце слова.
IХ. Подведение итога урока. Рефлексия.
Личностные:
самоконтроль, устанавливать связь между целью деятельности и её результатом
Регулятивные:
совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке
Коммуникативные:
строить монологическое высказывание.
- Ребята, перед вами яблоня, только на ней пока ничего нет.
- Если вы считаете, что урок прошёл полезно, плодотворно, то прикрепите яблоко.
- Если вы считаете, что урок прошёл плодотворно, но вы испытываете некоторые затруднения по этой теме, то прикрепите цветок.
- А если вы считаете, что у вас остались огромные пробелы по этой теме, то прикрепите листик.
По окончании урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды.
- Я вижу, что на нашей яблоньке созрели чудесные яблоки, а это значит, что урок прошёл плодотворно, с пользой.
- Ребята, говорю вам большое спасибо. Вы сегодня потрудились на славу.
Анализируют и оценивают свою деятельность на уроке.
X. Информация о домашнем задании.
Творческая работа Познавательные: построение самостоятельного процесса поиска. - Подберите 5 названий зверей с парной согласной на конце и 5 названий птиц с парной согласной на конце слова. Про одного из животных подготовьте доклад или презентацию. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:
Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь! Умение самостоятельно добывать информацию и применять полученные знания на практике.