Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений В гостях у сказки


ФИО конкурсанта Грибова Ирина Александровна
Место работы (наименование дошкольного образовательного учреждения) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида «Дюймовочка»
Возрастная группа Подготовительная группа
Образовательная область «Познание» - формирование элементарных математических представлений
Тема занятия «В гостях у сказки»
Использованная образовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы
Программное содержание Обучающие задачи:
- знакомить с произведениями писателей,
- обучать детей переносить сюжет сказки в игру,
- закрепить представления о геометрических фигурах,
- закрепить навыки счета до 10, последовательность чисел
Развивающие:
- развивать навыки ориентировки в пространстве;
- развивать мышление, зрительное и слуховое внимание,
-развивать умение выполнять задание по схеме
Воспитательные:
- воспитывать умение внимательно слушать педагога и выполнять его инструкции,
- воспитывать навыки самооценки и умение анализировать работу товарищей
- воспитывать умение работать в команде
Интеграция образовательных областей «Художественная литература» - использование сюжета сказки А.Толстого «Золотой ключик или приключения Буратино»
«Музыка» - учить использовать элементы театрализации в познавательной деятельности
«Коммуникация» - учить употреблять развернутые предложения, грамматически верно строить фразу.
Дидактическое обеспечение занятия Сундучок, «ковер-самолет», полумаски Буратино и Мальвины, письмо от Феи сказок, предметы из сказки «Приключения Буратино», мостики с цифрами от1 до 10 и недостающими дощечками, кувшинки разного цвета и размеров, коврики (ковролин) и мелкие предметы на липучках для ориентировки на плоскости, палочки Кюизенера и схемы для игры «Оживи сказку», схема для определения задуманной кувшинки, мультимедийное оборудование или ноутбук, запись видеосюжета с героями сказки (Тортилла и лиса Алиса), презентационные слайды для самоконтроля, «золотые» монетки, дерево с монетками.
Структура занятия 1.Вводная часть.(1-2 мин.)
Цель: создание интереса, эмоционального настроя на занятие
2. Основная часть (12 мин.)
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приемы:
а) решение стихотворных задач на ориентировку в пространстве,
б) работа с разрезными картинками,
в) работа по схеме,
г) определение пропущенного числа,
д) работа с палочками Кюизенера по схеме
е)выполнение заданий по словесным инструкциям педагога
ж)самооценка и взаимоконтроль
3.Заключительная часть (1 мин)
Цель: подведение итогов занятия
Использованная литература А.Толстой «Приключения Буратино», В.П.Новикова «Математика в детском саду», Г.П.Попова «Занимательная математика», А.В.Белошистая «Занятия по развитию математических способностей»
Этапы работы Вводная часть Дети за воспитателем входят в группу, здороваются с гостями и находят большой сундук.
В-ль: Ребята, наверно, этот сундук для нас. Давайте посмотрим, что внутри. 
Дети: Давайте.
Воспитатель открывает сундук, а в нем лежит письмо. 
В: Интересно, что же написано в этом письме.
"Ребята, приглашаю вас в сказку"
Подпись – Фея СКАЗОК.
В-ль: Ребята, вы любите сказки? Фея сказок приглашает нас к себе в гости. Хотите отправиться в сказочную страну? А как мы туда попадем? Посмотрите, в сундуке находится не только письмо. Да это же ковер, но не обычный, а сказочный "ковер-самолет".
Вот на нем мы и отправимся в путешествие.
Основная часть 1.В-ль: Тогда не будем задерживаться и отправляемся в гости к сказке. 
(Воспитатель раскладывает ковер)
В-ль : Займите места на ковре-самолете. Отправляемся в полет.
Воспитатель: Посмотрите, как интересно вокруг. Внимательно слушайте, о чем будет говориться в стихотворении и выполняйте все необходимые задания и действия:
Вот летим мы над полямиВот и море перед нами,Вижу лодку, рыбака,Море шире, иль река?1, 2, 3, 4- ну, конечно, ...
Дети: (море шире).
Вот над нами темный лесВетки тянет до небес.В нем дровишек целый груз,Выше дерево иль куст?Дети: (дерево выше, а куст ниже).1, 2, 3, 4,5-не ошиблись вы опять.
Справа горы высоки. Покажите и скажите где?Слева- реки глубоки. Покажите и скажите, где реки?Впереди большой овраг. Где овраг? Покажите.
Воспитатель: Вот мы и прилетели в сказку. Только в какую? Давайте еще раз заглянем в сундучок, может там найдутся подсказки. (достает предметы: азбука, ключик, колпачок Буратино, бант). А вот и они. Из какой сказки все эти предметы?
Д: «Приключения Буратино или Золотой ключик» (на экране появляется картинка с изображением Буратино и Мальвины).
Буратино и Мальвина решили устроить соревнования и набирают свои команды. Давайте посоревнуемся вместе с ними. В сундучке для вас театральные костюмы (надевают 5 колпачков и 5 ободков с голубыми бантами). Приветствуем команду Буратино! А теперь команду Мальвины!
А кто же будет давать нам задания?
(Видеозапись) На экране появляется Черепаха Тортилла и Лиса-Алиса.
Ч: - Здравствуйте, ребята! Вы готовы показать свои знания в математике? Тогда вперед!
Л-А: А за каждое правильно выполненное задание будете получать от меня по одной золотой монетке!
На экране появляется Черепаха Тортилла.
Слушайте внимательно. На моем пруду разные кувшинки. А задание спрятано только в некоторых. Вам предстоит их найти. Они - не красные, не синие и не маленькие. Удачи вам!
(На экране появляется схема)
В: Пойдемте на пруд и поищем кувшинки: не красные, не синие, не маленькие. Какие они?
Дети:- Желтые, большие.
В: Сколько их?
Дети: Три.
В: Внимательно слушайте задачки от Тортиллы.
(Вос-ль читает на обратной стороне кувшинки)
1. Для начала вам предстоит отремонтировать мостики на моем пруду. На них не хватает некоторых дощечек. Вставьте дощечки с нужными числами. Они должны идти по порядку, от одного до 10. Каждая команда ремонтирует свой мостик.
В: Теперь проверим, правильно ли вы отремонтировали мостики. Команда Буратино проверяет мостик команды Мальвины и наоборот.
Команды получают по одному золотому.
2.В: Задание второе. Вспомните, как звали верного пса Мальвины.
Д: Артемон.
В: - Давайте сделаем коврик для Артемона, украсим его геометрическими фигурами:
- в правом верхнем углу – белый цветок с красной серединкой
- в левом нижнем углу – синий цветок с желтой серединкой.
- в правом нижнем углу – зеленый листочек;
- в левом верхнем углу – красное яблоко.
А в центре расположите фигуру: синего цвета, не круг и не квадрат (треугольник)
Закончили? А теперь проверьте, такой ли коврик у вас получился.
(на экране появляется картинка, дети проверяют)
Каждой команде по золотой монетке.
3. Задание «Оживи сказку» с палочками Куизенера.
В: Ребята, черепаха Тортилла приготовила для вас волшебные палочки, с помощью которых вы сможете оживить сказку, сделать картинку объемной. У каждой из этих палочек своя длина и определенный цвет. Так, например, самые короткие – белые (единички). Они похожи на кубики, цифре 2 соответствуют розовые палочки, самые длинные – оранжевые (десятки) и т.д.. Подойдите к столу. Подбирайте по схеме палочки нужного цвета и нужной длины и раскладывайте их на картинке.
В: Посмотрите, какими красивыми стали картины. Что вы украсили палочками?
Дети: Панцирь черепахи и золотой ключик.
Каждой команде по золотой монетке.
В: Пересчитайте все свои золотые. Что в сказке сделал с золотыми Буратино?
Д: зарыл их в землю.
В: Вот и мы и зароем их на поле Чудес. Да не забудьте сказать волшебные слова: Крибле-крабле-бумс! Сюрприз от лисы-Алисы я вам гарантирую!
В:- Посчитайте, сколько золотых у команды Буратино? А у команды Мальвины?
Д: - по три золотые монеты.
В:- Сколько всего?
Д: - шесть монет.
В: - давайте зароем монеты в ямку. Теперь закроем глаза и скажем волшебное заклинание: : Крибле-крабле-бумс!
Что получилось? (Открывает дерево с шоколадными «золотыми» монетками)
Сосчитайте, сколько монеток на дереве?
Д: - их десять.
В: А сколько мы зарыли в ямку?
Д: - шесть монет.
В: - Где монет больше, в ямке или на дереве?
Д: - На дереве больше.
В: - Значит, правильно лиса Алиса пообещала нас удивить. И правда, чудеса!
Это награда за ваше участие в сказочных соревнованиях.
(включается видеозапись)
Ч:- Ребята, вы отлично справились с нашими заданиями и порадовали нас своими знаниями.
Л.-А.: А мой сюрприз вам понравился? До свидания.
Заключительная часть Ну вот и закончилась наша сказка, пора возвращаться в детский сад. Садитесь на ковер- самолет.
- Что понравилось вам в путешествии?
- Какие задания вызвали у вас затруднение?
- Какое задание вы хотели бы выполнить еще раз?
Вы были замечательными Мальвинами и Буратинами и заслужили сладкое угощение. Наше путешествие закончено, всем спасибо.