Иинтегрированный урок литературы и православной культуры по слову о полку Игореве

Интегрированный урок православная культура + литература в 8 классе
Тема урока: Исторический факт и его художественная
интерпретация в «Слове о полку Игореве».
Мифопоэтическая основа «Слова»
Цель:
интегрируя материалы истории, литературы, изобразительного искусства, музыки, познакомить учащихся с историей похода князя Игоря Святославича против половцев, его последствиями и значением для Руси;
показать, как находит отражение исторический факт в художественном произведении, чем «Слово» отличается от летописи;
формировать умения ориентироваться в разных источниках, давать монологические ответы, наблюдать по содержанию текста, сравнивать, оценивать, делать выводы, обобщать, соединять словесные и зрительные образы;
воспитывать патриотизм, приобщать к произведениям искусства.
Оборудование:
интерактивная доска, презентация; картины Н.К. Рериха “Поход князя Игоря”, В.М. Васнецова “После побоища Игоря Святославича с половцами”, рисунок М.А. Рыбниковой “Плач Ярославны” и др.; гравюра В.А.Фаворского “Золотое слово Святослава”, карточки-информаторы, с содержанием которых ученики знакомятся заранее; карточки-итоги проведенной по тексту исследовательской работы;

1.«В «Слове о полку Игореве» народное
мировосприятие так сплавлено с письменной
культурой, что остаётся только с языческим
благоговением поразиться – это вершина
славянского духа, это образец самой
высокой литературы, это загадка для
последующих поколений».
Р. Бородулин
2.«Слово о полку Игореве», продолжающее
жить в сотнях произведений русской
литературы XIX и XX вв., мы вправе считать
произведением не только древней, но в
известной мере и современной литературы.
Оно живо и действенно, заражает своей
поэтической энергией и воспитывает
идейно, учит литературному мастерству и
любви к Родине».
Д. С. Лихачёв


Ход урока
I. Оргмомент.
-Ребята, уважаемые гости гости. Мы рады приветствовать всех сегодня на нашем необычном уроке. Необычном потому, что вести его будут два учителя. А вот почему два учителя – это вопрос, на который вам предстоит ответить в конце урока.
Сегодня мы будем говорить о древнерусской литературе, которую вы изучали и продолжаете изучать на уроках литературы и православной культуры. Чтобы сразу ввести вас в тему, проведём небольшую разминку.
II. Повторение изученного о древнерусской литературе.
а) Беседа
- Когда и как начиналась русская литература? (В конце X века, возникновение связано с принятием христианства).
- Какие произведения древнерусской литературы вы помните?
(«Повесть временных лет», «Поучение Владимира Мономаха»,
«Домострой»,«Задонщина», др.)
- Известны ли имена их авторов?
(И да, и нет. Летописец Нестор, князь Владимир Мономах, игумен Киево-Печёрского монастыря Феодосий. Но чаще авторы неизвестны).
- А какие жанры древнерусской литературы вы знаете?
(Поучение, повесть, слово, хождение, житие, летопись).
б) Викторина.
- А сможете ли вы узнать жанр произведения по его определению?
Это проникновенная беседа о духовных ценностях (поучение)
Произведение, повествующее, как правило, о важных исторических событиях (повесть)
Описание духовных подвигов и добрых дел святых даётся в (житии)
В этом произведении ведётся повествование о событиях исторической важности, расположенных по летам, т. е. в хронологической последовательности (летопись)
Рассказ о далеких путешествиях (хождение)
Образец торжественного красноречия – это (слово)
III. Сообщение темы и цели урока
- Как вы думаете, ребята, чем произведения древнерусской литературы могут быть интересны современному читателю?
(Несут знания о наших предках: о событиях, людях)
Вступительное слово учителя.
-Сегодня на уроке мы будем говорить о произведении, созданном в XII веке, но которое и поныне влечёт к себе людей с неодолимой силой, как загадочный магнит. Оно переведено на десятки языков, вошло в золотой фонд мировой литературы. В мире выпущено почти две тысячи научных работ, посвящённых этому произведению, пять тысяч книг и исследовательских статей посвящены расшифровке глубинного смысла написанного, раскрытию его символов, намёков и иносказаний. Оно вдохновляет на создание произведений художников и музыкантов.
Сегодня мы будем говорить о «Слове о полку Игореве», которое и через много лет будут читать дети ваших детей, внуки ваших внуков.
Читая это творение, мы узнаём, что такое доблесть и мужество, отвага и верность. Мы видим бескрайнюю южную степь, в которой алеют воинские щиты, встают кровавые зори, снуют в небесах синие молнии, ветер раздувает шитые золотом стяги. Мы слышим, как в ночи скрипят повозки, как лают встревоженные лисицы, как не умолкает соловьиное щёлканье, как звенят мечи, как раздаётся конский топот, как звучат похоронные плачи.
О «Слове о полку Игореве» вы слышите не впервые, и наш сегодняшний разговор не последний.
- Как вы думаете, ребята, в древнерусском произведении всё является правдой? (нет, в нем много субъективного, авторского)
Сегодня на уроке, интегрируя материалы разных источников (истории, литературы, православной культуры, изобразительного искусства), мы будем говорить об историческом факте и его отражении в «Слове о полку Игореве». Мы попытаемся доказать, что «Слово» имеет мифологическую основу, что оно своеобразно и неповторимо.
Тема нашего урока – «Исторический факт и его художественная интерпретация в «Слове о полку Игореве». Мифопоэтическая основа произведения.
(Интерпретация – это истолкование).
IV. Работа над «Словом о полку Игореве»
-Чтобы наша работа была эффективной, мы в процессе урока будем заполнять таблицу, она у каждого из вас лежит на парте. Помогать нам будут историки и литературоведы, назначенные заранее.
Факты истории ,отразившиеся в «Слове о полку Игореве»
Мифопоэтическая основа «Слова о полку Игореве»





Историки
1.- Начнём с истории открытия «Слова о полку Игореве», повторим ее еще раз. (сообщение ученика)

Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре
г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово”.
В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.
В 1812 г. сборник, включавший “Слово”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова”, выполненная для Екатерины II.

2. Русь в XII веке.
- В основу «Слова» положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 году против половцев. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории. О том, что представляла собой Русь в XII веке, нам расскажет
(сообщение учащегося у карты).
В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли.

Учитель. Вот такие сведения дает история Отечества.

3.- О походе князя Святослава Киевского в 1184 году расскажет .
(сообщение ученика)
В 1184 году князья южной Руси во главе со Святославом Киевским, двоюродным братом Игоря пошли против половцев, одержали крупную победу и взяли в плен 7 тысяч человек, в том числе 417 половецких князей, даже знаменитого хана Кобяка, множество лошадей и разного оружия.
Слава о громкой победе Святослава разнеслась по всей Русской земле. Многие завидовали такой славе, среди них князь Новгород-Северский Игорь, который не успел принять участие в объединённом походе русских князей из-за весенней распутицы.
Позднее князь Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 28 апреля 1185 года). Но он закончился для Игоря бесславно: рать почти полностью была уничтожена (осталось всего 15 человек, а ковуев-наёмников и того меньше), князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал: 11 дней добирался до пограничного города Донца, убегая от погони.

- О том, как происходили события похода, рассказывают летописи. А нам об этом расскажет

4. (сообщение учащегося «Сравнение повествования о походе князя Игоря в летописи и «Слове»).
Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы узнаём об этом из двух древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междо усобных войнах и причинил много страданий Русской земле.
Рассмотрим подробнее события, изображённые в Ипатьевской летописи (слайд: таблица «Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова»).

План событий по Ипатьевской летописи
План событий по композиционным частям «Слова»

1.Выступление в поход Игоря.
1.Вступление.

2.Солнечное затмение.
2.Сборы в поход, предзнаменование.

3.Присоединение к войску буй-тур Всеволода.
3.Первый бой.

4.Первое удачное столкновение с половцами.
4.Сон.

5.Неудачи второго боя.
5.Второй бой.

6.Ранение и пленение Игоря.
6.История сражения с половцами.

7.Набеги половцев на Русь.
7.Поражение.

8.Побег Игоря.
8.Лирическое отступление о междоусобицах.


9.Сон Святослава. «Золотое слово» Святослава.


10.Обращение к князьям.


11.Плач Ярославны.


12.Возвращение Игоря.


13.Приветственная встреча




Учитель.- Так изображаются события 1185 года. Сравним летописное повествование с повествованием в «Слове».
-Чем повествование в «Слове» отличается от Ипатьевской летописи?
- Какие композиционные части свойственны только «Слову»?
Вывод ученика:
1.Можно отметить, что в «Слове» повествование более лиричное, эмоциональное, окрашено авторским отношением к излагаемым событиям.
2.В «Слове» есть композиционные части, а именно: авторское вступление и лирическое отступление о междоусобицах, «Золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны, присущие только этому произведению.

-Давайте заполним графы таблицы. Вспомните, какие исторические реалии нашли отражение в произведении.
Факты истории, отразившиеся в «Слове о полку Игореве»
Мифопоэтическая основа «Слова»

Поход князя Игоря 1185года
Повествование более лиричное, эмоциональное

Реально существующие лица:
русские князья Святослав, Игорь, Всеволод
половецкие князья Гзак, Кончак, Шарукан
Есть вступление, лирические отступления, «золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны

Географические названия:
реки Дон, Донец, Оскол, Каяла
города Новгород-Северский, Курск, Киев, Путивль












V. Мифопоэтическая основа «Слова».

Учитель.- Сейчас мы продолжим заполнение 2-й части нашей таблицы.
Взгляните на эпиграф нашего урока:
«В «Слове о полку Игореве» народное мировосприятие так сплавлено с письменной культурой, что остаётся только с языческим благоговением поразиться – это вершина славянского духа, это образец самой высокой литературы, это загадка для последующих поколений». (Р. Бородулин).
И действительно, создатель поэмы творчески воспользовался достижениями современной ему книжной литературы и в то же время с большим мастерством применил образные средства устной народной поэзии, близкой ему по духу. Доказать, что «Слово» имеет мифопоэтическую основу, нам поможет группа исследователей, внимательно перечитавших произведение ещё раз. В своей работе они пользовались комментариями к «Слову», помещенному в учебнике литературы, и материалами словаря «Мифы древних славян».
Сообщения группы исследователей.
1-й ученик.
В тексте произведения много фольклорных элементов. Во-первых, неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения, например, битвы с посевом или со свадебным пиром. Люди и события человеческой жизни уподобляются явлениям природы. Во-вторых, в языке «Слова» много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества (серый волк, сизый орёл, чистое поле). В-третьих, богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Строгая, точная повествовательная манера летописи сочетается с взволнованными восклицаниями, риторическими вопросами, повторами и обращениями.
Следовательно, в таблице мы можем записать: «автор использует сравнения, эпитеты, восклицания, риторические вопросы, повторы, обращения».
2-й ученик.
В некоторых местах «Слова» будто звучит трогательная народная песня. Вспомним плач Ярославны.
Чтение наизусть учеником отрывка.
Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь. В её плаче трёхкратное обращение к силам природы: ветру, Днепру, солнцу.
В таблице записываем: «использование мифологических образов: ветра, солнца, реки, троекратного повтора».
3-ий ученик.
В тексте произведения часто упоминаются имена славянских богов: во-первых, легендарный Боян, «Велесов внук». Велес был древнеславянским богом мудрости, поэтому и Бояну понятен язык зверей и птиц. Во фразе «Боян же вещий, если хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу»упоминается дерево; в народной культуре славян дерево было объектом поклонения, существовали даже священные рощи для культовых обрядов.
Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным, их запрещалось рубить, обламывать ветви. Согласно поверьям, они оберегали людей от бед и считались покровителями окрестностей.
Во-вторых, Троян. По мнению Д. С. Лихачёва, Троян был одним из языческих божеств славян.
В –третьих, Див. Память об этом сказочном существе сохранили слова «диво», «удивление». Облик Дива постоянно менялся: известно лишь, что он выглядел как человек, подобный вихрю, сверкающий, как молния, и внезапно появляющийся на пути войска, идущего в поход, выкликая свои пророчества. В разгар боя он осенял своими крыльями тех, кто был обречён на смерть, а потому его клики ассоциировались с погребальным плачем.
4-ый ученик.
-Вспомним фразу: «В пятницу потоптали они поганые полки половецкие». Пятница - божество, покровительница усопших душ, убогих и нищих.
Пятницу почитали так же богиней рукоделия, особенно пряжи. По поверью, она постоянно ходит по земле вместе со смертью.
-В тексте русичи названы Дажь-Божьими внуками. Их покровителем и родоначальником считался Дажь-Бог – сын Сварога, бога Солнца.
- «По нём кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле»
В славянской мифологии- две вечно печальные сестры сопровождали человека в его первых подступах к потустороннему миру. Карна (т. е. «кара», наказание, и «карити», т. е. оплакивать) громко стонет, царапает щёки, рвёт волосы. Желя («жалость») источает горе из огненного рога, но оно тихое и смиренное. Карна олицетворяет печаль, Желя – беспредельное сострадание. Они- вековечные плакальщицы, божества погребального образа, летящие вслед за всяким войском.
Запишем в таблице выводы: «автор упоминает имена славянских богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя».
5-ый ученик.
В тексте «Слова» много сказочных элементов: во-первых, упоминается много животных: волк (в мифологии это посредник между людьми и силами иного мира, «чужой»), орел (божия птица, царь птиц и владыка зверей), ворон, галка, грач (нечистые и зловещие птицы), кукушка(птица, у которой нет пары), сокол (отождествляют с добрым молодцем). Во-вторых, присутствует мотив оборотничества, то есть способность принимать чужой облик, превращаясь в животных, растения, предметы.
Запишем: «присутствуют сказочные животные, происходят сказочные превращения, природа одушевлена».
Учитель. Как мы видим, «Слово», наряду с историческим фактом, имеет мифологическую и фольклорную основу. Но как вы помните, еще одна составляющая др.-русского произведения – христианские мотивы и образы. Об этом нам расскажет
6-ой ученик.
В тексте упоминается хоругвь-знамя с изображением святого.
Сказано, что «Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей» (богородица – защитница от бед, напастей, страданий). Церковь Богородицы Пирогощей (башенной) находилась в Киеве и названа по иконе Богоматери, доставленной сюда из Константинополя.
Автор говорит, что «Игорь из плена возвращается в Киев». В сознании древних русичей Киев – священный город, центр Русской земли. И едет
«ко святой Софии в Киеве». Речь идёт о главном храме Киева и Киевской Руси – храме святой Софии, в постройке которого в XI веке принимали участие и византийские и русские мастера.
Запишем: «присутствуют христианские мотивы».
Учитель. Теперь давайте увидим таблицу целиком.

Факты истории, отразившиеся в «Слове о полку Игореве»
Мифопоэтическая основа «Слова»

- Поход князя Игоря 1185года
-Повествование более лиричное, эмоциональное

-Реально существующие лица:
русские князья Святослав, Игорь, Всеволод
половецкие князья Гзак, Кончак, Шарукан
-Есть вступление, лирические отступления, «золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны
-присутствуют сказочные животные, происходят сказочные превращения, природа одушевлена».


-Географические названия:
реки Дон, Донец, Оскол, Каяла
города Новгород-Северский, Курск, Киев, Путивль
-использует сравнения, эпитеты, восклицания, риторические вопросы, повторы, обращения
-использование мифологических образов: ветра, солнца, реки, троекратного повтора».



-автор упоминает имена славянских богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя.



-присутствуют христианские мотивы


-Какой вывод мы можем сделать?

VII. Вывод.
Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что «Слово» - это не летопись, а художественное произведение, в котором автор использует мифологию, фольклор, книжные традиции, чтобы выразить главную идею – мысль о вреде междоусобиц и призыв к единению. Главный герой произведения – Русская земля.

VIII. Обращение к проблемному вопросу и эпиграфу.
- В начале урока мы задали вопрос, почему сегодня на уроке 2 учителя при изучении одного произведения. Можете ли вы теперь на него ответить?
Учитель. Потому что это произведение – объект изучения и литературы, и истории, и православной культуры, и изобразительного искусства, то есть всего того, что входит в понятие русская культура.
Подвести итог хочется словами Д.С.Лихачева из 2-ого эпиграфа:
«Слово о полку Игореве», продолжающее жить в сотнях произведений русской литературы XIX и XX вв., мы вправе считать произведением не только древней, но известной мере и современной литературы. Оно живо и действенно, заражает своей поэтической энергией и воспитывает идейно, учит литературному мастерству и любви к Родине».

IX. Домашнее задание.

X. Выставление оценок.




Приложение

1.Известный любитель и собиратель русских древностей граф А.И. Мусин-Пушкин в начале 90-х гг. XVIII века приобрел в Спасском монастыре
г. Ярославля старинный рукописный сборник. В числе древнерусских произведений, оригинальных и переводных, было “Слово”.
В начале же 90-х гг. по поручению А.И. Мусина-Пушкина для императрицы Екатерины II была снята копия с древнерусского текста, а в 1800 г. “Слово” было издано. Чудесная находка вызвала сразу же большой интерес.
В 1812 г. сборник, включавший “Слово”, сгорел во время пожара Москвы со всем ценнейшим собранием древнерусских рукописей в доме А.И. Мусина-Пушкина. Сохранились только первый печатный текст и рукописная копия “Слова”, выполненная для Екатерины II.
________________________________________________________________

2. Русь в XII веке.
- В основу «Слова» положены события злополучного похода князя Игоря в 1185 году против половцев. Для более глубокого осознания похода и того, что связано с ним, следует обратиться к истории. О том, что представляла собой Русь в XII веке, нам расскажет
(сообщение учащегося у карты).
В XII веке на Руси полностью возобладала феодальная раздробленность. Обширное древнерусское государство с центром в Киеве распалось на множество княжеств, лишь слабо объединенных между собой государственной общностью: Владимиро-Суздальское, Смоленское, Полоцкое, Галицко-Волынское, Черниговское, Киевское, Новгород-Северское – всего 15 княжеств. В южно-русских степях в это время кочевали половцы, тюркоязычный народ, и совершали опасные набеги на Русь. Князья отдельных княжеств проводили свою обособленную политику, вступали в междоусобные войны, иногда призывали себе на помощь врагов русской земли – половцев. Общерусская власть киевского князя не исчезла еще полностью, но ее значение неудержимо падало. Двоюродные братья – Святослав и Игорь – княжили в это время один – в Киеве, другой – в Новгороде-Северском княжестве и вели противоборство с половцами, которые ежегодно предпринимали походы на русские земли.
________________________________________________________________

3. В 1184 году князья южной Руси во главе со Святославом Киевским, двоюродным братом Игоря пошли против половцев, одержали крупную победу и взяли в плен 7 тысяч человек, в том числе 417 половецких князей, даже знаменитого хана Кобяка, множество лошадей и разного оружия.
Слава о громкой победе Святослава разнеслась по всей Русской земле. Многие завидовали такой славе, среди них князь Новгород-Северский Игорь, который не успел принять участие в объединённом походе русских князей из-за весенней распутицы.
Позднее князь Игорь Новгород-Северский совершил самостоятельный поход, имея небольшую дружину (это было 28 апреля 1185 года). Но он закончился для Игоря бесславно: рать почти полностью была уничтожена (осталось всего 15 человек, а ковуев-наёмников и того меньше), князь взят в плен. В дальнейшем Игорь бежал: 11 дней добирался до пограничного города Донца, убегая от погони.



4.Современники по-разному оценивали события 1185 года. Мы узнаём об этом из двух древних летописей – Лаврентьевской и Ипатьевской. Лаврентьевская летопись резко осуждает Игоря, изображая его самонадеянным и честолюбивым князем, недальновидным полководцем. В Ипатьевской летописи нет прямого осуждения князя, он вызывает даже сочувствие не только достойным поведением во время битвы, но и раскаянием в том, что участвовал в междо усобных войнах и причинил много страданий Русской земле.
Рассмотрим подробнее события, изображённые в Ипатьевской летописи (слайд: таблица «Сравнительный анализ Ипатьевской летописи и «Слова»).
Вывод ученика:
1.Можно отметить, что в «Слове» повествование более лиричное, эмоциональное, окрашено авторским отношением к излагаемым событиям.
2.В «Слове» есть композиционные части, а именно: авторское вступление и лирическое отступление о междоусобицах, «Золотое слово» и сон Святослава, плач Ярославны, присущие только этому произведению.

_______________________________________________________________
Сообщения группы исследователей.
1-й ученик.
В тексте произведения много фольклорных элементов. Во-первых, неоднократно встречаются народно-поэтические сравнения, например, битвы с посевом или со свадебным пиром. Люди и события человеческой жизни уподобляются явлениям природы. Во-вторых, в языке «Слова» много постоянных эпитетов, характерных для устного народного творчества (серый волк, сизый орёл, чистое поле). В-третьих, богатством и разнообразием отличаются в поэме интонации автора и его героев. Строгая, точная повествовательная манера летописи сочетается с взволнованными восклицаниями, риторическими вопросами, повторами и обращениями.
Следовательно, в таблице мы можем записать: «автор использует сравнения, эпитеты, восклицания, риторические вопросы, повторы, обращения».
______________________________________________________________

2-й ученик.
В некоторых местах «Слова» будто звучит трогательная народная песня. Вспомним плач Ярославны.
Чтение наизусть учеником отрывка.
Ярославна, причитающая на городской стене, воплотила в себе лучшие черты былинных героинь. В её плаче трёхкратное обращение к силам природы: ветру, Днепру, солнцу.
В таблице записываем: «использование мифологических образов: ветра, солнца, реки, троекратного повтора».
________________________________________________________

3-ий ученик.
В тексте произведения часто упоминаются имена славянских богов: во-первых, легендарный Боян, «Велесов внук». Велес был древнеславянским богом мудрости, поэтому и Бояну понятен язык зверей и птиц. Во фразе «Боян же вещий, если хотел песнь воспеть, то растекался мыслию по древу»упоминается дерево; в народной культуре славян дерево было объектом поклонения, существовали даже священные рощи для культовых обрядов.
Дубы, вязы и другие крупные деревья относились к заповедным, их запрещалось рубить, обламывать ветви. Согласно поверьям, они оберегали людей от бед и считались покровителями окрестностей.
Во-вторых, Троян. По мнению Д. С. Лихачёва, Троян был одним из языческих божеств славян.
В - третьих, Див. Память об этом сказочном существе сохранили слова «диво», «удивление». Облик Дива постоянно менялся: известно лишь, что он выглядел как человек, подобный вихрю, сверкающий, как молния, и внезапно появляющийся на пути войска, идущего в поход, выкликая свои пророчества. В разгар боя он осенял своими крыльями тех, кто был обречён на смерть, а потому его клики ассоциировались с погребальным плачем.
_______________________________________________________________

4-ый ученик.
-Вспомним фразу: «В пятницу потоптали они поганые полки половецкие». Пятница - божество, покровительница усопших душ, убогих и нищих.
Пятницу почитали так же богиней рукоделия, особенно пряжи. По поверью, она постоянно ходит по земле вместе со смертью).
-В тексте русичи названы Дажь-Божьими внуками. Их покровителем и родоначальником считался Дажь-Бог – сын Сварога, бога Солнца.
- «По нём кликнула Карна, и Желя поскакала по Русской земле»
В славянской мифологии- две вечно печальные сестры сопровождали человека в его первых подступах к потустороннему миру. Карна (т. е. «кара», наказание, и «карити», т. е. оплакивать) громко стонет, царапает щёки, рвёт волосы. Желя («жалость») источает горе из огненного рога, но оно тихое и смиренное. Карна олицетворяет печаль, Желя – беспредельное сострадание. Они- вековечные плакальщицы, божества погребального образа, летящие вслед за всяким войском.
Запишем в таблице выводы: «автор упоминает имена славянских богов: Троян, Див, Пятница, Дажь-Бог, Карна, Желя.

__________________________________________________________________________

5-ый ученик.
В тексте «Слова» много сказочных элементов: во-первых, упоминается много животных: волк (в мифологии это посредник между людьми и силами иного мира, «чужой»), орел (божия птица, царь птиц и владыка зверей), ворон, галка, грач (нечистые и зловещие птицы), кукушка(птица, у которой нет пары), сокол 9отождествляют с добрым молодцем). Во-вторых, присутствует мотив оборотничества, то есть способность принимать чужой облик, превращаясь в животных, растения, предметы.
Запишем: «присутствуют сказочные животные, происходят сказочные превращения, природа одушевлена»
6-ой ученик.
В тексте упоминается хоругвь-знамя с изображением святого.
Сказано, что «Игорь едет по Боричеву ко святой богородице Пирогощей» (богородица – защитница от бед, напастей, страданий). Церковь Богородицы Пирогощей (башенной) находилась в Киеве, построена в 1132 - 1136 гг. и названа по иконе Богоматери, доставленной сюда из Константинополя.
Автор говорит, что «Игорь из плена возвращается в Киев». В сознании древних русичей Киев – священный город, центр Русской земли. И едет
«ко святой Софии в Киеве». Речь идёт о главном храме Киева и Киевской Руси – храме святой Софии, в постройке которого в XI веке принимали участие и византийские и русские мастера.
Запишем: «присутствуют христианские мотивы».





























13PAGE 15


13PAGE 141015




15