Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения.


Учитель начальных классов МКОУ «ООШ№10»
Косолапова Л.Н.Тема: Использование пословиц и поговорок на уроках русского языка и литературного чтения.
Пословицы и поговорки обязательно используются в работе всеми учителями начальных классов. Работа с пословицами и поговорками кропотливая. Прежде чем начать работу, учитель должен продумать объяснение их детям, ситуации и случаи применения их в речи, составить предложения, устно обыграть их, при необходимости записать в тетрадь. Можно завести специальные тетради для пословиц.
Как работать с пословицами?
1.Прочитай пословицу, подумай, что она означает.
2.Объясни значение пословицы.
3.В каких случаях ее уместно применить? Когда и кому можно так сказать?
4.Вставь пропущенные буквы и подбери проверочные слова.
5.Устно составь предложения, употребив эту пословицу.
Безударные гласные в корне слова.
Если г…ворить, то до всего дог…воришься.
Липнет, как см…ла к ст…не.
Как оса, лезет гл…за.
Умён на сл…ах, да глуп на д…лах.Дер…во держится св…ими к…рнями, а человек пищей.
За общим ст…лом еда вкуснее.
Не та с…бака кусает, что лает, а та, что м…лчит да хв…стом виляет.
Парные звонкие и глухие согласные.
Береги нос большой моро…
В дороге хле… не помеха.
Был бы обе… , а ложка сыщется.
Ешь пироги, а хле… береги.
Не всякая находка – кла…
С него взя…ки гла…ки.
Чтобы ры…ку съесть,надо в воду.
Хороша ка…ка, да мала ча…ка.
Одному вер…ки, другому коре…ки.
Правописание приставок и предлогов.
Поклоном поясницы не переломишь.
Ножки с подходом, руки с подносом, сердце с покором, голова с поклоном, язык с приговором.
С деньгами мил, без денег постыл.
И в хост, и в гриву.
Назвался грибком - полезай в кузовок.
Как с неба свалился.
Встречают по одёжке, а провожают по уму.
Словарные слова.
Кто в субботу смеётся, в воскресенье плакать будет.
Каково начало, таков и конец.
Где молоко, тут и волокно.
Чистую посуду легко и полоскать.
Сапоги смазаны и дыры замазаны.
Пусть козла в огород.
На одной неделе семь пятниц.
Морз да метели под февраль налетели.
Яблоко от яблони недалеко падает.
Человек без родины, то соловей без песни.
Плотника не шуба греет, а топор.
НЕ с глаголами.
Скажешь – не воротишь; не пишешь – не сотрёшь; отрубишь – не приставишь.
Что напишешь пером, то не вырубишь топором.
Не зная броду – не суйся в воду.
Не шути с огнём – обгоришь.
Не выучит школа, выучит охота.
Не учи хромого ковылять!
Не учась и лаптя не сплетёшь.
Правописание ЧК, ЧН
Лисичка всегда сытей волка бывает.
Клюёт птичка, да и сыто живёт.
Привычку, не рукавичку, не повесишь на спичку.
Невеличка синичка, да та же птичка.
Не петь было рано пташечке, не съела бы кошечка.
Непроизносимые согласные в корне слова.
Осторожность - мать безопасности.
Худо лето, когда солнце нету.
Рукам работа – душе праздник.
Заглянуло солнце в наше оконце.
Родина молодца, такого, как отца.
У молодца - не без долотца: есть и шильце, и мыльце, и брыльце.
Правописание глагольных окончаний во 2-м лице.
Подальше положишь – поближе возьмёшь.
Что припасёшь, то и возьмёшь.
Умом не раскинешь, пальцами не раскинешь.
У нашего словца не дождёшься конца.
Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь.
Найди орфограммы.
И лиса около своей нормы смирно живёт.
Свой своему – и ногой пнёт, поможет.
Не до дружка, до своего брюшка.
Чужим добром – подноси ведром.
На чужой лошадке не наездишься.
Чёрного кота не отмоешь до бела.
Разделительный Ь
Терпенье и труд всё перетрут.
Ученье – путь к уменью.
Красна птица опереньем, а человек уменьем.
Ученье требует терпенья.
Птица сильна крыльями, а человек дружбой.
Крепкую дружбу и водой не разольёшь.
О дружбе
На деньги друга не купить. 
Не бойся умного врага, а бойся глупого друга. 
Не изведан — друг, а изведан — два друга.
Без беды друга не узнаешь. Без друга в жизни туго.
Без друга, который потерян, плохо, но плохо и с другом, который неверен. 
Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок. 
Бой красен мужеством, а приятель — дружеством.
Был бы друг, будет и досуг. 
II класс
1.Найдите ошибки, исправьте их, объясните смысл пословиц.
Кто любит пруд – того люди чтут.
С детства не намучаешься, всю жизнь научишься.
2.Всромнитенаало пословиц, определите их тему.
………………, а товарища выручай.
………………, там и уменье.
………………, умей за неё постоять.
III класс
Выбери пословицу, относящуюся к теме «Молодость не грех, а старость не смех», и объясните её смысл.
Чужим умом жить, добра не нажить.
И старость не страшна, коли молодые помогут.
На словах одно, а на деле другое.
IV класс
1.Составьте мини - рассказ по пословице.
Мир не без добрых людей.
Дракою прав не добудешь.
Старый друг лучше новых двух.
Хорошо в гостях, а дома лучше.
2.Назовите автора, его произведения, из которых эти пословицы вошли в язык.
А воз и ныне там.
Вперёд чужой беде не смейся, голубок.
Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку.