Конспект группового коррекционно-развивающего занятия Тема: «Что такое одиночество?»

Конспект группового коррекционно-развивающего занятия
Тема: «Что такое одиночество?»

Дата и время:.
Форма организации занятия: групповая.
Имя и возраст / класс: подростки 13 – 14 лет (8 класс)
Цель: повышение уровня жизненного оптимизма, осознание своей уникальности и неповторимости, снижение уровня фрустрации, знакомство со способами преодоления одиночества.
Задачи:
создать позитивное настроение, развить чувство доверия участников друг к другу, формировать в группе атмосферу взаимной поддержки.
развивать умение принимать на себя ответственность, заботу о других.
дать возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребенка, ощутить тактильный контакт.
дать для домашней работы вопросы, призванные принести ощущение свободы, большого счастья.
Оборудование: клубок ниток; ватман или доска; маркер; карточки, на которых написаны следующие фразы: 1) очень одиноко мне было, когда...2) В последний раз я почувствовал (а) себя одиноко... 3) самое сильное чувство одиночества было вызвано разлукой с ...; магнитофон; релаксационная музыка.














Ход занятия:

Этап
занятия
Содержательные компоненты занятия
(игры / упражнения)
Цель задания
Выполнения задания детьми
Характер помощи в ситуациях затруднения

Организационная часть
5 мин.
Психолог рассказывает подросткам с ЗПР, чем им предстоит заниматься:
1.Играми и упражнениями. Они помогут нам лучше узнать себя, других и многому научиться.
2.Беседами на разные и интересные для нас темы, которые помогут нам узнать много нового и необходимого. Это пригодиться нам в жизни.
3. Изучением наших качеств и обсуждением полученных результатов.
4.Наконец, мы просто хорошо и весело проведем время!
Настроить подростков на занятие.
Дать установку на сотрудничество



Практическая часть
30 мин.
Упражнение 1. «Паутина»
Психолог предлагает следующее задание: Сядьте в круг. У каждого из вас сейчас есть возможность назвать свое имя и что-нибудь рассказать о себе, например, чем ты любишь заниматься или какая твоя любимая игрушка или еда. Подумайте, что вы хотите рассказать о себе.
Если хочешь, ты можешь назвать нам свое имя и что-нибудь рассказать о себе. Если ты ничего не хочешь говорить, то можешь просто взять нить в руку, а клубок перебросить следующему».
Затем психолог задает следующие вопросы:
- Как вы думаете, почему мы составили такую паутину?
- Что нам помогло создать такую мощную паутину?
Затем снова идет обсуждение:
- Все ли высказались?
- Что почувствовали?
- Чьи рассказы заинтересовали?
- Трудно ли было говорить о себе?
- Кто в группе вызвал любопытство?
Развитие сплоченности группы
Игру начинает психолог. Он берет клубок ниток и, сказав что-то о себе, зажимает свободный конец нити в руке и кидает клубок ребенку, сидящему напротив.



Таким образом, все дети оказываются в «паутине». Психолог говорит с подростками на разные темы, которые могут способствовать групповой сплоченности.
После обсуждения паутина распутывается. Каждый участник возвращает клубок предыдущему, называя его по имени, пока клубок не вернется к психологу.

Оборудование: клубок ниток.










В процессе распутывания нить может запутаться. Такую ситуацию можно прокомментировать с юмором, сказав, например, что члены группы уже тесно связаны между собой.


Упражнение 2. «Анализ состояния одиночества»
Психолог начинает упражнение, с того, что зачитывает следующие строки: «Я вам скажу... На свете одиночеств гораздо больше, чем имен и отчеств, я вам скажу... А если вдруг захочется измерить, сколько в мире одиночества, и сколько еще будет одиночек, - пожалуйте ко мне на огонечек, я вам скажу...»
Далее психолог проводит беседу: «Одиночество. Что же это такое?..
Одиночество - страна, полная противоречий, страна призраков, где все сложно и непонятно.
Если у тебя нет девушки или парня, мужа или жены, это еще не обязательно Одиночество, а если есть - совсем не гарантия от него. Если нет родителей, братьев-сестер, если детей нет или есть - то же самое. Когда ты сидишь один в комнате, ты одинок? А когда идешь по улице, среди сотен людей ты одинок? Когда можно почувствовать себя одиноким? Так что же такое одиночество?»
Знакомство с понятием «одиночество»
Каждый участник дает свое определение одиночества в рабочей тетради, потом зачитывает его в слух. Психолог вместе с подростками ищут общее в этих определениях и на доске или ватмане записывают единое определение
«Одиночество это эмоциональное состояние, возникающее в результате болезненного осознания внутренней отделенности от значимых людей в социальной среде».
Оборудование: доска или ватман, маркер



Упражнение 3. «Одиночество»
Психолог: Вспомните те моменты вашей жизни, когда вы чувствовали себя очень одиноко, когда разлука с близкими людьми или жизненные изменения вызывали у вас сильное чувство одиночества. Пожалуйста, закончите фразы, которые записаны на ваших карточках одним-двумя предложениями.
Вопросы, которые помогают это сделать: Наверно ты особенно скучал(а) по какому-то конкретному человеку... Вероятно, что-то предшествовало этому... Конечно, была какая-то причина, которая вызвала одиночество.
Развитие самоанализа
Обсуждение: каждый участник группы читает записанные им фразы. Желательно, чтобы в процессе обсуждения были найдены конкретные люди и события, которые спровоцировали одиночество.

Оборудование: карточки, на которых написаны следующие фразы: 1) очень одиноко мне было, когда...2) В последний раз я почувствовал (а) себя одиноко... 3) самое сильное чувство одиночества было вызвано разлукой с ...
Приложение 8


Упражнение 4. «Сказка про звездочку»
Знаете ли вы историю, в которой кто-то был одинок? Чувствовали ли вы себя одиноко? Что вам хотелось, когда вам было одиноко? Я хочу рассказать вам историю про маленькую одинокую звезду...
В давние-предавние времена небо по ночам было совсем темным. На нем совершенно не было звезд, кроме одной крошечной звездочки. Она жила высоко в небе и, когда оглядывалась вокруг, то замечала, что она совершенно одна. И от этого ей становилось грустно. Ей очень хотелось видеть на небе другие звезды, чтобы ловить их лучи и дарить им собственный свет. Однажды отправилась звездочка на землю к одному старому мудрому человеку, жившему на высокой горе. И когда она его нашла, то спросила: "Можешь ли ты мне помочь? Мне так одиноко на небе. Мне не с кем поговорить, некому подарить свой свет. Иногда я даже плачу настолько мне одиноко". Старый человек знал, каково это чувствовать себя одиноким. Он знал, что тогда пропадает желание играть, еда становится невкусной и не поются веселые песни... Ему понравилась маленькая звездочка. А так как он был очень-очень мудрым, он пообещал, что поможет ей. Сначала старик пошел в свою хижину и взял блестящий черный волшебный мешок. Он открыл его, запустил туда руку и достал множество сверкающих звезд. Один взмах руки и по всему ночному небу засияли тысячи ярких звезд. "Смотри-ка, сказал старик, Это ли не прекрасно? Теперь на небе много звезд, это твои братья и сестры. Ты можешь с ними беседовать, ты можешь дарить им свой собственный свет и ловить лучи от них. Но поскольку ты так долго была одинока, я хочу сделать для тебя еще кое-что. Я хочу, чтобы память о тебе навсегда осталась здесь, на земле. Я создам на чем-то необыкновенном твое изображение". Он щелкнул пальцами, и изображение маленькой звездочки раз и навсегда запечатлелось на земле. И здесь заканчивается эта история.
Кто догадался, как мудрый старик сохранил изображение звездочки?
Развитие эмпатии
Подростки отвечают на вопросы:
- Почему мудрый старик помог звездочке?
- Можешь ли ты описать, что почувствовала маленькая звезда, когда нашла на небе так много братьев и сестер?
- С кем ты разговариваешь, когда тебе одиноко?
- Ты замечаешь, когда кому-нибудь из детей класса одиноко?
- Знаешь ли ты других людей, которым иногда бывает одиноко?
- Что ты чувствуешь, когда сделал для кого-нибудь что-то хорошее?
Оборудование: магнитофон, релаксационная музыка


Заключительная часть
10 мин
Упражнение 6. «Спасибо за приятное занятие»
Психолог дает следующую инструкцию: «Пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу.
Повышение настроения, развитие сплоченности между подростками.
Игра проходит следующим образом: один становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: "Спасибо за приятное занятие!" оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: "Спасибо за приятное занятие!" Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук.



Приложение 1
Занятие: «Что такое одиночество?»
Одиночество это______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________
Карточки с вопросами


- Очень одиноко мне было, когда...



- В последний раз я почувствовал (а) себя одиноко...



- Самое сильное чувство одиночества было вызвано разлукой с ...


15