Обобщение опыта работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с игровой технологией В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры»

Сведения об авторе
Фамилия,
имя
отчество
Образование
Специ-
альность
Педаго-гический стаж
Стаж работы в занимаемой должности
Квалификационная категория
Награды

Бутырская Кира Станиславовна
Высшее
Воспита-тель
25 лет
20 лет
высшая
Благодарственное
письмо Муниципального управления Г.Лесного

Почетная грамота
Муниципального управления Г.Лесного

Почётная грамота
Администрации Городского округа Г. Лесной

Диплом лауреата городского конкурса профессионального мастерства педагогов «Признание» в номинации «Искусство быть педагогом»

Почетная грамота Министерства образования и науки Российской Федерации



Содержание
Сведения об авторе
1

Актуальность опыта
4

Новизна опыта
5

Адресность опыта
7

Проблемы педагогов и пути их решения в процессе использования
технологии
8

Результативность опыта
9

Технология опыта
12

Приложение № 1
Перспективный план по обучению детей 2 младшей группы развивающей игре «Игровой квадрат Воскобовича»


Приложение № 2
Перспективный план по обучению детей 2 младшей группы игре
«Прозрачный квадрат»


Приложение № 3
Перспективный план по обучению детей 2 младшей группы игре
«Чудо-соты 1»


Приложение № 4
Перспективный план по обучению детей средней группы игре «Прозрачный квадрат»


Приложение № 5
Перспективный план по обучению детей средней группы игре «Чудо-соты»


Приложение № 6
Перспективный план по обучению детей старшей группы развивающим
играм Воскобовича


Приложение № 7
Перспективный план по обучению детей старшей группы игре «Чудо-соты»


Приложение № 8
Перспективный план по обучению детей старшей группы в развивающей зоне «Игроград»


Приложение № 9
Перспективный план по обучению детей подготовительной группы в
развивающей зоне «Игроград»


Приложение № 10
Перспективный план по обучению детей подготовительной группы
развивающим играм Воскобовича


Приложение № 11
Педагогический всеобуч для родителей детей 2 младшей группы:
«Развивающие игры как средство всестороннего развития ребёнка»


Приложение № 12
Педагогический всеобуч для родителей детей средней группы:
«Логико-математическая игра – средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста»


Приложение № 13
Педагогический всеобуч для родителей детей средней группы:
«Играя, развиваем»


Приложение № 14
Педагогический всеобуч для родителей детей старшей группы: «Сказки Фиолетового леса»


Приложение № 15
Лист контроля «Оценка игровых умений ребёнка»


Приложение № 16
Анкета для родителей к всеобучу «Развивающие игры как средство
всестороннего развития ребёнка»


Приложение № 17
Анкета для родителей к всеобучу «Логико-математические игры – средство развития математических представлений у детей средней группы»


Приложение № 18
Буклет с рекомендациями для родителей «Как сочинять сказки вместе с
ребёнком»



Актуальность опыта
В последние годы значительно возросли требования общества к развитию детей дошкольного возраста.
Наши дети живут и развиваются в новую эпоху – эпоху информационных технологий. Само время требует других подходов к образованию дошкольников – перехода от традиционного информационно – накопительного метода обучения, направленного на усвоение конкретных знаний, умений, навыков, к наиболее перспективному на современном этапе - развивающему обучению.
Именно при развивающем обучении создаются условия для развития у ребёнка активности, самостоятельности, творческого преобразующего мышления. А дети с высоким уровнем развития интеллекта и креативности уверены в себе, успешней учатся, лучше ориентируются в социуме.
Для реализации идеи развивающего обучения с успехом используются техсовременные развивающие игры. Содержание игр, методика и организация их проведения заключает в себе потенциал для развития познавательных и творческих способностей.
Становление предпосылок интеллектуальной творческой деятельности способствует переносу математических знаний и умений в новые условия.
Включение обучающих игр и развивающих заданий в единый игровой сюжет «Легенды Фиолетового леса» снижает излишнюю дидактичность занятий и способствует наилучшему формированию у детей представлений.
Одной из важнейших задач, стоящих перед воспитателем, является развитие самостоятельной логики мышления, которая бы позволила детям строить умозаключения, приводить доказательства, высказывать суждения, логически связанные между собой, обосновывая свои суждения, делать вывод, и, в конечном счёте, самостоятельно приобретать знания.
Интеллектуальные способности у детей дошкольного возраста развиваются лучше, если придерживаться в работе принципов высокого уровня трудности. Когда перед ребёнком не возникает препятствий, которые могут быть им преодолены, то развитие способностей идёт слабо.
Новизна опыта
Работа в системе с играми В.В.Воскобовича, имеющими развивающий характер, позволяет успешно формировать математические представления у детей и достичь более высокого уровня развития детского интеллекта.
Развивающие игры Воскобовича обладают такими отличительными особенностями, как:
Многофункциональность. Позволяет решать разные педагогические задачи: развивать мелкую моторику рук, математические представления, речь, сенсорные, познавательные и творческие способности, реализовывать творческий потенциал, заложенный в каждой игре, когда взрослые и дети что-то придумывают и тут же воплощают свои «задумки» в действительность.
Вариативность: игровые задания можно корректировать, придумывать свои.
Сказочность методик: Фиолетовый лес, Поляна золотых плодов, Озеро Айс,
персонажи - мальчик Гео, Незримка Всюсь, Ворон Метр и многие другие. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо-Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.
Возрастная направленность: от 2 до 10 лет и старше; одну и ту же игру можно использовать и в три года, и в семь лет, потому что она предполагает упражнения в одно-два действия для малышей и многоступенчатые интеллектуальные задачи для семилетних детей. Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять.
Технология «Сказочные лабиринты игры» - это готовый игровой, дидактический и методический материал. Методические разработки к играм, игровой материал для детей, готовые игровые пособия позволяют решать образовательные задачи любой комплексной программы и эффективно развивать детей.
Развивающие игры Воскобовича объединяет единое сказочное пространство. Все инструкции к играм – это легенды Фиолетового Леса. Сказка – прекрасная возможность повысить эффективность обучения детей дошкольного возраста. Забавные персонажи, увлекательные приключения помогают привлечь внимание детей и заинтересовать их. Это сказочный сюжет, в который включены проблемно-поисковые вопросы и интеллектуальные задачи.
Универсальность по отношению к программам. Как показала практика ДОУ, и моя собственная, игры прекрасно вписались в развивающую программу «Школа 2100», по которой я работаю, в доработанную и обновлённую программу Васильевой.
Что привлечет любого педагога или родителя:
Возможность продуктивно развивать у детей интеллектуальные и творческие способности.
Реализовывать в игровой деятельности образовательные задачи любой комплексной программы.
Избегая перегрузок, эффективно развивать и обучать ребенка дошкольного возраста.
Готовый дидактический, развивающий материал, систематизированный по возрастам и образовательным задачам.
Методический материал в виде методической сказки, которая представляет собой причудливое переплетение сказочного сюжета и интеллектуальных задач и вопросов.
Развивающие игры могут быть использованы как индивидуальный материал, так и в качестве общегруппового наглядного пособия (например, "Геоконт", комплекс "Ларчик" - больших размеров).
Почти весь процесс обучения ребенка дошкольного возраста реально выстраивается в игре. Технология «Сказочные лабиринты игры» – это игровая форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игры и












Адресность опыта
Опыт могут использовать педагоги, работающие по любой дошкольной образовательной программе, так как он ориентирован не на конкретный возраст или программу, а на развитие ребенка с учетом его возрастных особенностей.
Рекомендую для применения специалистами ДОУ, учителями начальной школы, коррекционных учреждений, родителями, гувернерами и многими другими. Привлекает возможность использования игр как в домашней, семейной игротеке, так и в группах детского сада, школе, в индивидуальной и коррекционной практике.
Проблемы педагогов и пути их решения в процессе использования технологии.
Проблемы педагогов
Пути решения этих проблем в процессе
использования технологии.

1. Отсутствие полного диагностического инструментария
1. Разработка диагностических таблиц, используя критерии, предложенные Воскобовичем.

2. Высокая стоимость игр
1. Привлечение родителей к приобретению игр для занятий с подгруппой детей или фронтально.

2. Изготовление игр своими руками, как демонстрационных, так и раздаточных вариантов. Например, «Лепестки», «Кораблик Брызг-Брызг», «Чудо-цветик».

3. Примерное планирование работы с по обучению развивающим играм.
1. Составление перспективных планов по ознакомлению детей с каждой игрой:
в соответствии с возрастом;
с учетом формы организации работы: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная;
на основе результатов диагностики.


4. Настороженное отношение родителей к новой игровой технологии.
1. Проведение открытых занятий для родителей, просмотров фрагментов занятий по математике и занятий по обучению детей играм Воскобовича.
2. Анкетирование родителей «Обратная связь».

5. Незнание игровых методов и отсутствие игрового опыта с учетом возраста детей
1. Проведение всеобучей, консультаций, игротек, практикумов-тренингов.
2. Оформление буклетов, памяток для родителей.


Результативность опыта
Работа по обучению детей развивающим играм В.В.Воскобовича дает свои положительные результаты, которые мы прослеживали в течение 4-х лет.

Задача
2005г-06г
2006г - 07г
2007 – 08 г
2008 – 09 г

1. Усвоение сенсорных эталонов:
Цвет
Форма
Величина


70 %
75 %
60 %


90 %
95 %
65 %




100 %
100 %
80 %







100 %
100 %
88 %




2. Количественный счет, соотнесение записи цифр с количеством предметов.

55 %



80 %




90 %






100 %





3. Ориентировка в пространстве: вправо - влево,
вперед - назад, вверх - вниз, в - на, под - над,

- различение правой и левой руки.



50 %

45 %

75 %

60 %

80 %

65 %



85 %

95 %

4. Логические задачи:
Продолжение ряда.
Нахождение недостающей фигуры.
Нахождение лишней фигуры.

45 %

60 %

65 %

80 %

5. Предыдущее и последующее число. Состав числа из двух меньших чисел.
-
-
-
90 %

6. Соотнесение целого и части.
30 %
40 %
45 %
60 %


По результатам диагностики детей со второй младшей по подготовительную к школе группу можно отметить, что постоянно росло число детей в высоким и выше среднего уровнем развития математических представлений и уменьшалось число детей с низким уровнем.


Возрастная группа
Уровень


Высокий
Выше среднего
Средний
Ниже среднего
Низкий

Младшая
30
-
55
5
10

Средняя
40
25
15
10
10

Старшая
5,5
44,5
27,8
16,7
5,5

Подготовительная
41,2
29,4
29,4
-
-


Лучше всего у детей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать, сопоставлять. Например, трехлетние дети легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета, пяти-шестилетние дети умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Это результат развивающей игры, которая соединяет интеллектуальную деятельность и возможность получить результат.
У детей нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Дети рано начинают читать.
Особенно хочется отметить уровень развитие пальцевой и кистевой моторики детских рук.
У дошкольников формируется самостоятельность, индивидуальность в приеме и выборе решений. Обучающиеся по технологии «Сказочные лабиринты игры» дети, всегда стараются сделать что-то свое, непохожее на других.
Технология опыта
Этапы работы по обучению детей развивающим играм
Работу по внедрению игровой технологии я начала с составления перспективных планов.
Для детей младшей группы были выбраны самые простые игры: «Игровой 2-х цветный квадрат», «Прозрачные льдинки» и «Чудо-соты 1». Знакомство с ними мы начали на подгрупповых занятиях, проводимых 1 раз в неделю во вторую половину дня. На первых занятиях детям предлагались задания, направленные на обследование квадрата и прозрачных пластинок (льдинок), их свойств, используя тактильные приемы. Затем выполнялись задания на преобразование квадрата в различные геометрические фигуры, конструирование простых фигур (домик, ёлочка), изменение цвета, формы, размера, соотношение целого и части. После этого дети знакомились со сказкой и учились конструировать фигуры по авторским сказкам, инструкциям к играм, методическим материалам.
Постепенно от группы к группе образовательный материал усложняется.
В старшем возрасте детям уже предлагаются игры – головоломки «квадрат Воскобовича» (четырехцветный квадрат), «Прозрачная цифра», «Чудо-крестики», «Чудо-цветик», «Читайка на шариках», «Шнур-затейник», «Геоконт».
В подготовительной группе к процессу конструирования фигур по схемам и воображению добавляется изобразительная деятельность: обвести на листе бумаги получившуюся фигуру и раскрасить её, и развитие связной речи: сочинение коротких сказок и историй.
Продолжение обучения играм планируется и проводится в развивающей зоне «Игроград»: «Игродом» и «Коврограф Ларчик». С их помощью закрепляются знания, полученные на занятиях, формируются коммуникативные навыки: «Игры парами», самостоятельная игровая деятельность детей, развивается связная речь (разыгрываютя диалоги, сочиняются сказки, рассказы о родном городе), психические процессы.
Ознакомление родителей с развивающими играми В.В.Воскобовича тоже планируется поэтапно. Во второй младшей группе проводится педагогический всеобуч «Развивающие игры как средство всестороннего развития ребенка», задачи которого:
раскрыть значение игр для всестороннего развития ребёнка;
активизировать родителей через знакомство и практические действия с играми;
заинтересовать родителей в использовании игр в домашних условиях.
Решение задач осуществляется через просмотр видеозаписи занятий с детьми по обучению играм, игровой практикум, презентацию развивающих игр, представление перспективного плана по работе с ними.
В средней группе проводятся педагогические всеобучи на темы: «Логико-математические игры – средство развития математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» и «Играя, развиваем».
Для родителей детей старшей группы целесообразно провести всеобуч на тему: «Сказки Фиолетового леса», цель которого – показать родителям многофункциональность развивающих игр для всестороннего развития ребёнка. На нем решаются задачи по обучению родителей составлению сказок «Фиолетового леса» и принятию роли равноправного партнера по игре.
Предложенные перспективные планы на младшую - подготовительную к школе группы (Приложения с № 1 по № 10) помогут педагогам целенаправленно, эффективно использовать развивающие игры, планировать фронтальную, индивидуальную, подгрупповую и коррекционную работу с детьми.
Работа по обучению детей развивающим играм В.В.Воскобовича будет наиболее эффективной, если одновременно знакомить родителей с новой игровой технологией через проведение открытых занятий, просмотр видеозаписей занятий с использованием развивающих игр, педагогических всеобучей, консультаций, игротек, практикумов-тренингов, анкетирования, презентаций игр и новинок, оформление буклетов с рекомендациями ((Приложения с № 11 по № 18)
Педагоги, заинтересованные во всестороннем развитии детей, смогут достичь этого, используя приложения, предложенные в данном опыте.
Для того, чтобы проводить развивающие занятия с опорой на знание индивидуальных возможностей каждого воспитанника и анализировать эффективность как своей педагогической деятельности, так и реализуемой программы, предлагаю использовать критерии, предложенные В.В.Воскобовичем, но адаптированные к программе «Школа 2100» «Детский сад 2100»:
различение и называние основных цветов (+ оттенки);
различение геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник (как усложнение использовались такие геометрические фигуры, как овал, многоугольник, трапеция, четырёхугольник, ромб);
различение фигур по размеру;
обучение счету;
пространственная ориентировка;
развитие творческого воображения;
умение концентрироваться, произвольность (умение выполнять сложные мыслительные операции, доводить начатое дело до конца);
развитие пальцевой и кистевой моторики рук (тест на завязывание банта);
развитие самостоятельности, индивидуальности в приеме решений (творческое мышление).









13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




15