Технологическая карта урока технологии на тему Узоры Деда Мороза


Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока технологии
на тему: «Узоры Деда Мороза»
Студентки ГБПОУ РО «ЗернПК»
Филатовой Ирины Сергеевны
Проверил преподаватель:
Попова Н. А.
______________________
Дата: 08.11.2016
Зерноград
2016
Тема: Роспись по соли
Вид занятия: Изображение на ткани.
Тип урока. Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями, закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).
Цель урока: Ознакомить учащихся с древней технологией росписи «Холодный батик» и представить современные способы росписи по шелку.
Задачи, направленные на личностные результаты:
Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну.
Воспитывать наблюдательность, интерес к   изобразительному искусству, живописи; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.
Задачи, направленные на метапредметные результаты:
Развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа.
Обучить техническим приемам в росписи солевой и акварельной техник, позволяющим творчески решить проблемы единства формы и содержания в тематической композиции.
Задачи, направленные на предметные результаты:
Ознакомить учащихся с декоративно-прикладными техниками солевой и акварельной росписи 
Зрительный ряд: Класс оформлен работами изображения снежинок в разных техниках. На доске выписаны необходимые слова для ознакомления; фотографии, наглядные пособия. Работы в разных техниках батика.
Методы проведения занятия:  Объяснение нового материала, практическая работа учащихся под контролем преподавателя.
Оборудование: Ткань (шёлк), пяльца, кнопки, эскиз, краски, резервирующий состав, соль, кисть беличья №3, №6, вода, палитра, тряпочки.
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
Психологический настрой Учитель создает благоприятный климат.
- Здравствуйте дорогие, ребята! Я вам предлагаю поиграть в волшебную игру лилипундиков. Сейчас мы с вами будем приветствовать друг друга необычным способом. Я называю часть тела, а вы касаетесь ею, и таким образом, приветствуете друг друга.
- Носик к носику! (дети должны поздороваться носиками).
- Локоток к локотку!
- Спинка к спинке!
-Молодцы! Присаживайтесь, мы начинаем наш урок!
-Прежде чем приступить к работе давайте проверим вашу готовность, все ли у вас есть. Поднимите свою папку с рабочим материалом, который вы подготовили на наш урок в правой руке.
-Молодцы! Дети приветствуют учителя.
Выполняют действия игры предложенное учителем.
Дети показывают готовность. Поднимают папки с рабочим материалом. Личностные:
Смыслообразование
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные:
Саморегуляция
Актуализация знаний -Ребят, а какой праздник к нам приближается?
-Что для нас значит новый год? С чем он ассоциируется?
-Как вы думаете, а зачем я попросила вас принести именно этой материал?
-А на какой урок ещё может понадобиться такой материал?
-Как мы будем это делать?
-Кто знает, как называется такая техника работы??
-Как же тогда мы назовем тему нашего занятия?
-Вы меня очень удивили, ответив практически на все вопросы. Сейчас я хочу вам предложить пополнить ваши знания новым видом искусства и раскрыть тайны нашей работы, но для этого я хочу увидеть ваши глазки.
-Сегодня я предлагаю Вам заняться творчеством, которое принесет несомненное удовольствие. Роспись по шелку, а именно о ней идет речь, тем и хороша, что чем глубже ее узнаешь, тем больше радости она доставляет. Посмотрите, как правильно пишется слово Батик. Батик - это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. В основе всех этих приемов лежит принцип резервирования, то есть покрывания не пропускающим краску составом тех мест ткани, которые должны остаться незакрашенными и образовать узор. Художественные приемы этого вида росписи настолько разнообразны, что Вы наверняка найдете себе технику по душе.
Искусство ручной росписи ткани очень древнее. Зародилось оно в Индонезии на острове Ява.
Батик был довольно развит в Египте, Африке, Китае, Японии и Индии. История, связанная с искусством батика, очень длинна и детальна, она передается от поколения к поколению, тем самым сохраняясь.
В начале ХХ века в России изобрели резервирующий состав, не требующий нагревания. Это сделало нашу страну родиной «холодного батика» это многоцветная художественная роспись по шёлку.
В России метод холодного батика применяется с 1936 года в промышленных артелях. Таким способом изготавливали косынки, шарфы, галстуки, купоны на платья, изделия для интерьера: занавеси, скатерти, салфетки, абажуры. Батик используется в художественной школе в городе Волгодонске.
Так что возможности неограниченны».
- Ребята, что бы вы выбрали сюжетом своей работы? 
-Я предлагаю вам сегодня изобразить русскую зиму. Что бы вы нарисовали связанное с нашим краем? Хорошо.
- Какие цвета вас больше привлекают: холодные или теплые?
Я вижу, что у вас различные интересы, поэтому ваши работы мне очень интересны.
- Нам предстоит большая работа, но лист бумаги мы сегодня заменим тканью. Все готовы к работе? -Приближается Новый год
-Новый год-это много мандарин.
-Много конфет
-Много снега и снежинок
-Мы будем рисовать новый год
-Будем осваивать новый вид техники
-На окружающий мир
-Прикрепим ткань и смешаем краску с солью
-Рисовать солью
-Роспись солью
-Роспись по ткани
-Изображение зимы на ткани.
Дети смотрят на учителя.
Дети слушают учителя и запоминают интересную информацию.
-Рисование фруктов
-Рисование снежинок
-Я нарисую зайчика
-Я нарисую лисичку в степи
-Меня больше привлекают теплые цвета
-Мне нравятся холодные
-Мы готовы
-Мы хотим делать
-Нам интересно, что получится Личностные:
Нравственно-этическая ориентация
Познавательные:
Общеучебные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели
постановка и формулирование проблемы.
Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров
Логические:
Подведение под понятие, выведение следствий
Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Постановка вопросов

Регулятивные:
Планирование
Саморегуляция
Целеполагание
ФизминуткаА теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Повернулись другу улыбнулись,
Топнули ножками,
Покачали головушкой,
Руки вверх подняли и похлопали.
Попрыгали, поскакали
В школу прибежали
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.
3. Практическая работа -Сейчас я расскажу этапы работы по выполнению практической работы, а вы внимательно послушаете и приступим к работе.
1. Натяни ткань на пяльцы или коробку.2. Полностью раствори две столовые ложки соли в стакане воды.3. Этой жидкостью прокрой всю поверхность картины с помощью кисточки. Соль не даст краске растекаться по ткани и сделает цвет ярче.4. Не давая ткани высохнуть, сделай цветной фон, на котором будешь рисовать узоры.5. На этом этапе возможны варианты. Или рисуешь по мокрому фону, или даёшь ткани высохнуть и рисуешь по сухому. Можно сравнить оба варианта.
-Разобрались с этапами? Если у вас есть затруднения, то откройте учебник на странице 53 и прочтите перед выполнением.
-Ребята не забывайте, что мы работаем с непростым материалом. Не нужно пробовать на вкус получившуюся воду, брызгаться, мокрыми кучками не лезьте в глазки.
-А что вам нужно сделать, если вы намочили руки или парту? Вымазались краской?
-Сейчас я вам хочу сказать по секрету некоторые хитрости нашей работы.
-Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.
-Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской. Темный цвет осветлить уже никак не удастся.
-Если вы покрасите шелк и, не давая ему высохнуть нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду и в результате краска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или особенностей самой соли.
-Итак, с чего мы начинаем свою работу над композицией?
-То есть, работаем над основой для создания росписи».
-После завершения работы над композицией, что нужно сделать?
-А как натягивать ткань для росписи?
-А как мы можем перенести рисунок на ткань?
-Абсолютно верно. Ребят всем понятна техника выполнения?
-Не забывайте следить за тем, чтобы ткань была увлажнена равномерно. Начинаем накладывать краску сверху вниз с более светлых тонов. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной.
-Сушим работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу.
Тогда я желаю вам удачи можете приступать к выполнению работы. Дети слушают этапы работы по которому будут работать.
Выполняют этапы работы.
-Да
-Нам понятно
Слушают технику безопасности.
-Вытереть парту влажной салфеткой или тряпочкой
-Помыть руки после выполнения работы
-Выберем тему.
-Сделаем зарисовку в карандаше, а потом акварелью.
-Натянуть ткань
-Подготовить ткань
-Что бы края плотно лежали на краях пяльцах
-Положим рисунок под ткань
-Да
Слушают учителя Личностные:
Нравственно-этическая ориентация
Смыслообразование
Коммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Познавательные:
Общеучебные:
Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Регулятивные:
Планирование
Коррекция
Саморегуляция
Оценка
Рефлексия учебной деятельности Сейчас я предлагаю убрать ваше рабочее место, а получившиеся работы повесить на доску, чтоб мы увидели всю красоту, на которую вы способны.
-А как вы назовете свою работу?
-С каких частей состоит?
-А как мы можем использовать нашу поделку, в каких целях?
Сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание, составьте небольшой рассказ про вашу работу.
-У вас очень интересные получились рассказы. Ребят посмотрите какое большое разнообразие работ на доске, вам нравятся работы ваших друзей?
- Чем понравилась вам солевая техника?
-Как вы считаете вы справились с работой?
-Я благодарю вас за урок, вы сегодня проделали большую работу, вы большие молодцы! Мне хотелось вам сказать, что роспись в акварельной технике максимально достижима и живописные эффекты могут получится у любого трудолюбивого и творческого человека. А смотря на ваши работы я вижу, что вы и есть те самые способные люди. А сейчас можете отправляться на перемену. Дети говорят придуманные рассказы.
-Да, нравятся
-О том, что она впитывает цвет и осветляет некоторые участки.
-То, что узору получаются разнообразные
-Да, справились Личностные:
Нравственно-этическая ориентация
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Познавательные:
Структурирование знаний
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные:
Оценка
Коррекция
Контроль