Тема: Роспись по соли «Узоры деда Мороза»


Технологическая карта урока технологии
Класс: 4
Тема: Роспись по соли «Узоры деда Мороза»
Вид занятия: Изображение на ткани.
Тип урока. Комбинированный урок, направленный на решение нескольких дидактических задач: проверка знаний (вопросно-ответная беседа), овладение новыми знаниями, закрепление умений и навыков (выполнение практического творческого задания).
Цель урока: Ознакомить учащихся с древней технологией росписи «Холодный батик» и представить современные способы росписи по шелку.
Задачи:
Обучающая: Ознакомить учащихся с декоративно-прикладными техниками солевой и акварельной росписи;
Развивающие: развить декоративно-прикладные умения и навыки в солевой и акварельной росписи у учащихся и сознательно использовать средства художественной выразительности в создании художественного образа;
Воспитывающие: Воспитывать интерес к декоративно-прикладному искусству, живописи, дизайну; воспитывать наблюдательность, интерес к   изобразительному искусству, живописи; прививать уважение к традициям декоративно-прикладного творчества России и других стран.
Методы:  Объяснение нового материала, практическая работа учащихся под контролем преподавателя.
Ход урока
Этапы урока Деятельность учителя Деятельность обучающихсяУУД
Организационный Приветствие обучающихся. Прежде чем приступить к работе давайте проверим вашу готовность, все ли у вас есть. Поднимите свою папку с рабочим материалом, который вы подготовили на наш урок в правой руке.
-Молодцы!
Дети приветствуют учителя.
Личностные:
СмыслообразованиеКоммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Регулятивные:
СаморегуляцияАктуализация знаний
-Ребят, а какой праздник к нам приближается?
-Что для нас значит новый год? С чем он ассоциируется?
-Как вы думаете, а зачем я попросила вас принести именно этой материал?
-А на какой урок ещё может понадобиться такой материал?
-Как мы будем это делать?
Дети слушают учителя, смотрят презентацию, принимают участие в беседе Коммуникативные:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Постановка вопросов
Регулятивные:
Планирование
СаморегуляцияЦелеполаганиефизминутка А теперь все тихо встали,
Дружно руки вверх подняли,
В стороны, вперёд, назад,
Повернулись вправо, влево
Повернулись другу улыбнулись,
Топнули ножками,
Покачали головушкой,
Руки вверх подняли и похлопали.
Попрыгали, поскакали
В школу прибежали
За парты тихо скок
И продолжим наш урок.
Практическая работа -Сейчас я расскажу этапы работы по выполнению практической работы, а вы внимательно послушаете и приступим к работе.
1. Натяни ткань на пяльцы или коробку.2. Полностью раствори две столовые ложки соли в стакане воды.3. Этой жидкостью прокрой всю поверхность картины с помощью кисточки. Соль не даст краске растекаться по ткани и сделает цвет ярче.4. Не давая ткани высохнуть, сделай цветной фон, на котором будешь рисовать узоры.5. На этом этапе возможны варианты. Или рисуешь по мокрому фону, или даёшь ткани высохнуть и рисуешь по сухому. Можно сравнить оба варианта.
-Разобрались с этапами? Если у вас есть затруднения, то откройте учебник на странице 53 и прочтите перед выполнением.
-Ребята не забывайте, что мы работаем с непростым материалом. Не нужно пробовать на вкус получившуюся воду, брызгаться, мокрыми кучками не лезьте в глазки.
-А что вам нужно сделать, если вы намочили руки или парту? Вымазались краской?
-Сейчас я вам хочу сказать по секрету некоторые хитрости нашей работы.
-Сюжет, естественно, придумывается не на ходу. На ткань нанесите задуманные контуры специальным карандашом, который после стирки сойдет.
-Как и в любой технике батика, роспись надо вести от светлого к темному, тогда можно будет внести необходимые коррективы, например, очень светлый участок сделать более темным, пройдясь по нему еще раз краской. Темный цвет осветлить уже никак не удастся.
-Если вы покрасите шелк и, не давая ему высохнуть нанесете на него немного соли, она тут же начнет впитывать воду и в результате краска становится светлее, цвета смещаются, возникают контуры, абстрактные узоры, причем все время разные, в зависимости от влажности, состава краски или особенностей самой соли.
-Итак, с чего мы начинаем свою работу над композицией?
-То есть, работаем над основой для создания росписи».
-После завершения работы над композицией, что нужно сделать?
-А как натягивать ткань для росписи?
-А как мы можем перенести рисунок на ткань?
-Абсолютно верно. Ребят всем понятна техника выполнения?
-Не забывайте следить за тем, чтобы ткань была увлажнена равномерно. Начинаем накладывать краску сверху вниз с более светлых тонов. Если, несмотря на все меры предосторожности, появятся подтеки, то на светлой краске их удалить легче, чем на темной.
-Сушим работу всегда в горизонтальном положении. Иначе краски стекут вниз, испортив работу.
Тогда я желаю вам удачи можете приступать к выполнению работы.
Дети слушают этапы работы по которому будут работать.
Личностные:
Нравственно-этическая ориентация
СмыслообразованиеКоммуникативные:
Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Рефлексия -А как вы назовете свою работу?
-С каких частей состоит?
-А как мы можем использовать нашу поделку, в каких целях?
Сейчас я предлагаю вам выполнить творческое задание, составьте небольшой рассказ про вашу работу.
-У вас очень интересные получились рассказы. Ребят посмотрите какое большое разнообразие работ на доске, вам нравятся работы ваших друзей?
- Чем понравилась вам солевая техника?
-Как вы считаете вы справились с работой?
Дети принимаю участие в беседе, делают выводы, что получилось, что нет Личностные:
Нравственно-этическая ориентация
Коммуникативные:
Умение слушать и вступать в диалог
Владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка
Познавательные:
Структурирование знаний
Рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности
Регулятивные:
Оценка
Коррекция
Контроль
Домашнее задание Оформить работу в рамку Записывают в дневник -