ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «Учимся писать сочинение-рассуждение»


РАССМОТРЕНА
на заседании МО
русский язык и литература
(предмет)
« ___» _________ 20 года СОГЛАСОВАНА
зам. директора по УВР
____________
« ___» _________ 20 года УТВЕРЖДЕНА
Директор
МБОУ«СОШ№43»
____________
« ___» _________ 20 года
 
ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
«Учимся писать сочинение-рассуждение»

2014 - 2015 учебный год
Раздел I. Пояснительная записка
.
В современной школе, когда приоритеты отданы развивающему обучению, основными средствами развития стали обучение преобразующей и оценивающей деятельности. Преобразующая деятельность требует логически-словесной переработки готовых знаний: составления плана, конспекта, тезисов, объединения нескольких источников, которые по идейному и фактическому содержанию не противоречат друг другу. Под оценивающей деятельностью понимают умение оценивать ответы, письменные работы товарищей и произведения других авторов. Работа над сочинением также является элементом развивающего обучения.Актуальность программы на современном этапе развития школы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выразить свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач общения, позволяют без трудностей подготовить учащихся к написанию творческого задания. Работа над сочинением учит развивать мысли на избранную тему, формирует литературные взгляды и вкусы, дает возможность высказать то, что тревожит и волнует. Она приобщает учащегося к творчеству, позволяя выразить свою личность, свой взгляд на мир, реализовать себя в написанном.Кем бы ни стали сегодняшние школьники в будущем, они, прежде всего, должны быть культурными людьми, а по-настоящему культурному человеку сегодня так же необходимо уметь свободно и грамотно писать, как свободно и грамотно говорить. Развитие личности невозможно без умения выражать свои мысли и чувства — и устно, и письменно. А развитие личности — это необходимая предпосылка решения социальных и экономических задач. Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы областях науки, техники или искусства он в будущем ни старался реализовать себя.
Цели и задачи образовательной области и учебного курса
Теоретические:
• освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности.Развивающие:• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;• развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку.Практические:• совершенствование коммуникативных умений;• овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста;• поддерживать беседу, вести спор;• адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения;• логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;•   совершенствовать и редактировать текст;•   применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией.
Воспитательные:• воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;• воспитание интереса и любви к русскому языку;• воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;• воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;•   воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательного читателя, учить подростка  размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:- работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов типа  рассуждения);- самостоятельная работа; - работа в группах, парах;- индивидуальная работа.Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Принципы, на которых базируется программа:- учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;- уважение  к  результатам   их  деятельности  в   сочетании  с  разумной требовательностью;- комплексный подход при разработке занятий;- вариативность содержания и форм проведения занятий;- научность, связь теории и практики;- преемственность;- наглядность;- систематичность и последовательность;- прочность полученных знаний;- активность и сознательность обучения. - здоровьесбережение.


Раздел II. Учебно-тематический план.
Содержание Кол-во часов Количество тестов и работ по развитию речи
Стили речи. Типы речи. 3 -
Композиция текста-рассуждения. Виды рассуждения. Особенности. 30 6
Повторение и систематизация изученного материала. 2 -
ИТОГО 35 6

Раздел III. Календарно-тематическое планирование.
№, дата Тема занятия Элементы содержания Основные требования к знаниям, умениям, навыкам Вид контроля, самостоятельной работы
1,2 Функционально- смысловой тип речи: рассуждение.
Лингводидактический аспект разграничения функционально- смысловых типов речи Типы речи. Повествование. Описание. Рассуждение. Знать: понятия повествование, описание, рассуждение.
Уметь: разграничивать различные типы речи. Тематический контроль
3,4 Стили речи. Типы речи Стили литературного языка. Сферы общения. Термины. Знать: стилистические разновидности языка.
Уметь: определять стиль в соотнесении с определенной сферой общения, анализировать языковые средства, используемые в разных стилях; соотносить стили и жанры. Тематический контроль
5,6 Тип речи - рассуждение и его отличительные особенности Тип речи. Описание. Повествование. Рассуждение.
Знать: отличительные особенности типа речи рассуждение.
Уметь: отличать рассуждение от других типов речи; уметь строить высказывание в зависимости от цели и задачи.
Тематический контроль.
7,8 Композиция текста рассуждения. Типичные и специфические ошибки построения риторического жанра рассуждения Композиция текста-рассуждения. Особенности построения текста-рассуждения. Знать: структурные и композиционные особенности построения текста-рассуждения, термины: тезис, доказательство, вывод.
Уметь: строить текст-рассуждение, соблюдая языковые нормы. Тематический контроль
9,10 Практическое занятие: создание текстов различных типов рассуждения (доказательство, объяснение, размышление) Типы текстов-рассуждений (доказательство, объяснение, размышление) Знать: типологию текстов-рассуждений.
Уметь: создавать текст-рассуждение в зависимости от цели высказывания. Творческая работа по созданию текста-рассуждения
11,
12 Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему Знать: особенности сочинений-рассуждений на лингвистическую тему.
Уметь: строить рассуждение на лингвистическую тему.
Сочинение-рассуждение (часть2, С2.1)
13,
14 Виды рассуждения. Их особенности и языковые средства оформления. Рассуждение - доказательство Рассуждение-доказательство в научном стиле речи Знать: особенности текстов-доказательств.
Уметь: находить текст-доказательство. 15,
16 Практические занятия: создание и корректировка рассуждения-доказательства Рассуждение-доказательство как один из способов аргументации собственной позиции. Знать: особенности рассуждения-доказательства.
Уметь: аргументировать собственную позицию, создавая рассуждение-доказательство.
Аргументация собственной позиции в сочинении-рассуждении
17,
18 Рассуждение - объяснение. Использование вводных слов и конструкций в рассуждении-объяснении. Структура и особенности рассуждения-объяснения Знать: структурные особенности рассуждения-объяснения.
Уметь: создавать устное высказывание в виде рассуждения-объяснения.
Устное высказывание в форме рассуждения-объяснения
10,
20 Практическое занятие Структура и особенности устного и письменного рассуждения-объяснения Уметь: создавать устное и письменное рассуждение-объяснение.
Письменное высказывание в форме рассуждения-объяснения
21,
22 Рассуждение- размышление Особенности построения рассуждения-размышления. Использование рассуждения-размышления в художественном стиле речи. Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления.
Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля. 23,
24 Практическое занятие: построение рассуждения-размышления по образцу. Особенности построения рассуждения-размышления. Значение эпиграфа. Знать: вопросно-ответную форму рассуждения-размышления.
Уметь: находить рассуждение-размышление в текстах художественного стиля, строить текст-размышление на заданную тему по образцу, подбирать эпиграф к сочинению.
Создание собственного речевого высказывания –размышления.
25,
26 Проблема текста. Приёмы формирования навыка понимания текста. Проблема текста. Способы выявления проблематики текста. Способы формулирования проблемы.
Знать: термины проблема, проблематика, тема, идея.
Уметь: выявлять и формулировать проблемы, сформулированные в тексте.
Задания, направленные на выявление проблематики текста
27,
28 Аналитические упражнения: проблемные вопросы общего типа и индивидуального характера.
Способы выявления авторской позиции и формулировки собственной точки зрения по данной проблеме. Знать: понятие авторская позиция, лексические и синтаксические средства выражения авторской позиции
Уметь: аргументировать собственное мнение по авторской позиции. Индивидуальные задания.
29,
30 Средства языковой выразительности. Метафора. Эпитет. Сравнение. Олицетворение. Оксюморон. Гипербола. Литота. Знать: средства языковой выразительности.
Уметь: выявлять средства
языковой выразительности в текстах и определять их роль;
использовать тропы в зависимости от цели высказывания. Анализ текста с точки зрения использования тропов.
31,
32 Цитирование. Лексические, морфологические и синтаксические «сигналы» текста. Способы цитирования. Знать: принципы цитирования.
Уметь: выделять ключевые слова и «сигналы» текста, применять различные способы цитирования.
Анализировать текст с точки зрения ключевых слов.
33,
34 Создание текста-рассуждения по заданной тематике. Текст-рассуждение (доказательство, объяснение, размышление) Знать: теоретический материал, изученный на предыдущих занятиях.
Уметь: применять изученный материал на практике.
Создание сочинения-рассуждения одного из типов (доказательство, объяснение, размышление)
35 Редактирование сочинений-рассуждений по заданной тематике. Типология речевых и грамматических ошибок и недочетов. Уметь: редактировать собственное речевое произведение.