Коллективный проект как средство развития коммуникативных навыков учащихся

Классный проект как средство развития коммуникативных способностей учащихся.
Суворова М.Д.,
учитель русского языка
и литературы
МБОУ СОШ № 16
В Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определяются приоритеты развития общего образования: «На ступени основной школы ФГОС особое внимание уделяется формированию способности обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, умениям самостоятельно определять цели своего обучения и планировать пути их достижения, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками. Достижение указанных результатов потребует введения новых форм социальной и учебной деятельности подростков, предполагающей пробы в разных сферах, интенсивное общение, получение практического социального опыта».
Традиционный подход в обучении не может решить поставленных задач, потому что он направлен, как правило, на воспроизведение учеником знаний, переданных ему учителем, а реализовать их в практической жизни он не в состоянии. У ученика возникают трудности в умении интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Для ученика одним из самых важных умений становится умение найти информацию, переработать и использовать в определённых целях. Нельзя не учитывать и тот факт, что учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться, у них страдают мотивация к учению и интерес к получению новых знаний. Помогают в решении этих задач различные педагогические технологии в рамках личностно-ориентированного обучения, такие как обучение в сотрудничестве, “портфель ученика”, индивидуальный и дифференцированный подход к обучению, проектная деятельность. Среди них особое место занимает проектная деятельность, в основе которой лежит развитие познавательных навыков, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве; развитие коммуникативных умений, критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.
Проект – это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности.
В ходе экспериментальной работы в рамках областной экспериментальной площадки «Нижегородская область – территория здоровья: новые границы на образовательной карте региона» была определена гипотеза: «Если обучающихся вовлечь в совместную проектную деятельность, то в классе сформируется здоровьесохранное коммуникативное пространство, способствующее развитию интеллектуальных, коммуникативных, творческих способностей учащихся». Такой совместной деятельностью стали создание и выпуск школьной газеты «Профессия –школьник».
Цель эксперимента: через совместную проектную деятельность по выпуску школьной газеты создать здоровьесохранное коммуникативное пространство.
Задачи:
Изучить уровень сформированности коммуникативных навыков:
Создать ученический проект
Спланировать работу по реализации проекта
Отслеживать результаты
Корректировать деятельность учеников
Формировать коммуникативные навыки
В ходе работы было выявлено, что в начале года большинство учащихся имеют средний уровень сформированности коммуникативной компетенции (18 человек), лишь 4 человека имели высокий уровень и 3 человека - низкий уровень. Возникло предположение, что вовлечение детей в совместную проектную деятельность позволит повысить у учащихся уровень коммуникативной компетентности. Выпуск первого номера газеты позволил ученикам проявить свои возможности в сборе информации, интервьюировании, написании статей и выявил проблемы у учащихся в выстраивании стратегии общения с людьми. Номер был менее самостоятельным, носил обучающий характер.
В ходе наблюдения, беседы с учителями и учениками стало ясно, что 50% учащихся не имеют коммуникативных навыков в системе общения «ученик – учитель». С этой цель при подготовке 2 выпуска газеты именно таким ученикам было предоставлено право брать интервью у учеников школы, учителей (с предварительной подготовкой, обсуждением вопросов, стиля, норм поведения). Ученики получили мастер-класс от выпускницы школы, которая на своем примере показала. Какие приемы сбора информации наиболее приемлемы.
Диагностика психолога показала, что у 4 человек возникают проблемы в общении «ученик-ученик». Для развития этого навыка была спланирована работа по общению в коллективе (классный час, внеклассные мероприятия, о результатах которых затем были подготовлены заметки в газету).
Для формирования навыков общения «ребенок-родитель» совместно с родителями была спланирована работа по вовлечению родителей в жизнь классного коллектива. В связи с этим заметно увеличилась активность родителей в участии в жизни класса, по инициативе родителей спланированы часы общения с родителями, родители участвуют в создании статей, рецензировании выпусков, в помощи в организации и
Все учащиеся 5а класса (в разной степени самостоятельности) были вовлечены в деятельность по выпуску газеты «Профессия – школьник», в участие в общешкольных и классных делах.
В подготовке второго выпуска учащимся было дано больше самостоятельности. Был избран редактор номера Кузьмишкин И., который в декабре выступал на конкурсе «Лидер 21 века» с презентацией газеты. Итогом участия стало 2 место в конкурсе. Каждый ученик смог попробовать себя в разных ролях: корреспондента, фотографа, редактора или ответственного за рубрику. Ребятам слало интересно общаться, появились общие темы для обсуждения, они научились обрабатывать информацию в группе и индивидуально.
В результате работы по совместному проекту «Школьная газета» были выявлены следующие положительные стороны:
1.Положительная динамика обучения: успеваемость с начала года остается стабильной - качество – 76%
2.По результатам диагностики  «Изучение навыков коммуникативной деятельности обучающихся 5 класса» 66% учащихся имеют высокую оценку коммуникативных навыков, у 34% - коммуникативная деятельность довольно свободна по форме.
3.Проектная деятельность позволила безболезненно пройти сложный этап адаптации учеников при переходе из начального звена в среднее: 100% пятиклассников имели высокий уровень адаптации.
4. Деятельность по совместному выпуску газеты способствовала повышению уровня социальной активности: класс стал победителем в школьном конкурсе «Класс года» среди учеников 5-8 классов, повысилась активность участия в школьном самоуправлении, значит, развиваются коммуникативные навыки.
Несмотря на положительные результаты эксперимента, следует отметить, что у учащихся 11-12 лет недостаточно знаний и умений для самостоятельной работы по данной форме проектной деятельности (самостоятельном выпуске газет), поэтому в новом учебном году было принято решение вовлечь в совместную работу учащихся старшего звена.
Работа по вовлечению класса в совместный проект показала, что проектная деятельность способствует развитию коммуникативный навыков учащихся, способствует саморазвитию личности, предполагает «пробы в разных сферах, интенсивное общение, получение практического социального опыта», а значит, способствует созданию в школе здоровьесохранного пространства, отвечающего требованиям современной школы.
Литература:
1. Государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг./ минобрнауки.рф/документы/3409
2. Данилова М.В., Щербатых Н.И. «Мастер-класс «Проектная деятельность./ [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
3. Падикова М.В., «Проектная деятельность в школе» / http://festival.1september.ru/articles/624317/