Проект по Основам безопасности жизнедеятельности по теме «Инфекционное заболевание. Грипп» тип урока: Защита проекта (обобщение).


Конспект урока
1.Образовательные задачи:
- дать представление об опасном инфекционном заболевании, распространяющимся воздушно-капельным путем - гриппе, его основных симптомах, механизмах передачи и способах профилактики.
2. Развивающие задачи:
- Совершенствовать у учащихся умение проводить проектно-исследовательскую работу в области безопасности жизнедеятельности;- Совершенствовать у обучаемых умение осуществлять поиск нужной информации в области безопасности жизнедеятельности в источниках различного типа;- Развивать умение анализировать и обобщать изученный материал;
- Развивать творческие способности учащихся.
3.Воспитательные задачи:
-Способствовать развитию у ребят потребности в соблюдении норм здорового образа жизни;
-Способствовать воспитанию ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной, так и общественной ценности.
Оборудование:
-учебник «Основы безопасности жизнедеятельности», под ред. А.Т.Смирнова, 9 класс;
-ноутбук;
-проектор;
-выставка книг с информацией по теме урока;
-выставка лекарственных препаратов (по назначению)
-материал для создания памятки по профилактике гриппа (ПРИЛОЖЕНИЕ 2) по теме урока;

Ход урока:

I. Организационный момент.Сегодня у нас урок-проект по теме «Инфекционное заболевание. Грипп». Все учащиеся были разбиты на 7 групп, каждая группа получила задание, над которым работала немалое время и сегодня всем вам предстоит защита своей проектной работы.
II. Проверка домашнего задания.
-На прошлом уроке мы познакомились с темой «Инфекционные заболевания», давайте вспомним, что называют инфекционным заболеванием?
(ответ учащихся)
-Большинству инфекционных заболеваний свойственна цикличность развития. Какие периоды развития болезней различают?
-Тяжесть течения, клинические особенности и исход инфекционной болезни в большей степени зависят от состояния организма человека, его физиологических особенностей и состояния иммунной системы. Люди, ведущие ЗОЖ, менее подвержены инфекционным болезням и более успешно их переносят.
-Мы говорили, что все инфекционные болезни в зависимости от возбудителя подразделяются на классы. Давайте вспомним, сколько их и какие? Приведите примеры болезней каждого класса.
III. Изучение нового материала.
1.Результаты социологического опроса.
Из перечисленных заболеваний названия многих вам знакомы с детства. И если вас заинтересовала информация о каком-либо названном заболевании, вы можете обратиться к нашему школьному фельдшеру,
к фельдшеру сельского фельдшерско-акушерского пункта, поискать информацию в справочной медицинской литературе, зайти на сайт в Интернете.
1).Социологическое исследование.
В группах вы исследовали материалы о заболевании, эпидемию которого ожидают каждый год. Закончилась осень, похолодало, сейчас то самое время, когда легче всего подхватить вирус гриппа. Я надеюсь, что материал, полученный в ходе нашего урока, действительно пригодиться вам в жизни,
а для учащихся нашей школы мы выпустим стенгазету по теме урока с полезной информацией- который станет результатом нашей проектной работы.
1 группа наших ребят работала над социологическим исследованием,
они подробно познакомят нас с результатами своего исследования. РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ:
В результате социологического опроса мы опросили 35 человек.
Вот вопросы, на которые предлагалось ответить:
-Знаете ли вы, что такое грипп?
-Чем опасно это заболевание?
-Болели ли вы гриппом? Сколько раз?
-Обращались ли вы к врачу?
-Делаете ли вы прививку от гриппа?
-Считаете ли вы ее необходимой? (поясните)
-Принимаете ли вы профилактические средства для защиты от гриппа?
(если да, какие?)
-Есть ли у вас свой проверенный способ защиты от гриппа? (какой?)
-Пользуетесь ли вы народными средствами для лечения гриппа? (какими?)
-Как вы считаете, что нужно делать, чтобы не заболеть гриппом?
Обобщив весь собранный материал, можно сказать, все 98% опрошенных знают, что грипп - это инфекционное заболевание, но, примерно половина, перечисляя симптомы гриппа, называли симптомы острого респираторного заболевания.
Все знают, что грипп опасен осложнениями, но только 8% назвали какими именно.
89% опрошенных переболели этим заболеванием.
Во время заболевания только 49% отвечающих обратились за помощью к врачу.
42% всех отвечающих не считают необходимым делать прививку от гриппа, 8% опрошенных не прививаются по противопоказаниям.
Практически все опрошенные знают о том, что существуют и другие профилактические средства против гриппа, но применяют их только половина отвечающих.
32% людей имеют свой проверенный способ защиты от гриппа, но на вопрос какой именно, ответ дали не все.
51% опрошенных пользуются народными средствами лечения гриппа.
В результате опроса, проведенного среди учителей, родителей и учащихся 9,10 классов нашей школы стало понятно, что опрошенные недостаточно владеют информацией об этом заболевании.
Ребята хорошо справились со своим этапом проекта, мы действительно увидели с вами всю актуальность рассматриваемого вопроса.
Чем же опасно это заболевание? Следующий этап работы посвящается выяснению этого вопроса. Конечно, рассмотрим мы на уроке и меры профилактики. Но сначала хотелось бы, чтобы информация, полученная сегодня вами, была оформлена в тетрадь в виде таблицы.
Признаки болезни Источни-ки инфек-
цииПути пере-
дачи
инфек-
цииПродол-
житель-
ностьболезни Меры профи-
лактики и за-щитыМеры в отноше-нии больных Меры в отношении лиц, контактирующих с больными
2.) Этиология заболевания.
2 группа ребят работала над этиологией заболевания.
Готовясь уроку, учащиеся 9 «б» класса изучили медицинские справочники, нашли много материала об этом заболевании в интернете, беседовали с участковым педиатром , терапевтом и школьным врачом.
Представленный материал.
Что такое грипп
Грипп – это тяжелая вирусная инфекция, которая поражает мужчин, женщин и детей всех возрастов и национальностей. Заболевание гриппом сопровождает высокая смертность, особенно у маленьких детей и пожилых людей. Эпидемии гриппа случаются каждый год обычно в холодное время года и поражают до 15% населения Земного шара.
Симптомы гриппа
Грипп - острое высоко контагиозное заболевание, которое отличается резким токсикозом, умеренными катаральными явлениями с наиболее интенсивным поражением трахеи и крупных бронхов. Клиника гриппа и острых респираторных заболеваний, вызываемых различными вирусами, из-за сочетания общетоксических симптомов и поражения дыхательных путей, имеет много сходных черт.
Обычно грипп начинается остро. Инкубационный период, как правило, длится 1-2 дня, но может продолжаться до 5 дней.
Вирус гриппа очень легко передается. Самый распространенный путь- воздушно-капельный. Также возможен бытовой путь передачи , например, через предметы обихода.
Обычно грипп начинается остро. Инкубационный период, как правило, длится 1-2 дня, но может продолжаться до 5 дней.Затем начинается период острых клинических проявлений. Тяжесть болезни зависит от многих факторов: общего состояния здоровья, возраста, от того, контактировал ли больной с данным типом вируса ранее. В зависимости от этого у больного может развиться одна из 4-х форм гриппа: легкая, среднетяжелая, тяжелая и гипертоксическая. Симптомы и их сила зависят от тяжести заболевания.
В случае легкой формы гриппа, температура тела может оставаться нормальной или повышаться не выше 38°С, симптомы инфекционного токсикоза слабо выражены или отсутствуют.
В случае среднетяжелой формы гриппа температура повышается до 38,5-39,5°С и отмечаются классические симптомы заболевания:
Интоксикация
Обильное потоотделение;
Слабость;
Светобоязнь;
Суставные и мышечные боли;
Головная боль;
Катаральные симптомы
Гиперемия мягкого неба и задней стенки глотки;
Гиперемия конъюнктив;
Респираторный симптомы
поражение гортани и трахеи;
Сухой (в ряде случаев - влажный) болезненный кашель;
Нарушение фонации;
Боли за грудиной;
Ринит (насморк);
Гиперемия, цианотичность, сухость слизистой оболочки полости носа и глотки.
Синдром сегментарного поражения легких - динамично нарастающая (в течение нескольких часов) легочно-сердечная недостаточность с типичной сегментарной тенью в одном из легких; при благоприятном исходе клинико-рентгенологические изменения разрешаются (практически бесследно) в течение 2-3 дней (дифференциальное отличие от пневмонии). При гипертоксической форме возможен отек легких, обычно заканчивающийся геморрагической пневмонией.
При развитии тяжелой формы гриппа температура тела поднимается до 40-40,5°С. В дополнение к симптомам, характерным для среднетяжелой формы гриппа появляются признаки энцефалопатии (психотические состояния, судорожные припадки, галлюцинации), сосудистые расстройства (носовые кровотечения, точечные геморрагии на мягком небе) и рвота.
При гипертоксической форме гриппа возникает серьезная опасность летального исхода, особенно для больных из группы риска. Эта форма гриппа включает в себя следующие проявления:
Если грипп протекает без осложнений, лихорадочный период продолжается 2-4 дня и болезнь заканчивается в течение 5-10 дней. Возможны повторные подъемы температуры тела, однако они обычно обусловлены наслоением бактериальной флоры или другой вирусной респираторной инфекции. После перенесенного гриппа в течение 2-3 недель могут сохраняться явления постинфекционной астении: утомляемость, слабость, головная боль, раздражительность, бессонница и др.
Осложнения в большинстве случаев определяются присоединением вторичной бактериальной флоры (пневмония, синусит, воспаление верхних дыхательных путей).
При лечении обязательно наблюдение у врача. Госпиталиацию проводят по жизненным и эпидеологическим показаниям. В течение всего лихорадочного периода больной должен соблюдать постельный режим , рекомендуется молочно-растительная диета, обогащенная витаминами.
Анализ статистики
Грипп - это очень серьезное заболевание, к которому нельзя относиться легкомысленно. Оно не жалеет никого - ни стариков, ни детей, ни молодых. 3 группе ребят, работающих над нашим проектом, для анализа статистики заболеваемости и количества вакцинированных пришлось также обратиться к Интернету, а также очень подробную информацию они получили от главного специалиста «Центра гигиены и эпидемиологии Старокулаткинского района» Ильясовой Найли Расимовны.
Статистика заболевания гриппом в России
Оперативная информация о заболеваемости гриппом и ОРВИ населения Российской Федерации за январь-февраль 2013года. (данные взяты из Интернета)
На 6-й неделе 2013 года (04.02.13 - 10.02.13) на территории Российской Федерации  в целом  продолжался  рост заболеваемости ОРВИ  и гриппом. Превышение недельных эпидемических порогов заболеваемости ОРВИ и гриппом по совокупному населению отмечено  в 36-ти субъектах Российской Федерации, практически во всех федеральных округах страны. Превышение эпидпорогов по центральному городу без превышения в целом по субъекту зарегистрировано в 9-ти городах России. Рост заболеваемости острыми респираторными инфекциями отмечается как среди детей, так и среди взрослого населения.  Среди детей в возрасте 0-2 года превышение недельных эпидемических порогов заболеваемости ОРВИ и гриппом  зарегистрировано   в  35-ти субъектах Российской Федерации, среди детей 3-6 лет  - в  39-ти субъектах Российской Федерации, среди детей в возрасте 7-14 лет - в 32-х субъектах Российской Федерации. Среди лиц 15 лет и старше превышение недельных эпидемических порогов заболеваемости ОРВИ и гриппом  отмечено в 28-ти субъектах Российской Федерации. Роспотребнадзором продолжается мониторинг за циркуляцией вирусов: на прошедшей неделе обследовано свыше 4,6 тыс. человек с признаками ОРВИ.  В структуре положительных находок преобладают вирусы гриппа, при  этом доминируют вирусы гриппа А(Н1N1)2009  и гриппа А(Н3N2). Имеются также находки вирусов гриппа А(Н1N1) и В. Выделенные вирусы по своим антигенным свойствам соответствуют вирусам, вошедшим в состав гриппозных вакцин сезона 2012-2013гг. В  связи с заболеваемостью  ОРВИ и гриппом детей в организованных коллективах для проведения противоэпидемических и профилактических мероприятий на отчетной неделе приостановлена деятельность 763 школ в 49  субъектах страны. В 1039 школах в 66 субъектах Российской Федерации закрыты  отдельные классы. Закрыто полностью 157 дошкольных образовательных учреждений в 35 субъектах Российской Федерации, закрыты отдельные группы в 713 дошкольных образовательных учреждениях в 53 субъектах  Российской Федерации.  Роспотребнадзор продолжает контроль за эпидситуацией и проведением профилактических и противоэпидемических мероприятий в очагах инфекции на территории Российской Федерации.
Статистика заболеваемости по Ульяновской области.
1.3.1. Эпидемиологическая обстановка
Для зимних месяцев характерно сезонное увеличение числа заболевших инфекциями, передаваемыми воздушно-капельным путем, такими как грипп и ОРВИ.
На территории Приволжского федерального округа грипп регистрируется на уровне единичных случаев. Самым эффективным методом профилактики гриппа является вакцинация.
Заболеваемость острыми кишечными инфекциями (ОКИ) в феврале будет находиться около среднестатистических значений. Основными причинами отдельных вспышек могут стать: употребление недоброкачественной питьевой воды из водопроводных сетей и нарушение санитарных норм в технологическом процессе приготовления пищи на объектах общественного питания (столовые, школы, больницы, детских сады и др).
Заболеваемость вирусным гепатитом «А», хроническими вирусными гепатитами не превысит среднестатистический уровень.
Цифры по нашей школе: всего учащихся в сош№1-363чел. Роста заболевания гриппом за последнее время не наблюдается.

Сегодня отношение к прививке против гриппа не однозначное.
Каковы по вашему мнению причины отказа от вакцинации?
Каждый может купить в аптеке лекарство против гриппа.
На доске:
Вакцина:
Гриппол (Россия)-? рублей
Грипповак (Россия)-?рублей
Ваксигрипп (Франция)-? рублей
Гриппал (Италия)-? рублей
Инфлюфак (Бельгия)-?рублей
Между тем, надо сказать, что для профилактики этого и ряда других вирусных заболеваний можно использовать и другие лекарственные препараты.
Следующая группа ребят посетила аптеку№35 и аптеку«Имплозия»выясняла, какие противогриппозные препараты пользуются большей популярностью среди жителей нашего села.
(выставка лекарственных препаратов)
Лекарственные препараты для лечения может прописать только врач , учитывая особенности вашего возраста, состояния организма, результатов анализов и др.. Также может порекомендовать профилактические средства.
Но с некоторыми препаратами мы все же решили вас познакомить.
В последнее время для лечения гриппа и острых респираторных заболеваний успешно применяют так называемые иммунномодулирующие препараты. Они мобилизуют организм на самостоятельную борьбу с вирусами и микробами.
В нашей аптеке наибольшим спросом пользуются иммуномодулирующие препараты, как анаферон, арбидол, но в аптеке можно найти также инаферон, гриппферон, анаксин.
Для защиты свого организма существуют так называемые иммунностимуляторы, которые усиливают защитные силы нашего организма. Так в аптеке продается настойка эхинацеи, иммунал покупают реже- он подороже.
Для укрепления организма необходимо применять и витамины, а лучше поливитамины, как компливит, ревит, алфавит, гексавит и др. Все эти витамины можно приобрести в нашей аптеке.
Если вы почувствовали, что заболеваете , то для облегчения симптомов заболевания и своего состояния можете применить такие препараты , как антигриппин, феервекс, гриппофлю, Флюкоденс, риниколд.
И обязательно на прием к врачу.

И хотелось бы сказать, что покупая лекарственные препараты, даже выписанные врачом, внимательно прочитайте аннотацию и убедитесь, что не имеете противопоказаний, срок годности препарата.
Какой бы совершенной не была медицина, она не может избавить каждого от всех болезней . Человек- сам творец своего здоровья. Ведь издавна известно, что на 50-70% на наше здоровье оказывает наш образ жизни. Прославленный русский полководец А.В. Суворов, будучи от рождения хилым и болезненным, благодаря неотступно проводимому на протяжении долгих лет закаливанию, сумел стать выносливым и стойким человеком, невосприимчивым к разным вирусам .
5) Упражнения для профилактики.
Из беседы с врачом - педиатром Бурнашевой Нелей Тимуровной, узнали, что существуют даже специальные упражнения для профилактики простудных заболеваний и осложнений гриппа.
5группа ребят научит вас выполнять эти упражнения.
-Поглаживание и растирание кожи лба (10-15 раз)
-Интенсивное быстрое поглаживание и растирание крыльев носа и кожи по краям от них (10-15 раз)- профилактика гайморита
-Массаж кожи за ушными раковинами в течение 1 минуты - профилактика отита
-Массаж неба языком (10 движений) и сильное высовывание языка (2-3 раза)- профилактика ангины
Упражнения для улучшения носового дыхания:
Дыхание через нос более физиологично, чем ртом, поскольку воздух, проходя через полость носа, согревается, увлажняется и очищается.
-Плотно закрыть рот, прижать одну ноздрю пальцем, медленно вдыхать и выдыхать воздух через вторую ноздрю, затем также через правую.
-Вдох через одну ноздрю (вторая прижата), выдох - через другую (первая прижата).
-Медленный вдох ртом, сильный выдох через нос.
-Рот закрыт, длинный выдох через нос, на выдохе медленно произнести звук «м-м-м»
6). Рекомендации для каждого
Ежегодно гриппом заболевают более 500 млн. человек, а значит избежать попадания в поле действия опасного вируса крайне сложно. В процессе работы над проектом и в результате анализа социологического исследования мы увидели необходимость проанализировать и обобщить материал о средствах профилактики гриппа, которые у нас всегда под рукой и с которыми вы знакомы с детства.
Над этим материалом работала 6 группа ребят, попросим познакомить нас с изученным материалом.
Рекомендации для каждого
Хотите защититься от напасти? Тогда не ленитесь в сезон вспышки гриппа каждый день выполнять простые советы:
1.Почаще открывайте форточку в собственной квартире. Возьмите за правило перед сном хотя бы на 15-30 минут выходить на свежий воздух.
2. Принимайте поливитаминные препараты, содержащие витамины А и С. Они сделают непроницаемыми для инфекции слизистые оболочки, принимающие на себя основной удар.
3.Имейте в виду: заболевание может «прицепиться» к вам не только через поцелуй или «чих» больного гриппом человека, но и через грязные руки. Поэтому мойте их как можно чаще!
Во избежание самозаражения пользуйтесь не носовым платком, а одноразовыми бумажными платками.
4. Не переохлаждайтесь, одевайтесь по погоде, которая осенью коварна. Перед выходом на улицу смажьте слизистую носа оксолиновой мазью, закапайте в каждый носовой ход по 3 капли интерферона или свежевыжатого сока грейпфрута. Выходя из дома, положите за щеку ломтик лимона и, перекладывая его из стороны в сторону, подержите во рту 10-15 минут. Находясь в транспорте, старайтесь прикрыть рот и нос чистым носовым платком, в крайнем случае - шарфом.
5.Избегайте людных мест, где легко подцепить возбудителя инфекции.
На работе и дома чаще проветривайте помещение. Придя с улицы, промойте нос соляным раствором или водой с небольшим количеством сока лимона. 6.Вечером подышите целебными ароматическими парами, которые обладают противовоспалительным и антибактериальным действием. В кипящую воду добавьте немного соли, эвкалиптового (лавандового, гвоздичного) масла. Осторожно вылейте в глубокую миску и подышите над ней.
7. Перед сном приготовьте антипростудный чай. Смешайте в равных пропорциях сухие листья черной смородины, мяты, липового цвета. 1 стол. Ложку смеси заварите стаканом кипятка, настаивайте 5-10 минут. Выпейте маленьким глоточками с 1 чайн. ложкой гречишного меда.
8.Особое внимание в период инфекций гриппа следует уделить питанию. Меню должно включать овощи и фрукты. Регулярно ешьте квашеную капусту, грейпфруты, клюкву, черную смородину.
В профилактике важны витамины, особенно витамин С. Апельсины, лимоны, мандарины доступны и осенью, и зимой. Можно заменить их натуральными соками.
Будем, есть лук и чеснок или вдыхать их ароматы.
Полезны натуральные кисломолочные продукты (кефир, ряженка, йогурт и др.)
Используйте отвары липы, лаванды, розмарина, черной бузины, шалфея. Они дезинфицируют горло и дыхательные пути. Укрепить здоровье можно с помощью имбиря и прополиса. Кусочек последнего просто кладите под язык.

7). Правила выздоровления.
Кто из людей рискует стать жертвой коварного недуга в первую очередь? (дети, старики, слабые физически люди, школьники, люди таких специальностей, как врачи, учителя, кондукторы, полицейские и др. профессий)
100% гарантии от гриппа нет. Единственный эффективный способ–это носить маску, что не очень принято у нас в стране, но можно наблюдать в Японии, США. И коль уж мы заболели , то обязательно должны обратиться к врачу, ведь только он может назначить квалифицированное лечение, но мы и сами можем помочь своему выздоровлению.
Правила выздоровления изучала 7 группа ребят. Пожалуйста, познакомьте нас с результатами работы.
-Строго соблюдайте предписания врача, соблюдайте постельный режим.
-Не пренебрегайте правилами личной гигиены: пользуйтесь отдельной посудой и полотенцем, чаще ополаскивайте лицо теплой водой. Общаясь с близкими , прикрывайте рот одноразовыми бумажными салфетками.
-Чаще проветривайте комнату, в которой находитесь.
-Чтобы быстрее очистить организм от продуктов интоксикации, пейте в день не менее 1,5-2 литров жидкости: теплый чай с малиной, медом, вареньем из черной смородины, брусничный, клюквенный морс, фруктовые соки (особенно цитрусовые), лимонный напиток. Это очистит организм от продуктов вирусной интоксикации и снабдит его необходимыми витаминами и минералами.
IV. Обобщение.
Мы сегодня получили большую информацию об этом заболевании.
-Что же является возбудителем гриппа?
-Каким образом передается грипп?
-Какие симптомы характерны для этого заболевания?
-Чем опасен грипп?
Вы, ребята, добросовестно поработали над нашим проектом. Я надеюсь, что полученные знания, действительно пригодятся вам в жизни, и вы будете применять их на практике. Результатом работы над проектом сталпамятки по профилактике гриппа, который мы вывесим после урока на наш информационный стенд, чтобы все ребята, учителя, персонал и гости нашей школы могли ознакомиться с полезной информацией.
V. Домашнее задание. Закончить заполнение таблицы по теме урока.