Адаптированная программа для обучающихся с задержкой психического развития



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Старостаничная средняя общеобразовательная школа
Каменского района Ростовской области



«Утверждаю»

Директор МБОУ Старостаничной СОШ

Приказ от ________________ № ______

_____________________М.А. Буслаева




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по психологии (консультативные занятия)
(учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)
основное_общее, 7 класс, обучение на дому, адаптированная программа для обучающихся с задержкой_психического развития
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Количество часов 35

Педагог-психолог Куваева Надежда Яковлевна


Программа разработана на основе программы тренинговых занятий по формированию социальных навыков «Я и все-все-все» для учащихся 5-9 классов. Авторы: В.А. Родионов Ярославль 2002г;
программы тренинговых занятий по формированию социальных навыков «Я и другие» для 1-11 классов. Авторы: В.А. Родионов, М.А. Ступницкая, О.В. Кардашина Ярославль 2003г;
практического пособия «Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении». Автор Н.П. Слободяник Москва 2004г;








Пояснительная записка.
Рабочая программа по психологии (консультативные занятия) для 7 класса составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
1. Закон РФ от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
3. Сан Пин 2.4.2. 2821-10 от «29» декабря 2010 № 189;
4. Устав школы (Постановлением Главы Администрации Каменского района» от 25.12.2011 № 1482п);
5. Положение о порядке разработки и утверждения рабочих программ (Педагогический совет от 21.08.2014 № 1).
6. О приоритетных направлениях развития образовательной системы Российской Федерации. Концепция модернизации образовательной политики РФ.
7. Постановление Министерства Общего и профессионального Образования от 28.03.2014 г. № 1 «Об утверждении Порядка регламентации и оформления отношений государственной и муниципальной образовательной организации Ростовской области и родителей (законных представителей) обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения по основным общеобразовательным программам на дому или в медицинских организациях»

Цель: 
оказание помощи детям в получении развития, соответствующего их способностям и возможностям, в процессе обучения и воспитания в средней школе.
Задачи:
Снижение уровня эмоциональной и социальной напряжённости в школе, профилактика конфликтности;
Преодоление барьеров в общении, развитие коммуникабельности, улучшение психологического климата в школе;
Формирование жизненных целей и ценностей, помощь в жизненном и профессиональном самоопределении;
Профилактика вредных привычек и воспитание ответственности за своё здоровье и будущее;
Повышение учебной мотивации;
Выявление и устранение личностных комплексов.
7. Развитие интеллектуальных способностей учащихся, коррекция познавательных процессов.
8. Исправлять недостатки моторики, совершенствовать зрительно-двигательную координацию.




Общая характеристика
В существующих моделях психологической помощи детям с отклонениями в развитии недостаточное внимание уделяется формированию у учащихся эмоционально-волевой сферы, без чего невозможно успешное решение задач коррекционно-развивающего обучения.
Современное общество нуждается в самостоятельной независимой личности, умеющей принимать собственное решение, находить выход из различных ситуаций в постоянно изменяющемся мире, ощущая себя при этом человеком общества.
Становление и развитие личности наиболее активно происходит в школьном возрасте. Именно в подростковом возрасте ребёнок пробует себя в различных социальных ситуациях и, самоутверждаясь, взрослеет, как правило, методом проб и ошибок, не доверяя взрослым по разным причинам.
Психологическое сопровождение учащихся с ЗПР является важным направлением деятельности педагога-психолога. У довольно большого числа детей с ЗПР, имеются грубые первичные интеллектуальные нарушения. Поэтому неотъемлемой составляющей в системе коррекционно-развивающей работы с учащимися являются индивидуальные и групповые занятия с психологом по формированию общих (познавательных) способностей к учению. Познавательные процессы учащихся в 7-8 классе уже практически не развиваются, однако есть возможность знакомить ребят с методами эффективного запоминания материала, с методами тренировки внимания и мышления. Также возможно развитие творческого мышления школьников. Поэтому небольшой блок занятий отводится для этих целей.Учащиеся средней школы – подростки. Основным психологическим новообразованием подросткового возраста является развитие самосознания – способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую качествами, присущими только ей. Поэтому наряду с развитием познавательной сферы в работе с подростками большую значимость приобретают занятия, направленные на развитие самосознания.Кроме того, общая мотивация подростка смещается к общению со сверстниками. В общении как деятельности происходит усвоение ребенком социальных норм, переоценка ценностей, удовлетворяется потребность в признании и самоутверждении. Поэтому важная часть занятий отводится на формирование навыков конструктивного общения. 
Принципы:
Уважительное и доброжелательное отношение к подросткам и их потребностям.
Каждый подросток принимается таким, какой он есть, признается его ценность, значимость и уникальность.
Не допускаются упреки и порицания за неуспех.

Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на один год обучения-35 занятий . Проводятся один раз в неделю по 40 минут. Занятия могут быть индивидуальными или групповыми. Тема, форма и цели занятий могут корректироваться в зависимости от результатов диагностики. 

Содержание программы
ОСНОВНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ таких занятий является развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения, восприятия).
Интересное содержание занятий, использование игр, придуманных детьми, отсутствие напряженности, связанной с боязнью получить плохую отметку, создаёт на уроках психологического развития особый положительный, эмоциональный фон (раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания).
Задания подбирались с учётом их направленности на развитие определённых познавательных структур, а также для удобства коллективной работы в классе.
На развивающих занятиях с психологом у каждого ученика имеется возможность успешно выполнить несколько игровых заданий. Это очень нужно тем, кто плохо справляется с учебными заданиями на уроках. Каждый ученик может пережить состояние успешности, что так необходимо для обретения детьми уверенности в своих силах.
Известно, что, только опираясь на уверенность детей в своих силах, имеет смысл ставить перед ними цели, связанные с преодолением трудностей.
Тематическое планирование
№ п/п Разделы, темы Количество часов
1. Самопознание. 4ч
2. Развитие познавательных процессов (внимание). 5ч
3. Проблемы и конфликты. 3ч
4. Развитие познавательных процессов (памяти). 4ч
5. Конструктивное общение. 5ч
6. Развитие познавательных процессов (мышление). 5ч
7. Я и мои способы преодоления тревожности 4ч
8. Развитие познавательных процессов (восприятия, воображения). 5ч
ИТОГО: 35ч


Календарно-тематическое планирование.


п/п Содержание разделов и тем кол-во
часов Дата проведения Познавательные цели Содержание занятий Требования к результату Дидактический материал
план факт
1 четверть.
Самопознание.
Развитие познавательных процессов
(внимание). 9ч





1 Какой я, какие другие. Давайте познакомимся. 1
03.09. Развить интерес к занятиям, установление контакта. Беседа, методика незаконченных предложений.
« Меня зовут..» Создание доверительной атмосферы на занятии


с/р 2
2 Диагностико - мотивирующие упражнения на внимание. 1 10.09. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания Графический диктант, игра, упр. «Корректурная труба» «Муха» Уметь следить за перемещением мухи.
Уметь удерживать внимание.
с/р Развитие внимания. 1 Развитие зрительного внимания Упр. «Наблюдательность» Запомнить и описать школьный двор.
3 Общение в жизни человека. 1 17.09. Знакомство с базовыми навыками общения. Мини лекция по теме «Вербальное и невербальное общение».
Упр. «Позы тела», «Покажи мимикой» Уметь выражать чувства и понимать чувства других. Развитие наблюдательности.

4 Развитие внимания 1 24.09. Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания Упр. на развитие навыков самоконтроля «Точки», «Запутанные дорожки» Уметь сосредотачиваться. Карточки
с/р Развитие внимания. 1 Развитие наблюдательности Упр. «Наблюдатель» Уметь подробно описать школьный двор.
5 Самооценка 1 01.10. Развитие способности к самоанализу, расширение представлений о себе. Рисунок «Автопортрет», «Лесенка» Определить уровень самооценки подростка Альбомные листы, карандаши
6 Развитие объема внимания 1 08.10. Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля. Игры и упражнения на развитие объёма внимания. «Муха», «Внимательный художник» Уметь запоминать расположение предметов и контролировать себя.
с/р Развитие внимания. 1 Развитие наблюдательности Упр. «Что изменилось» Уметь указать как изменилось расположение предметов. Мягкие игрушки.
7 Моё настроение. 1 15.10. Обучение умению различать мысли, чувства, поведение. Упр. «Я ощущаю себя», цветовой тест. Уметь понимать свои чувства и эмоции. Мячик, цветная бумага, альбом для рисования.
8 Развитие внимания 1 22.10. Развитие переключения внимания, формирование произвольности. Поиск ошибок в тексте, игра «Пуговица» Уметь концентрировать и переключать внимание при помехах. Напечатанный текст, набор пуговиц, игровое поле
с/р Развитие внимания 1 Развитие переключения внимания. Игра Морские волны» Уметь переключаться с одного вида деятельности на другой.
9 Развитие внимания 1 29.10. Развитие переключения внимания, формирование произвольности. Поиск ошибок в тексте, игра «Пуговица» Умение концентрировать и переключать внимание при помехах. Напечатанный текст, набор пуговиц, игровое поле
с/р Развитие внимания 1 Развитие произвольности. Упр. «Ищем буквы» Уметь находить определенные буквы. Печатные тексты, карандаши.
2 четверть.
Проблемы и конфликты.
Развитие познавательных процессов
(памяти). 7ч







10 Почему люди ссорятся. 1 12.11. Определение уровня агрессивности обучаемого Беседа об агрессивности, о разных стилях общения. рисунок «Несуществующее животное» Определить уровень агрессивности подростка. Альбомный лист, цветные карандаши.
11 Развитие памяти 1 19.11. Развитие объема и устойчивости визуальной памяти «Найди отличия», упражнения на запоминание предметов Уметь запоминать и находить отличия предметов визуально. Карточки
с/р Развитие памяти 1 Развитие объема. Игра «Снежный ком» Уметь запоминать имена и интересы своих друзей.
12 Диагностика индивидуальных особенностей памяти. 1 26.11. Определение уровня развития слуховой памяти. Тест «Какая у меня слуховая память» Уметь воспринимать текст на слух Тест
с/р Развитие памяти Развитие слуховой памяти. Игра «Я куплю в магазине» Уметь запоминать предметы.
13 Развитие памяти 1 03.12. Развитие визуальной и слуховой памяти Игра « Я куплю в магазине», «Мысленные образы и эмоции» Уметь запоминать находить отличия предметов визуально и на слух.
с/р Развитие памяти 1 Развитие визуальной и слуховой памяти Чтение и запоминание стихотворения. Выучить стихотворение. Любое стихотворение.
14 Предотвращение конфликта. 1 10.12. тест «Конфликтный ли ты человек», беседа Тест «Конфликтный ли ты человек»
15 Развитие памяти 1 17.12. Развитие визуальной и тактильной памяти «Зрительный диктант», «Потрогай и запомни» Уметь запоминать предметы визуально и тактильно. Игрушки, разные предметы
с/р Развитие памяти 1 Развитие слуховой памяти. Упр. «Я возьму с собой в поход» Уметь запоминать различные предметы.
16 Уверенное и неуверенное поведение. 1 24.12. Формирование уверенного поведения, учебной мотивации. Упр.
«Я-уверенный, я-неуверенный», беседа Знать как чувствует себя уверенный человек. Мяч
3 четверть.
Конструктивное общение.
Развитие познавательных процессов
(мышления). 10ч






17 Ты среди людей. 1 14.01. Развитие базовых навыков общения . Упр. «Все-некоторые-только Я» Уметь общаться.

18 Развитие мышления 1 21.01. Умение выделять в предметах разные особенности. Упр. «Исключи лишнее», «Нелогичные ассоциации» Уметь выделять различия в предметах.
с/р Развитие мышления 1 Развитие мышления. Игра «Говори наоборот» Знать противоположности.
19 Мои проблемы. 1 28.01. Развитие познавательной активности и уверенности в своих силах Упр. « Я ощущаю себя», «Восхищенная рука» Уметь понимать свое эмоциональное состояние.
20 Развитие мышления 1 04.02. Формирование умения выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений при решении ряда однотипных задач Упр. «Без чего не может быть? Почему?», «Снежный ком» Уметь рассуждать логически.
карточки
с/р Развитие мышления 1 Развитие логического мышления. Игра «Кто кем будет?» и «Кто кем был?» Понимать закономерности
21 Я и мои друзья
1 11.02. Осознание качеств настоящего друга, анализ собственных качеств, помогающих дружить Упр. «Ассоциации на слово дружба», стихотворение «Монолог о дружбе», обсуждение. Уметь понимать, что такое дружба.
22 Развитие мышления. 1 18.02. Умение анализировать, строить обобщения. Упр. «Продолжи числовой ряд», «Подбери пару», «Дополни до..» Уметь анализировать.
с/р Развитие мышления. 1 Умение анализировать и соблюдать последовательность. Упр. «Вместе расскажем историю» Уметь находить смысл и выстраивать последовательно предложения.
23 Учимся говорить комплименты 1 25.02. Формирование адекватной самооценки, уверенности в себе. Упр. «Мне нравится в тебе», беседа Уметь общаться с другими и понимать себя.
24 Развитие мышления. 1 04.03. Формирование абстрактно-логического мышления, развитие функций анализа и синтеза, сравнения и обобщения, абстрагирования. «Продолжи закономерность», «Конкретизация абстрактного» Уметь логически мыслить и анализировать.
с/р Развитие мышления. 1 Формирование абстрактно-логического мышления. Игра «Ассоциации» Уметь находить ассоциации к предмета.
25 Развитие мышления 1 11.03. Активизация мышления Упр. «Измени фигуру», игра
«На что похоже» Уметь логически мыслить и анализировать. Палочки или спички
карточки
с/р Развитие мышления 1 Активизация мышления Упр. «Составление предложений» Уметь устанавливать связь, обобщать, создавать целостные образы.
26 Мир эмоций. 1 18.03. Обучение умению распознавать и описывать свои чувства и чувства других людей Упр. «Покажи без слов», беседа Уметь понимать чувства других людей без слов.

4 четверть.
Я и мои способы преодоления тревожности
Развитие познавательных процессов
(восприятия, воображения). 8ч



27 Что такое тревожность 1 01.04. Дать понятие тревожности. Дать навыки идентификации физиологических симптомов тревожности. Беседа Знать что такое тревожность и как она проявляется на физическом уровне. .

28 Развитие восприятия
1 08.04. Развитие пространственной ориентировки, восприятия объема, выделение фигуры из фона. Упр. «Графический диктант», составление мозаики. Уметь правильно воспроизводить рисунок. Мозаика
с/р Развитие восприятия 1 Развитие пространственной ориентировки. Дорисовать картинки. Уметь правильно воспроизводить рисунок. Картинки, карандаши.
29 Способы преодоления тревожности. 1 15.04. Тренировка эффективных приемов преодоления тревожности. Техники «Влияние музыки», «Глубокое дыхание» Уметь расслабляться. Знать как можно справиться с тревогой. Магнитофон
30 Развитие воображения 1 22.04. Развитие конструктивных навыков и воображения. Игра на перевоплощение. Уметь перевоплощаться и фантазировать.
с/р Развитие воображения 1 Развитие воображения Дорисовать картинки. Уметь правильно воспроизводить рисунок. Картинки, карандаши.
31 Способы преодоления тревожности 1 29.04. Тренировка эффективных приемов преодоления тревожности. Техники «Умственное проигрывание», « Медитация голубого цвета» Уметь расслабляться. Знать как можно преодолеть тревожное состояние. Альбомные листы, карандаши, краски, картинки.
32 Развитие восприятия 1 06.05. Развитие пространственного восприятия Упр. «Лабиринт», «Копирование», игра «Сделай так же»
Уметь ориентироваться и копировать. Альбомные листы

с/р Развитие восприятия 1 Развитие пространственного восприятия Упр. «Копирование» Уметь ориентироваться и копировать.
33 Способы преодоления тревожности 1 13.05. Тренировка эффективных приемов преодоления тревожности. Техника «Отвлечение внимания», беседа, упражнение на расслабление. Уметь расслабляться. Знать как можно преодолеть тревожное состояние. Коврик
34 Развитие воображения 1 20.05. Развитие фантазии Упр. «Дорисуй»,
«Придумай сказку» Уметь придумывать и фантазировать. Альбомные листы, карандаши, фломастеры.
с/р Развитие воображения 1 Развитие фантазии Упр. «Придумай свою историю» Уметь придумывать и фантазировать.
35 Развитие воображения 1 27.05 Развитие сообразительности и творческого воображения Упр. «Где начало рассказа?»,
«На что это похоже» Уметь фантазировать и думать творчески. Карточки
с/р Развитие воображения 1 Развитие сообразительности и творческого воображения Упр. «Мое будущее» Уметь думать и фантазировать.





Учебно-методическое и материально-технического обеспечение

Ануфриев А.Ф. «Как преодолеть трудности в обучении детей». – М.: Издательство «Ось-89», 2009г.
Иванова Е.И. «Программа по коррекции поведения, общения с использованием сказкотерапии и элементов АРТ-терапии» М.АРКТИ , 2011г.
Мищенкова Л.В. «Социально-психологическая адаптация ребенка в обществе. Коррекционно-развивающие занятия».-М.:АРКТИ, 2008г.
Максимова Т.Н. «Логика, речь, моторика, творческие способности. Игровые обучающие занятия с детьми»– Ярославль: Академия развития, 2009г.
Хухлаева О.В. 2009 «Тропинка к своему Я» - М.: Генезис, 2008г.


Список используемой литературы
Винник М. О. "Задержка психического развития". - Ростов - на -Дону: "ФЕНИКС", 2007г.
Гунина Е. В. "Диагностика и коррекция мышления неуспевающих школьников". - КЛИО, 2007г.
Ильина М. В. "Чувствуем, познаём, размышляем". - М.: АРКТИ, 2009г.
Истратова О. Н. "Практикум по детской психокоррекции: Игры, упражнения, техники". - Ростов-на-Дону "Феникс", 2008г.
Комплексная методика психомоторной коррекции // Под ред. А. В. Семенович, 2008г.
Кряжева Н. Л. "Мир детских эмоций". - Ярославль: "Академия развития", 2009г.
Никольская И. Л., Тигранова Л. И. "Гимнастика для ума" - М.: 2007г.
Практикум по психологическим играм с детьми и подростками //Под ред. Битяновой М. Р. - ПИТЕР, 2007г.
Фопель К. "Как научить детей сотрудничать" - М.: ГЕНЕЗИС, 2009г.
Интернет – ресурсы
Журнал "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии" http://www.schoolpress.ru jornal issues/razvitie/index.php
"Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" - http:// festival. I september.ru
"Педагогическая библиотека" - http://www.pedlih.rti
"Мир Психологии" - http://psychology.net.ru


СОГЛАСОВАНОСОГЛАСОВАНО

Протокол заседанияЗаместитель директора по УР
методического объединения
________________________ ___________________ Ф.И.О.
от ______ 20 ___ года № ___(подпись)