Родительское собрание Преодоление детских страхов

ПРЕОДОЛЕНИЕ ДЕТСКИХ СТРАХОВ

(родительское собрание. 5 класс)

Цель: обсуждение проблемы детских комплексов и страхов, связанных с семьёй и школой.

Предварительная подготовка к собранию.
Материалы к собранию.
- Анонимное анкетирование учащихся по вопросам:
Что тебе нравится в своей семье?
Что тебя не устраивает в семье?
С радостью ли ты идёшь домой?
Имеются ли у тебя условия для выполнения домашнего задания?
С каким настроением ты идёшь в школу?
Ругают ли тебя дома за плохие оценки?
Имеются ли случаи наказания?
По каким предметам у тебя возникают проблемы?
- Подготовка видеоматериалов.

План проведения родительского собрания

Постановка целей, вступительное слово учителя.
Анализ анкет учащихся.
Дискуссия по теме собрания.
Анкетирование родителей.
Просмотр видеоматериалов (репортаж с урока и из школьной столовой).
Выступление фельдшера школы.
Общие выводы.

Ход собрания

Учитель. Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы собрались с Вами, чтобы поговорить об адаптации наших детей к школе и преодолении детских страхов.
Детские страхи довольно распространены. Постепенно, с возрастом, у некоторых эта боязнь проходит, но у кого-то различные страхи остаются на всю жизнь, трансформируются в различные болезни и создают большие проблемы в жизни.
Детские страхи - боязнь одиночества, животных, насекомых, темноты, незнакомых людей - обычно возникают в 7-8 лет. Им подвержены дети, отличающиеся высоким уровнем тревожности. Обычно, когда такой ребёнок поступает в школу, у него могут развиться так называемые «школьные фобии»: страх перед учителем, перед выходом к доске, перед получением отметки. Иногда они настолько сильны, что ребёнок отказывается посещать школу. Но «школьные фобии» не возникают внезапно, а появляются на готовой почве, как правило, на страхах, присущих ребёнку ещё до поступления в школу.
Остановимся на двух главных причинах возникновения страхов. Первая из них связана с семьёй. Обратимся к записям на доске:
Домашний очаг должен быть не местопребыванием, а местом, куда мы всегда возвращаемся (А. Монтерлан).
Для одних семья - убежище от житейских неурядиц, для других - театр военных действий (И. Шевелёв).
Мелочи жизни в семье, словно мины. Их можно обезвредить лишь уступками
(И. Шевелёв).

Обсуждение высказываний, просмотр видеоматериалов, анализ анонимных анкет детей.






Анкетирование родителей: «Какой Вы воспитатель?».

1. Ребёнок подрался с одноклассником, и Вас срочно вызывают в школу. Как Вы поступите?
а) сгоряча накажете ребёнка;
б) выясните, как произошла драка, и после этого определите меру наказания;
в) прежде всего, переговорите с классным руководителем.
2. Помогая Вам в уборке, ребёнок нечаянно разбил вазу. Ваша реакция?
а) самое первое - подзатыльник;
б) раздражённая фраза: «Уходи отсюда! Обойдусь без твоей помощи!»;
в) успокоите ребёнка - ведь он это сделал неумышленно.
3. Если Вы наказали сына, дочь, а потом узнали, что поступили несправедливо, Вы:
а) промолчите, чтобы не уронить авторитет;
б) извинитесь;
в) признаете свою ошибку, объясните, что и взрослые могут ошибаться.
4. Ребёнок одолевает Вас вопросами, просьбами, а Вы устали:
а) обрываете его: «Дай хоть минуту отдохну от тебя!»;
б) отвечаете, не думая, не серьёзно, лишь бы ответить;
в) объясните, что очень устали и переносите разговор на другое время, тут же назначив час.
5. Ребёнок просит помочь ему в написании сочинения. Как Вы поступите?
а) напишете черновик, ему останется лишь переписать сочинение;
б) строго скажете: «Работай сам, только тогда чему-нибудь можно научиться»;
в) поможете выбрать тему, подобрать литературу, а писать предложите самостоятельно.
6. Ребёнок получил в школе плохую отметку. Как Вы поступите?
а) накажете его;
б) пойдёте с жалобой к учителю;
в) попытаетесь разобраться в причине плохого ответа ребёнка.
Если Вы все 6 раз выбрали ответ под буквой в), значит Вы неплохой воспитатель и психолог. Если угадали наполовину, Вам надо в чём-то пересмотреть свои привычки, убеждения, если ещё меньше, придётся серьёзно задуматься над своими методами воспитания.

Психологи считают, что ребёнка необходимо в течение дня не менее четырёх раз погладить или приласкать. Давайте же создавать дома ребёнку такие условия, чтобы он не чувствовал себя одиноким, не боялся Вашего плохого настроения, ждал с удовольствием Вашего возвращения домой, с радостью делился успехами за день, не боялся рассказать о неудачах. Помните, что «семья начинается с детей» (А. И. Герцен).
Мне хочется верить, что во всех семьях с пониманием, заботой и вниманием относятся к детям. Рассмотрим вторую причину детских страхов - школу: неблагополучная адаптация ребёнка в новом коллективе, чрезмерная строгость или требовательность учителя, страх перед оценкой (потому что родители требуют от своего чада только хороших отметок и жёстко наказывают за любую неудачу).
Поэтому необходимо родителям не требовать от ребёнка только хороших отметок и тем более не наказывать его за любую неудачу. Иначе возникнет страх перед школой, перед всем, что с ней связано, а впоследствии - и страх перед родителями, что усугубит ситуацию ещё больше. Нельзя и сильно опекать ребёнка: тепличные условия, созданные дома, помешают ему успешно адаптироваться за пределами семьи.
Какие еще меры можно предпринимать по профилактике детских страхов? Слово предоставляется фельдшеру лицея.
Профилактика детских страхов - это создание условий для общего физического здоровья ребёнка. Гармоничное физическое развитие - хорошая гарантия полноценного психологического тонуса. Общему укреплению организма способствуют: утренняя гимнастика, физкультура в школе, дополнительные спортивные секции. Нельзя освобождать детей от уроков физкультуры по неуважительной причине. Физические упражнения обеспечивают стабильность гормонального баланса в организме, а нарушения такого баланса и являются перепадом настроения и других отклонений в психике.
Итак, для общего поддержания здоровья необходимо следующее:
закаливание (ежедневный контрастный душ);
полноценное питание, приём витаминов;
занятие спортом;
создание благоприятного эмоционального климата дома и в школе;
- организация свободного времени ребёнка (нельзя подолгу сидеть возле телевизора, за компьютером, за уроками – необходимо чередовать вид деятельности).
В заключение родительского собрания хочется дать насколько полезных советов, которые помогут детям хорошо учиться:
- Будите ребёнка спокойно, проснувшись, он должен увидеть Вашу улыбку и услышать ласковый голос. Не подгоняйте с утра, не дёргайте по пустякам, не укоряйте за ошибки и оплошности.
Отправляя в школу, не наставляйте ребёнка: «смотри не балуйся, веди себя хорошо, чтобы сегодня не было замечаний о твоём поведении» и т. п.; пожелайте ему удачи, подбодрите, найдите несколько ласковых слов, у него сегодня трудный день.
Встречайте ребёнка после школы спокойно, не обрушивай те на него тысячу вопросов, дайте расслабиться. Если же ребёнок чересчур возбуждён, если жаждет поделиться чем-то, выслушайте обязательно.
Если видите, что ребёнок огорчён, но молчит, не допытывайтесь, пусть успокоится и расскажет сам.
Не заставляйте делать все задания сразу, они должны занимать не больше 15-20 минут времени.
Во время занятия с ребёнком необходимы спокойный тон, поддержка («не волнуйся, всё получится», «давай разберёмся вместе», «я тебе помогу»). Если что-то не очень получается, всё равно похвалите ребёнка.
В общении старайтесь избегать условий: «если ты сделаешь, то...». Вы можете оказаться в очень сложной ситуации.
Будьте внимательны к жалобам ребёнка на головную боль, усталость, плохое самочувствие.
Учтите, что все дети любят сказку перед сном, песенку, ласковые слова. Всё это успокаивает их, помогает снять напряжение, спокойно уснуть. Не вспоминайте перед сном о неприятностях.

Общие выводы:
Понравилось ли собрание?
Нужны ли такие собрания?
Какой след оно оставило, что больше всего понравилось?











15