Об опыте работы по программе коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного, младшего школьного возраста


Доклад об опыте работы по программе коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного, младшего школьного возраста «Я не боюсь!»
З.М.Реджепова, практический психолог
В настоящее время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности, но в большей степени они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы. Особое значение в связи с этим имеет работа по психопрофилактике и регуляции тревожности дошкольников, особенно в преддверии их поступления в школу.
Плоды детских страхов, возникающие вдруг в воображении ребенка, нереальны, однако страх, испытываемый дошкольником, переживается им по-настоящему.
Детские страхи - это обычное явление для детского развития. Они имеют разное значение для ребенка. Каждый страх или вид страхов появляется только в определенном возрасте, т.е. у каждого возраста есть "свои" страхи, которые в случае нормального развития со временем исчезают. Появление определенных страхов совпадает во временном отношении со скачком в психомоторном развитии ребенка. Детские страхи в случае нормального развития являются важным звеном в регуляции поведения ребенка и в целом имеют положительный адаптационный смысл. Страх, как любое переживание, является полезным, когда точно выполняет свои функции, а потом исчезает. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.
Идея программы по коррекции страхов и тревожности у детей дошкольного, младшего школьного возраста «Я не боюсь!» - предупредить возможность проявления страхов и тревожности и устранить проблемы у детей уже имеющих нарушения, вызванные семейными проблемами, чрезмерной опекой, или же просто родительской невнимательностью. Это в будущем может помочь им быть более адаптированными к школьным трудностям и облегчить знакомство с новой для них школьной системой.
Данная программа была реализована педагогами-психологами на базе Центра социальной адаптации и профориентации «Ясенево» в г.Москве в 2009-2013 г.
Целью нашей работы было создание условий для преодоления социальных страхов у детей дошкольного, младшего школьного возраста.
В ходе достижения цели мы решали следующие задачи:
совершенствование умения у детей передачи своего эмоционального состояния;
снижение общего уровня тревожности;
формирование навыков общения, контроля своего поведения;
повышение психологической готовности к школе.
Критерии эффективности программы:
повышение уверенности в себе;
снижение тревожности;
снижение количества страхов;
улучшение взаимоотношений родитель- ребёнок
Для определения эффективности программы нами были использованы следующие диагностические методики:
методика «Страхи в домиках», авторы – Захаров А.И, Панфилова М.А;
методика «Уровень тревожности ребенка», авторы – Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М.;
графическая методика «Кактус» - Панфиловой М.А.
Занятия проводили 2 педагога-психолога в группе до 5 человек с детьми в возрасте от 5 до 7 лет.
Программа была рассчитана на 10 часов групповой работы, которые проводились раз в неделю по 40 минут.
При формировании группы психологи изучали эмоциональное состояние здоровья ребенка. Были проведены первичные индивидуальные встречи с детьми – участниками группы и их родителями, на которых проводилась диагностика с ребенком, а также беседа с родителями, в ходе которой объясняли принципы работы, цели и задачи, собирались данные анамнеза ребенка. Группы формировали с учетом схожести проблем, особенностей эмоционально-волевой сферы.
После изучения эмоционального состояния детей проводился практический этап – групповые занятия с детьми, на которых применяли различные методы коррекционно-развивающих воздействий, таких как игровая терапия, арт-терапия, психогимнастика, реклаксационные упражнения. Наряду с этим важное место занимала индивидуальная работа с родителями, в ходе которой давались рекомендации по сохранению психологического здоровья детей или информирование их о проблемах, выявленных на занятиях с детьми (по запросу родителей).
Стоит отметить, что у детей наблюдалось снижение психоэмоционального напряжения и тревожности, развивались навыки сопереживания, достигалось эмоциональное и мышечное расслабление, появлялась уверенность в себе. А как следствие – развитие социального доверия, освобождение от отрицательных эмоций, повышение уверенности в своих силах, повышение значимости в глазах окружающих.
Заключительным этапом было определение эффективности коррекционной работы. На данном этапе проводилось контрольное тестирование в индивидуальном порядке, родителям сообщили результаты по итогам всех занятий и были даны рекомендации по сохранению психического здоровья детей.
Таким образом, в ходе проведенной работы с детьми по коррекции страхов и тревожности мы достигли следующих результатов:
снижение уровня тревожности;
развитие коммуникативных навыков, повышение представлений о собственной ценности, развитие уверенности в собственных силах, а также способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.
усиление способности социальной адаптации и стрессоустойчивости.
Используемая литература
Арюкова С., Пушкинская Л. Другие мы... //Школьный психолог. - 2003. - № 2. - С. 17-19
Баркан А.И. Практическая психология для родителей. - М.: АСТ- ПРЕСС, 2001.-432 с
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. (Психологическое исследование). - М.: Просвещение, 1968. - 464 с.
Бороздина Л.В., Залучёнова Е.А. Увеличение индекса тревожности при расхождении уровней самооценки и притязаний // Вопросы психологии. - 1993. -№ 1.-С. 104-112
Вачков И. В. Основы технологии группового тренинга. Учеб. пособие. - М.: Изд-во "Ось-89", 2005. - 256 с
Вачков И. Тревожность, тревога, страх: различие понятий //Школьный психолог.- 2004. - № 8. - С. 9
Дружинин В.Н. Психическое здоровье детей. - М.: Тв.Центр, 2002. - 64 с.
Захаров А.И. Детские неврозы. - СПб.: Респекс, 1995. - 192 с.
Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. - СПб.: Союз, 1997.-224 с.
Изард К.Э. Эмоции человека- СПб.: Изд-во "Питер", 2000. -464 с.
Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 с.
Кочева Е. Программа работы психолога с детьми по оптимизации общения в детском саду// Школьный психолог, 2000. - № 25
Краткий психологический словарь/Под ред. А.В. Петровского, М.Г.Ярошевского. - М.: Политиздат, 1985. - 431 с.
Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 208 с.
Кузьмина М. Детский невроз страха //Школьный психолог, 2000. -№ 5. - С. 8-9
Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая психология для воспитателя. Вып. 2 .- Киев, 1992.
Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Просвещение, 1980. - 196 с
Немов Р.С. Психология. Учебник для студентов высш. пед. учеб. заведений. Кн. 1. Общие основы психологии. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 576 с.
Основы специальной психологии / Под ред. Л.В. Кузнецовой. - М.: Изд. Центр "Академия", 2002. - 480 с.
Панфилова М.А.. Игротерапия общения. - М.: ГНОМ и Д, 2000
Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. - 1998. - № 2. - С. 12-14
Психолого - педагогическая диагностика: Учебное пособие для студентов высш. пед. учебн. Заведений/ Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - М.: Академия, 2005. - 320 с.
Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. - М.:ВЛАДОС, 1995.-529 с.
Столяренко Л.Д. Основы психологии. - Ростов Н/Д.:Феникс, 2003. - 672 с.
Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. - 304 с
Эмоциональное развитие дошкольника/ Под редакцией А.Д. Кошелевой. - М.:Просвещение, 1985. - 176 с.
Ярушина И. Программа социально-психологической коррекционно-развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста// Школьный психолог. - 2000. - № 22
http://www.pandia.ru/text/78/175/15023.phpПРИЛОЖЕНИЕ
ЕСЛИ РЕБЕНОК ТРЕВОЖЕН И ИСПЫТЫВАЕТ СТРАХИ...
-337185444500 Принимайте ребенка таким, какой он есть, давая ему возможность измениться.
Ваш ребенок должен чувствовать стабильность, спокойствие, доброжелательность.
Насыщайте ребенка позитивными эмоциями: чаще смотрите «добрыми глазами», осуществляйте тактильный контакт в соответствии с возрастом ребенка.
Относитесь к страхам и тревогам ребенка с пониманием: не смейтесь, не пытайтесь насильно преодолеть страх.
Запаситесь терпением. Если ничего не помогает, нужно общаться с ребенком так, как если бы он был на несколько лет младше (уровень защиты для ребенка тогда был больше).
Удалите из окружения ребенка тревожных и истеричных людей.
Не рассказывайте ребенку страшные истории не только на ночь, но и днем.
Не читайте газетную хронику происшествий. Не смотрите страшные кинофильмы. Занимайте ребенка какой-либо деятельностью в течение дня.
Заранее проиграйте с ребенком ситуацию, вызывающую тревогу. Разберите ее во всех подробностях, с трудными моментами, тщательно продумайте и прорепетируйте его собственное поведение.
Объясните ребенку, что собой представляет пугающий объект, как он устроен «откуда берется».