Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка»


МБДОУ «Косихинский детский сад №5, «Теремок»
Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в подготовительной группе «Математическая сказка»

Ломакина С.В.
2015г
Программное содержание: Продолжать формировать умения детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия; закрепить представление о последовательности чисел; закрепить знания последовательности дней недели. Закреплять умение детей ориентироваться в пространстве по схеме. Развивать память, внимание, логическое мышление, познавательные интересы. Воспитывать умение работать в коллективе, желание доводить начатое дело до конца, формировать интерес к учебной деятельности.
Демонстрационный материал: листы для математического диктанта, карточки для составления задач, карточки с головоломкой.
Раздаточный материал: карандаши простые, белые листы, дидактические карточки для составления задач, карточки для счета.
Предварительная работа воспитателя:
Изготовление карточек для составления задач.
Изготовление карточек для счёта.
Изготовление карточек с головоломками.
Предварительная работа с детьми:
Закрепление знаний о геометрических фигурах с помощью различных дидактических игр.
Работа с детьми на закрепление знаний о днях недели.
Решение задач на сложение и вычитание с правильной формулировкой арифметических действий.
Индивидуальная работа на занятии:
Помощь Артуру в правильной ориентировке на плоскости в математическом диктанте.
Следить за правильной формулировкой арифметических действий Данила и Саши.
Методы и приёмы обучения на занятии:
Наглядные: показ образца с геометрическими фигурами.
Словесные: объяснение решения задач на сложение и вычитание с правильной формулировкой арифметических действий; оценка детской речи, вопросы, похвала.
Практические: дидактические игры, выполнение заданий воспитателя.
Самостоятельная работа детей:
Придумывание задач на сложение и вычитание.
Раскладывание геометрических фигур на листах и написание цифры на дидактических листах для счёта.
Структура занятия:
1. Вводная часть (длительность 3 мин.)
Организационный момент. Математическая разминка. Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию.
Дидактическая игра «Назови следующий день». Цель: закрепить знания о последовательности дней недели.
2. Основная часть (длительность 25 мин).
Цель: реализация задач программного содержания.
Методические приёмы:
- Дидактическая игра «Головоломка». Цель: закрепить знания о геометрических фигурах.
- Составление задач на сложение и вычитание совместно с детьми. Цель: учить детей составлять задачи на сложение и вычитание, формулировать арифметические действия правильно.
- Физкультминутка. Цель: психоэмоциональная разгрузка детей. (длительность 2 мин).
- Работа с индивидуальным раздаточным материалом. Цель: закрепить знания детей о геометрических фигурах, упражнять в ориентировке на плоскости. Математический диктант.
- Дидактическая игра «Поможем божьей коровке». Цель: закрепить счёт от 1 до 10.
- Анализ занятия. Цель: провести развернутую педагогическую оценку деятельности детей. Учить детей делать самоанализ проведённой работы. (длительность 2 мин).
Ход занятия:
1 часть: вводная часть.
I - Ребята, к нам на занятие пришли гости, поэтому давайте постараемся быть внимательными и хорошо отвечать на вопросы. А теперь красиво сели, ноги поставили вместе, спина прямая. Занятие начнем со стихотворения. Давайте, ребята, учиться считать!Запомните все , что без точного счетаНе сдвинется с места любая работа,Без счета не будет на улице света,Без счета не сможет подняться ракета,И в прятки сыграть не сумеют ребята.Беритесь ребята скорей за работуУчиться считать, чтоб не сбиться со счету.
Воспитатель: ребята, наша группа сегодня не простая, а волшебная. В гости к нам пришла математическая сказка, но попасть туда не так то просто, надо ответить на вопросы:
Какой сегодня у нас день недели? (среда).
(Умница.)
А вчера, какой был день? Кто ответит? (вторник).
(Молодец!)
Какой по счёту вторник среди всех дней недели? (второй).
(Молодцы!)
После среды наступит …(четверг).
Молодец! Я правильно называю очерёдность: вторник, четверг, воскресенье? (нет).
А кто ответит, какие дни у нас считаются выходными? (суббота, воскресенье).
Молодцы! Почти все знают правильно названия дней недели.
2 часть: основная часть. «Головоломка»
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: ребята, жители математической сказки предложили нам отгадать непростую задачу. Вот карточки с геометрическими фигурами, но карточки непростые в них спрятались цифры. Нам нужно назвать какие цифры спрятались в каждой из геометрических фигур. Справимся?
Молодцы! Почти все правильно ответили.
3 «Решение задач»
Посмотрите, жители математической сказки приготовили для нас еще одно задание «Странные задачки». Задачки то заколдованные, зашифрованные. Здесь какие-то схемы, модели. Можно ли по этим схемам придумать задачки? Прежде чем вы составите задачки, давайте вспомним: - Из состоит задача? (условие, вопрос) - Если в вопросе есть слово "осталось", то какой арифметический знак нужно поставить? - Если в вопросе есть слово "стало", то какой арифметический знак нужно поставить? - Сколько чисел, как минимум, должно быть в условии задачи?»
Схема:
Модель: 4-1=3
Решение: на тарелки лежало 4 сосиски, пришла кошка и утащила 1 сосиску. Сколько сосисок осталось на тарелке? (от четырех отнять один осталось три)
Модель:8+1=9Решение: на дереве сидело восемь птиц, к ним прилетела еще одна. Сколько всего птиц стало на дереве? (К 8 прибавить один получится 9)
Воспитатель: Очень хорошо. Молодцы! Мы с вами сегодня много считали, решали, а сейчас немного отдохнем. Встаньте все из-за своих столов.
Физкультминутка В понедельник я купался, (изображаем плавание)А во вторник – рисовал. (изображаем рисование) В среду долго умывался, («умываемся») А в четверг в футбол играл. (бег на месте)В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем)Очень долго танцевал. (кружимся на месте) А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши)Целый день я отдыхал. (дети садятся на корточки, руки под щеку—засыпают)Дети тихо садятся на стульчики.
4. «Математический диктант»
Воспитатель: проведём математический диктант, вы должны на своих чистых листах нарисовать фигуры, точно так же, как и на моем листе.
(Воспитатель ставит образец на доску, разбирает в каком углу, что нарисовано, дети смотрят и запоминают рисунок с фигурами. Воспитатель прикрыла образец листом. Дети рисуют фигуры на своих чистых листах. Воспитатель показывает снова образец, и дети проверяют себя.)
Воспитатель: поднимите руку, кто правильно разложил фигуры. Молодцы!
А сейчас поднимите руку, кто ошибся? Давайте ещё раз попробуем справиться с этим заданием.
(Воспитатель показывает второй образец с геометрическими фигурами. Дети выполняют задание. Воспитатель смотрит по рядам кто справился, а кто ошибся.)
Воспитатель: Молодцы! Почти все справились!
5. «Поможем божий коровке»
Воспитатель раздает листочки с примерами и говорит детям, что надо решить примеры и раскрасить божью коровку, потерявшую свои пятнышки. (см. картинку).
-16573527749500
Один ребенок работает у доски
(Дети выполняют задание. Воспитатель хвалит детей)
Воспитатель: все уберите на край стола. Молодцы, все задания мы выполнили.
Рефлексия
Что нового вы узнали на нашем занятии? (ответы детей)
Какое задание для вас было самым трудным? (рассуждения детей).
Какое задание вы хотели бы повторить на следующих занятиях? (ответы детей).
Воспитатель обращает внимание на активность детей.
Воспитатель: все молодцы. Хорошо справились со всеми заданиями. На этом наше занятие окончено.