Создание предметно-развивающей среды в кабинете


Рекомендации по созданию предметно-пространственной развивающей среды кабинета начальной школы
Материальное поле урока
Обустройство урока предъявляет педагогу свои современные высокие требования. Недопустимы грязь и холод в кабинете начальных классов; ушли в прошлое гвозди в стене для детских пальто и курток; вызывает чувство стыда и гнева грязное ведро с белёсой водой, в которой полощут руки дети, писавшие мелом на доске; уже необъяснимы рваные тряпки вместо губки для протирания доски; раздражают школьные сумки, брошенные на пол под ноги (почему бы и педагогу не класть свою сумочку на пол к ногам ходящих по классу учеников?!), Материальное поле урока подчинено интересам Человека.
Вошедшему в классную комнату ребёнку и всей группе в целом должно быть приятно находиться в данном кабинете, обустройство которого должно непременно доставлять комфорт организму. Следует продумывать интерьер класса (строительное решение педагог не властен менять, но внутреннее наполнение пространства, в котором располагаются дети и от которого рождается благоприятное либо неблагоприятное самочувствие, зависит от педагогических воззрений).
Отправным положением в постановке и решении заявленного вопроса обустройства урока является принципиальное положение: «Место, которое мы обустраиваем и занимаем, - это место, которого мы достойны». При условии уважительного отношения к школе, науке, человеку и конкретным участникам учебного процесса оформление предметно-вещевого пространства класса представляется важной стороной дела воспитания детей.
Забота о физическом и психологическом комфорте каждого присутствующего на уроке: педагога, детей, пришедшего гостя, представителя администрации или бабушки, пришедшей передать внуку забытый спортивный костюм, - это элементарное проявление уважения к человеку и забота о его благополучии.
(Уважать - признавать важным для себя благополучное существование человека, а значит, содействовать этому во имя жизни и счастья этого человека, «утруждать» себя для другого.)
К общим правилам обустройства жизни относятся гарантированное благоустроенное жилище, хорошее своевременное питание, удобная функциональная одежда. Это жизненно важные условия. Поэтому нельзя не произвести переноса в сферу конструирования урока известных общих условий человеческой жизни вообще. Учитывая, что урок есть интеллектуальная работа и большое мыслительное напряжение, подчеркнём особенную важность материально-технического и материально-гигиенического оборудования кабинета начальных классов. Здесь нет ничего нового для человека, живущего в контексте современной культуры. Отступление от этих норм - показатель варварства или дикости руководителей школы.
К общим правилам материального обустройства учебных занятий, в классе отнесём следующие:
Функционирование каждого элемента предметного пространства.
Если висят часы - они должны показывать точное время. Если поставлены цветы, они должны быть живыми и хорошо ухоженными. Если размещены на стенах плакаты либо стенды, они должны быть чистыми, чёткими, ровно повешенными. Если встроено техническое устройство, оно должно работать. Если в шкафах выстроен ряд книг, то эти книги должны быть использованы в учебной работе.
В учебном кабинете начальных классов не должны присутствовать предметы и вещи, не имеющие функционального назначения, нарушающие порядок.
Удобное размещение учебных столов, стульев, демонстрационных площадок, шкафов и полок для учебных пособий и наглядного материала.
Мебель служит людям, но не люди пристраиваются к расположению мебели. Педагог мог бы обсудить с детьми наиболее удобный вариант размещения предметов кабинетной обстановки. Но, наделив детей такими полномочиями, надо иметь в виду медицинские показания к оборудованию учебных помещений. Удобство каждого присутствующего на уроке обеспечивается до урока.
(И вновь ставим акцент: учитывается и удобное расположение гостей, наблюдающих урок. И пока такого удобства, для каждого не будет обеспечено, урок не может быть начат.)
Взаимное расположение детей и учителя, позволяющее видеть детям учителя, а учителю - лица детей и обеспечивающее взаимное восприятие всех участников учебного процесса.
«Все видят всех» - условие совместной деятельности. Педагог как соучастник занятий должен, так же как каждый ребёнок, стать объектом заботы детей: они в социальной роли «человека» выражают заботу об удобстве, комфорте учителя как человека.
4. Наличие в кабинете подсобных материалов, легко доступных каждому.
Кто захочет обратиться к средствам учебной деятельности: словари (их должно быть много), учебные пособия, карточки, инструменты, энциклопедии, журналы, муляжи, макеты и другое. Подсобные материалы значительно облегчают мыслительную работу многим детям.
5.Полномочия (права и обязанности) по содержанию, сохранности и уходу за учебным кабинетом возлагаются на детей частично, в меру их сил и возможностей.
В полномочия вводится и содействие эстетическому оформлению кабинета: дети получают право на инициативное украшение класса при опоре на эстетические закономерности красоты как явления жизни.
Общие основы создания материального пространства дополним рядом конкретных правил, выделив безусловные и неизменные.
Гигиенические строгие правила предусматривают следующее:
Проветривание помещения перед началом занятий и обеспечение свежего воздуха на протяжении всего учебного часа;
Хорошее равномерное освещение кабинета;
Доска, ученические и учительский столы, а также стены с плакатами, экспериментальный столик, технические средства вес чистое и протёртое от пыли;
Широко открытые для света окна, а для особых случаев - наличие плотных жалюзи;
Чистота пола и всего оборудования кабинета;
Отнесём сюда же чистые обувь, одежду, предметы, которыми пользуются дети;
Наличие в кабинете воды и салфеток для рук, губки для протирания доски;
Отсутствие малейшей пыли на предметах мебели, учебных пособиях, цветах, витринах, шкафах и т. Д.;
Неизменная чистота и опрятность одежды всех присутствующих на уроке - одежды, соответствующей учебной деятельности в общественном учреждении.
Эстетические правила обеспечивают особое благоприятное состояние, окружающая красота оказывает сильное влияние с самого первого момента появления ребёнка в классе.
Педагог знает: переступает порог ученик - его поведение диктуется первоначально красивым обустройством учебного кабинета. До того времени, когда сформируются традиционные формы поведения в учебном кабинете (а эти формы разные!), решающим фактором влияния окажется именно красота. Перечислим ряд основных эстетических правил, касающихся материального обустройства урока.
Поставим на первое место самое широкое эстетическое положение, основополагающее в системе эстетических закономерностей, которое постоянно преподносит нам природа и которое так просто обнаружить, наблюдая за явлениями природы: структурой растений, окраской цветка, движениями зверей, - положение «ничего лишнего!». Иногда его называют «закон чуть-чуть», он предписывает сумму элементов, которая бы отвечала требованию необходимого и достаточного: всё, что располагается на столе, в кабинете, в костюме, в записях на доске, в сочинении и решении задачи, должно соответствовать данному требованию - быть красивым.
Когда говорят: «Красивый урок», «Красивое выступление», «Красивые движения», то отмечают данную характеристику: ничего лишнего, только необходимое.
Правило гармонии цвета предостерегает от пестроты и цветовой дисгармонии, которая раздражающе действует на нервную систему человека; цветовую гамму надо подбирать и учить такому подбору детей, воспитывая их глаз.
Педагог советует детям: «Если работаете цветной ручкой, обратите внимание на цветовое сочетание», «Любой цвет с белым - красивое сочетание, и вы не проиграете», «Нет-нет, зелёное с красным слишком раздражает, глаз «убегает» от такого предмета».
Правило одного композиционного центра гласит: только один элемент из всех должен занимать центральное положение, стягивать на себя восприятие и внимание, а все остальные элементы располагаются в связи и соответствии с ним. Попробуйте расставить столы полукругом, как дети сразу сообщают о своём хорошем самочувствии.
В красивой классной комнате таким центром могут являться стол учителя, пальма, скульптурный портрет учёного, телевизор как окно в мир, картина, экспериментальный столик - всё то, что несёт в себе содержательный смысл. Остальное выстраивается вокруг установленного центра.
Правило единства фактуры предупреждает о том, что природа используемого материала должна быть едина, «коня» и «трепетную лань» нельзя запрячь в одну упряжку (Пушкин).
Строгие академические записи не украшаются рисунками, на плакате не сочетается поэтическое слово с административным положением, речевой стиль приятельства нельзя соединить в беседу с научным анализом. И деловой стиль одежды отвергает элементы спортивного костюма.
Правило сочетания «верха и низа» предусматривает больший по объёму «низ» как опору меньшего по объёму «верха».
Пространственное оборудование классного помещения учитывает это правило, записи на доске жёстко подчиняются такой норме, заполнение шкафов с учебными пособиями производится в согласии с данным правилом. Даже костюм людей, присутствующих на уроке, отвечающий этой норме, оказывает своё неосознаваемое людьми эмоциональное влияние.
Правило ритма диктует соблюдение равномерной сменяемости или чередования временных периодов, пространственных расстояний, расположения предметов и вещей, размеренность действий. Присутствие ритма во всех его модификациях содействует благоприятному самочувствию любого человека.
Так, ритмическая картинка расстановки учебных столов, симметричное расположение цветов на окнах, развешанные плакаты в определённой последовательности и равной удалённости, смена этапов урока один за другим через равномерное количество минут и ритмическая речь педагога - всё это придаёт удивительную лёгкость самочувствию и работе, делая присутствие на уроке приятным и комфортным.
Неслучайно, например, говорят о «красивом уроке», когда он ритмичен.
Всё сказанное может со временем принимать в действительной жизни роль устойчивых традиций урока:
Красиво оформляются все исполняемые работы;
Красиво ведутся записи на школьной учебной доске;
Красиво убранство учебного кабинета;
Красивы костюмы педагогов и школьников;
Красива речь людей на уроке;
Красива пластика детей и педагогов.
Техническое оборудование урочных занятий играет свою существенную роль. Правда, только при одном важном социально-психологическом условии: педагог должен уметь распредмечивать технические предметы. За «железкой» увидеть «человека», выявить ценность технического устройства для жизни человека и наилучших результатов учебной деятельности.
Дети с почтением относятся к техническому оснащению занятий, а момент её эксплуатации проживается с радостью. Но, как правило, они не умеют распредмечивать материальную субстанцию, у них «вещное» отношение к вещам и физическим предметам, «человека» там не обнаруживают.
А ведь присутствие и использование аппаратуры играет существенную роль в воспитании молодого человека. Во-первых, благодаря технике как постоянному элементу обучения ребёнок входит в контекст цивилизации, относясь к аппаратуре как средству научного познания, в отличие от домашнего использования аппаратуры как средства развлечения. Во-вторых, технические средства расширяют возможности динамического показа явлений жизни, предъявления предмета изучения в его развитии и движении. И, в-третьих, эстетичность демонстрации задевает сферу эмоционального переживания, получаемые знания окрашиваются в положительные краски отношения к предмету научного рассмотрения.
В свете такого серьёзного влияния выступают чёткие и жёсткие правила эксплуатации технической аппаратуры:
Высокая качественность технической аппаратуры: «магнитофон не должен хрипеть», «телевизор не должен капризничать, засыпая изображение крошкой», «видеопроектор должен давать чёткое изображение» и т. Д. (иначе дискредитируется ценность, предъявляемая детям);
Целевое использование технических средств: формируется предварительная установка на предмет наблюдения, формулируется цель просмотра материала; до просмотра в общем виде описывается предмет наблюдения, чтобы сюжетное содержание не затмило целевое восприятие;
Строжайшее исполнение правил техники безопасности: ТСО обслуживают педагог либо мальчики (юноши), умение которых обращаться с аппаратурой проверено педагогом заранее;
Постоянное место для аппаратуры, устойчивость крепления и безопасность расположения; пользоваться ею без присутствия педагога запрещено, несмотря на простоту и привычность для детей в семейном быту этой аппаратуры;
Осторожное обращение с техническими аппаратами: педагог демонстрирует своё бережное отношение к аппаратуре, подчёркивая огромную роль технического оснащения в познании мира, и прослеживает, чтобы такое же ценностное отношение развивалось у детей;
Непозволительно просмотр сопровождать репликами, выражая свою реакцию на увиденное: такое вмешательство в душу другого дезориентирует индивидуальное восприятие и лишает человека, на которого оказали влияние, возможности полностью осознать собственную точку зрения; педагог тоже не должен нарушать индивидуального восприятия детьми картины мира в любых его проявлениях, его пояснения должны быть сделаны до демонстрации.
Итак, материальное обустройство урока играет роль важнейшего условия качественности преподавания и обеспеченности комфортности психологического состояния учеников и учителя. И относиться надо к созданию материального поля весьма серьёзно, терпеливо повышая уровень и отыскивая всё новые средства для улучшения предметно-вещного окружения детей. Впрочем, дети тоже могут принимать участие в обсуждении всех возможностей культивировать и обихаживать учебную среду.
Однако надо всегда помнить, что сама по себе материальная среда нейтральна по отношению к личностным образованиям. Достаточно вспомнить исторические материалы школы Великой Отечественной войны, когда при скуднейшем, почти на грани нищеты оборудовании учебного процесса и бедном оборудовании урока обучение развивало детей и формировало красивую и умную личность там, где процесс обеспечивался профессиональным мастерством педагога.
Очевидно, что решающим в такой интерпретации окружающей предметной среды станет профессиональное умение «распредмечивать» материальные объекты реальной действительности так, чтобы школьник вместе с учителем «прочитывал» отношенческий смысл конкретного предметного обустройства учебных занятий.
Декларируя страстно идею ценностно-ориентированного воспитания, нельзя за пределами данного принципа оставлять вещно-предметный мир.
Вот формула по физике - она указывает на связь явлений вне воли человека. Её познание уменьшает зависимость от этих явлений и увеличивает свободу.
Вот фраза из пушкинской драмы - «Народ безмолвствует». Это про социальные ситуации типа сегодняшней. Это про решающий фактор исторического развития. Есть облегчение в объективизации данного образа.
А вот басня И. Крылова «Свинья под дубом». Речь далеко выходит за границы качества неблагодарности. Корни нашей жизни уходят в далёкое прошлое... Связь поколений, плоды прошедших веков...-не про это ли?!
А это типология животного мира. И явственно проступает связь человека со всем природным миром. Мы все вышли из лона природы...