Внеклассное мероприятие Математика вчера, сегодня, завтра…


Внеклассное мероприятие "Математика вчера, сегодня, завтра"
Цели мероприятия: воспитание патриотизма, расширение кругозора обучающихся, повышение их интеллекта, общей культуры, развитие интереса к изучению математики, закрепление умений применять знания, развитие мышления, творческих способностей.
План мероприятия:
1. Организационный момент:
Преподаватель 1: Как вы думаете, какова тема сегодняшнего мероприятия? (ответы)
Преподаватель 2: Мы выбрали эту тему для того, чтобы узнать о великих математиках, их жизни и их открытиях, о том, какова была роль математики в годы В.О.В., рассмотрим математику вокруг нас, и как можно будет изучать ее в будущем, используя современные технологии.
2. Мероприятие наше будет состоять из пяти этапов:
Великие личности в жизни и в открытиях.
Роль математики в годы Великой Отечественной войны
Арифметика войны
Роль науки в войне
Математика вокруг нас.
Математика будущего (Г.Перельман)
Математика в моей будущей профессии.
Преподаватель 1: «Если я видел дальше других, то только потому, что стоял на плечах гигантов…»
В этих словах И.Ньютона и величие мужей науки, и преемственность знаний и зов открытий.
Если определить науку как сумму познаний и средств, позволяющих человеку увеличить свою власть над природой, то будет трудно установить даже приблизительно дату её возникновения. Тем более трудно назвать её родоначальника и его фактические открытия.
Но за всеми научными открытиями стоят личности – люди талантливые, с огромной силой воли и трудолюбием, часто одержимые своей идеей. Люди, которые видят дальше других, умеют во всём этом разобраться и донести до всех нас, то, что они считают истиной.
- Что есть больше всего на свете? - Пространство.- Что быстрее всего? - Ум.- Что мудрее всего? - Время.- Что приятнее всего? - Достичь желаемого!
Преподаватель 2: Достичь желаемого для учёного – это разрешить проблему, поставленную перед собой.
Идти к цели, опираясь на очень прочный базис знаний, руководствуясь своей интуицией во имя любви к своему делу, помня о том, что всякая научная область жизнеспособна, пока в ней избыток новых проблем. Недостаток новых проблем означает отмирание или прекращение самостоятельного развития науки.
Вперёд к открытиям! Наверное, только так и появляется что-то новое.
У нас в математике за каждой теоремой, за каждой формулой – личность, имя с большой буквы.
Преподаватель 1: Кроме того, все личности науки - люди неограниченные, талантливые во всём, стремящиеся к всеобщему познанию.
ЗНАТЬ ГДЕ ПРЕДЕЛ ТВОИХ ЗНАНИЙ ПРОЛОЖЕН
И ЧТО ЗА ПРЕДЕЛОМ ЭТИМ, ПОЖАЛУЙ,
ЕДИНСТВЕННО ВОЗМОЖНОЕ ВСЕЗНАНИЕ НА СВЕТЕ.
В чём причина появления открытий? Сегодня мы попытаемся проследить.
Есть судьбы людей интересные и неповторимые. Говоря о математике и важных открытиях нельзя не вспомнить, что
ЕСТЬ В МАТЕМАТИКЕ НЕЧТО ВОЗВЫШАЮЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ ВОСТОРГ…
Итак, великие личности - в жизни и в открытиях …
Остроградскому пришла в голову какая-то необыкновенно заманчивая математическая идея в тот момент, когда он шел по одной из улиц. Немедленно он стал покрывать формулами то, что считал черной доской, предназначенной для записи вычислений. Неожиданно доска стала удаляться от него. Оказалось, что это не классная доска, а карета. Изумленный математик, догоняя карету, стал кричать кучеру: «Постой! Куда спешишь? Я сейчас!»
… уже в раннем детстве Михаил Остроградский проявлял редкую наблюдательность и подвижность. Любил измерять размеры игрушек и других предметов, глубину ям и колодцев. С этой целью у него в кармане постоянно был шнурок с привязанным камнем. Особый интерес представляли для него мельницы, и он мог долгое время наблюдать за движением крыльев мельницы или водяного колеса, следить за работой жерновов и за падением воды…
… у Ньютона было две кошки, которые привыкли по утрам рано будить своего хозяина. Чтобы обе кошки – большая и маленькая – могли выбегать во двор, не потревожив хозяина, ученый пропилил в двери два отверстия по размерам животных. Когда на следующий день он рассказал об этом соседу, тот практично заметил, что достаточно одного большого отверстия. «А ведь и верно! - воскликнул Ньютон. - Мне бы эта мысль не пришла в голову».
Из биографии Гаусса известен случай, когда он, будучи еще трехлетним ребенком, из колыбели указал отцу на ошибку в денежных расчетах с наемными рабочими. Убедившись в правоте сына, потрясенный отец подарил ему мелкую монету, которую ученый хранил как дорогую реликвию
… еще в школе Гаусс поражал учителя своим умом и остроумием. Однажды учитель спросил ученика: «Карл, я сейчас задам тебе два вопроса. Если на первый ты ответишь правильно, то на второй можешь не отвечать. Итак, скажи мне, сколько иголок на рождественской елке?» Карл без промедления ответил: «67 534». «Как ты так быстро сосчитал иголки?» - изумился учитель. «А это уже второй вопрос» - улыбнулся ученик.
… Пифагор был славен не только своей философской школой и вкладом в математику. Он был также и отличным кулачным бойцом – в 588 году до нашей эры он стал чемпионом 48-х Олимпийских игр. Поначалу он должен был выступать в юношеской категории, но потом его поставили в мужскую, и он выиграл. Пифагор был четыре раза подряд олимпийским чемпионом.
… Франсуа Виет, будучи совсем молодым офицером, путём математических рассуждений нашёл ключ к шифру, которым пользовался испанский король Филипп II при переписке. Благодаря этому французы могли расшифровать все секретные испанские документы. Шифр состоял из 500 символов, и король Филипп II был совершенно уверен, что никто в мире не сумеет расшифровать все секретные испанские документы. Когда он узнал, что французы читают его переписку, обратился к римскому папе с жалобой на то, что французы прибегают к колдовству в борьбе с ним.
… Эйлер отличался феноменальной работоспособностью. В 1735 г. Академия получила задание выполнить срочное и очень громоздкое астрономическое вычисление. Группа академиков просила на эту работу три месяца, а Эйлер взялся выполнить работу за 3 дня – и справился самостоятельно. Однако перенапряжение не прошло бесследно: он заболел и потерял зрение на правый глаз. Однако учёный отнёсся к несчастью с величайшим спокойствием: «Теперь я меньше буду отвлекаться от занятий математикой».
…Когда Соне было 8 лет, стены её комнаты из-за нехватки обоев оклеили листами из учебника высшей математики. Как потом вспоминала Ковалевская, “от долгого ежедневного созерцания внешний вид многих формул так и врезался в моей памяти”.
Однажды на камзоле Ломоносова продрались локти. Повстречавший его придворный щеголь ехидно заметил по этому поводу: — Ученость выглядывает оттуда...— Нисколько, сударь, — немедленно ответил Ломоносов, — глупость заглядывает туда!
Преподаватель 1: «Пусть властно по своей орбите
Нас ритм сегодняшний кружит
Вернее будущее видит лишь тот,
Кто прошлым дорожит».
Преподаватель 1: В истории мировой науки вписано немало выдающихся, талантливых имен ученых, посвятивших всю свою жизнь в области математики, о том, как сложились судьбы некоторых ученых, мы услышим из выступлений обучающихся.
Обучающиеся читают биографии ученых:
С.В. Ковалевской,
Н.И. Лобачевского,
Э. Галуа,
Н.Г. Абеля,
К. Гаусса,
«Принцесса науки» Софья Васильевна Ковалевская

Только 41 год прожила эта замечательная женщина, талантливая писательница, выдающийся ученый-математик.
Одаренность Софьи Ковалевской проявилась еще в детские годы. С исключительной легкостью, и во многом совершенно самостоятельно, она овладела основами математических знаний. Она описывает случай, который ее особенно заинтересовал и заставил заниматься высшей математикой в возрасте 14 лет.
Как-то однажды на предварительную оклейку стен были использованы листы бумаги с лекциями профессора Остроградского по дифференциальному и интегральному исчислениям. Непонятные математические символы захватили любознательную девочку. Долго она простаивала перед этими таинственными записями.
«Листы эти, - говорила Ковалевская, - испещренные странными непонятными формулами, скоро обратили на себя внимание мое. Я проводила целые часы перед этой таинственной стеной, пытаясь разобрать хоть отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны бы следовать друг за другом».
В условиях старой России её талант не мог быть раскрыт полностью. Только своим огромнейшим упорством она преодолела все трудности, стоящие на ее пути, и, получив блестящее образование за границей, достигла мировой славы.
Это великая русская женщина достигла огромнейших успехов во многих областях математики и астрономии.
Самой выдающейся ее работой является блестяще решенная проблема о вращении тяжелого тела вокруг неподвижной точки.
Николай Иванович Лобачевский

Николай Иванович Лобачевский – великий реформатор геометрии, родился 1 декабря 1792 года в семье землемера. После смерти отца осиротевший Николай был определен, благодаря стараниям матери, в Казанскую гимназию.
На вступительном экзамене девятилетнему Коле Лобачевскому предложили решить такую задачу: бассейн получает воду из четырех труб: первая наполняет его за 1 час, вторая за 2 часа, третья – за 3 часа, а четверная – за 4 часа. Сколько потребуется времени для наполнения бассейна, если все четыре трубы открыть одновременно?
Коля мгновенно решил задачу в уме. Стали задавать ему более сложные задачи. Мальчик на лету схватывал условия и сразу давал правильный ответ. Учитель математики уже на экзамене понял, что в гимназию поступает весьма незаурядный человечек!
В 19 лет Лобачевский оканчивает университет и ему присуждается степень магистра наук, а в 24 года – уже профессора математики. Много нового внес он в разные области математики, физики и астрономии.
Однако мировая слава Лобачевского в том, что он создатель неевклидовой геометрии. Открытие гениального русского ученого дало решающий толчок грандиозному развитию науки, способствовало и развитию науки, способствовало и способствует поныне более глубокому пониманию окружающего нас математического мира.
Норвежский математик Нильс Генрих Абель

Нильс Генрих Абель родился в 1802 году. Это один из выдающихся математиков 19 века. Его математические дарования обнаружились в детстве. С большим трудом удалось ему поступить в университет.
В 1824 году двадцатидвухлетний Н. Абель опубликовал безупречное доказательство неразрешимости в радикалах уравнения пятой степени. Но работы Абеля встретили полное равнодушие со стороны ученых того времени. Их никто не оценил и не понял.
Абель умер от туберкулеза совсем молодым в нужде и одиночестве. Ему было всего 26 лет. Он наверняка не мог и предполагать, что в XX веке студенты все университетов мира будут изучать абелевы группы, теоремы Абеля, формулы Абеля, преобразования Абеля, абелевы интегралы…
Карл Гаусс

Происхождение Гаусса – короля математиков было далеко не королевским. Сын бедных родителей, он появился на свет в жалком сельском домике в Брауншвейге, в Германии, 30 апреля 1777 г. Математические дарования Гаусса стали появляться в самом раннем возрасте. Гаусс, кажется невероятным, показал свою одаренность, когда ему не было еще и трех лет.
Как-то в субботу его отец составлял платежную ведомость для рабочих. Дойдя до конца своих длинных расчетов, отец с удивлением услышал: «Папа, вычисления неверны, должно быть…» Проверка показала, что число, названное младшим Гауссом, было правильным.
Юношей в 19 лет Карл Гаусс сделал открытие, найдя способ деления окружности на 17 равных частей. Много веков величайшие ученые мира работали над вопросом построения правильных многоугольников. И только юноша Гаусс сделал в этом направлении стремительный скачок вперед. Гаусс доказал, что, пользуясь циркулем и линейкой, можно построить такие правильные многоугольники, число сторон которых определяется по формуле 22n+1. Гаусс, сделавший это открытие в 19 лет, придал ему большое значение, завещав начертание правильной семнадцатиугольник, вписанный в круг, на плите своего надгробного памятника.
Эварист Галуа

Еще катастрофичнее сложилась короткая, но яркая жизнь французского ученого Эвариста Галуа. Будучи еще ребенком, он прочитал геометрию Лежандра как увлекательную книгу, как художественный роман. К шестнадцати годам дарования Галуа проявились настолько, что выдвинули его в ряд величайших математиков того времени. Он открыл стройную теорию алгебраических уравнений высших степеней, известную в математике под названием теории Галуа.
Короткая жизнь Галуа замечательна тем, что свои выдающиеся открытия в науке он сочетал с большой революционной деятельностью. Галуа погиб на дуэли, спровоцированной его политическими противниками, и по злой иронии судьбы лишь в полицейском протоколе о смерти убитый был назван математиком. И, конечно, двадцатилетний гений не предполагал, что 60 страниц, на которых умещается все сделанное им в математике, послужат основой теории, которую ныне во всем называют теорией Галуа.
Преподаватель 1. Мы рассказали вам самую малость об ученых математиках. Математика – наука древняя, в ней есть своя красота, как в живописи и поэзии.
Преподаватель 2. Такие они – наши учёные!
А теперь мы узнаем, какую роль играла математика в годы Великой Отечественной войны, о значении самой математики.
2.1 Арифметика войны
Тихо звучат песни военных лет
Преподаватель 1: Чем дальше отодвигается последний день войны, тем значимей выглядит победа нашего народа. В настоящее время наша страна отмечает 71-ю годовщину Победы над фашистскими захватчиками. Никогда не надо забывать о том, какие бедствия приносит людям война, сколько горя причинил народу фашизм! Вот неумолимые цифры статистики….
Преподаватель 2: Фашисты полностью или частично разрушили 1710 городов и рабочих поселков в СССР, более 7000 сел и деревень, лишив жилья около 25 млн. человек. На фашистскую каторгу было угнано около 5 млн. советских людей возрастом от 10 до 55 лет. За время войны были превращены в руины 31850 промышленных предприятий нашей страны, на которых до войны было занято около 4 млн. рабочих.
2.2. Роль науки в войне
Преподаватель 1. Без науки современную армию построить нельзя. История военных лет показала, что физика сыграла большую роль в осуществлении оборонной мощи нашей страны во время Великой Отечественной войны и играет огромную роль в повышении оборонной мощи нашей страны теперь. А что можно сказать про математику? Роль математики в военном деле возрастает.
Преподаватель 2: Обратимся к фактам. Великая Отечественная война. 23 июня 1941 года состоялось внеочередное расширенное заседание Президиума Академии наук СССР. Советские ученые заявили, что отдадут «все свои знания, все свои силы, энергию и свою жизнь за дело нашего великого народа, за победу над врагом и полный разгром фашистских бандитов, осмелившихся нарушить священную границу нашей социалистической Родины».
Сообщение обучающегося: Математический институт Академии наук СССР разрабатывает штурманские таблицы. Уже в 1943 году они находят широкое применение в боевой практике авиации дальнего действия. Какая их ценность? Расчеты всех дальних полетов, выполняемые по этим таблицам, значительно повысили точность самолетовождения. Идет жестокая война. Фронт требует увеличения эффективности огня артиллерии, повышения меткости стрельбы. Важная проблема. Ее успешно решает академик А.Н.Колмогоров. По заданию Главного артиллерийского управления он, используя свои работы по математике в области теории вероятностей, дал определение наивыгоднейшего рассеяния артиллерийских снарядов. Это еще не все. Математическая теория вероятностей использовалась во время Великой Отечественной войны и для определения наилучших методов нахождения самолетов, подводных лодок противника, и для указания путей, позволяющих избежать встречи с подлодками врага.
Преподаватель 2. Возьмем задачу. Как лучше провести караван торговых судов по океану, в котором действуют вражеские подводные лодки. Задача не из легких. Если составить караваны из большого числа судов, то можно будет обойтись меньшим числом караванов, благодаря чему вероятность встречи с подводными лодками противника будет меньшей. Это одно. Но нельзя забывать другого. Увеличится убыток, если встреча большого каравана осуществится с подводными лодками противника. Вот тут и математика пришла на помощь. Она указала, какие должны быть размеры караванов судов и та частота их отправления, чтобы потери были наименьшими.
Преподаватель 1. Математика помогала рассчитывать, сколько нужно сделать одновременных выстрелов по самолету противника для того, чтобы иметь наибольшую вероятность сбить его.
Во всем этом большая заслуга математической школы академика А.Н.Колмогорова.
Сообщение обучающегося: Война требовала от авиации больших скоростей самолетов. Но, увы! При освоении больших скоростей авиация столкнулась с внезапным разрушением самолетов из-за вибрации особого рода флаттера. Опять новая проблема, которую немедленно надо решать. И тут на помощь приходит математика. За решение данной проблемы берется группа ученых во главе с М.В.Келдышем, которая разработала сложную математическую теорию флаттера. Сделано большое дело. Самолеты обеспечены надежной защитой от появления вибраций. Первый испытательный полет нашего реактивного истребителя был произведен в мае 1942 г., немецкий реактивный «Мессершмитт» поднялся в воздух через месяц после этого.
Преподаватель 1. В развитие математики и ее практическое использование внесли свой вклад многие и многие ученые математики и физики
Математики внесли свой вклад не только в развитие сухопутных машин и орудий, но и в дело развития морского флота.
Сообщение обучающегося: Видная роль в деле обороны нашей Родины принадлежит выдающемуся математику академику А.Н. Крылову, чьи труды по теории непотопляемости и качки корабля были использованы нашими славными Военно – Морскими Силами. Он создал таблицы непотопляемости, в которых было рассчитано как повлияет на корабль затопление тех или других отсеков, какие номера отсеков нужно затопить, чтобы ликвидировать крен, и насколько это затопление может улучшить состояние корабля. Эти таблицы дали возможность спасти жизни многих людей, сберечь большие материальные ценности.
Преподаватель 2: C первых же дней Великой Отечественной Войны огромное число математиков были мобилизованы или ушли на фронт добровольцами. Они храбро воевали и честно исполняли свой гражданский долг. При этом страна потеряла огромное число талантливой молодежи, которая могла бы стать гордостью отечественной науки. Об этом мы можем судить, во-первых, по тому, что среди возвратившихся после участия в сражениях Великой Отечественной войны значительное число стало крупными учеными - профессорами, членами - корреспондентами и академиками Всесоюзной и республиканских, академии наук.
Преподаватель 1. Например, добровольцем ушел на фронт и участвовал в боях с фашистскими захватчиками в Крыму, на Украине, в Прибалтике и в Восточной Пруссии выдающийся математик и педагог А.А. Ляпунов (1911 – 1973). Он храбро воевал и внес много ценного в правила стрельбы. Здесь он использовал свой опыт математика, которому свойственно искать самые лучшие решения. Его предложения увеличили эффективность стрельбы. За работы в области кибернетики, теории множеств и программирования А.А.Ляпунов уже после войны (с 1964 г.) был избран член - корреспондентом АН СССР.
Преподаватель 2. В годы Великой Отечественной войны подготовка боевых операций, а их было много, была сопряжена с огромными количествами расчетов, которые требовали хороших знаний по математике. Все это было раньше. А как теперь?
Преподаватель 1. В современной советской армии не только командиру, но и солдату, чтобы успешно справляться со своими обязанностями, нужно владеть основами электротехники, радиотехники и хорошо знать математику.
Звучат мелодии, песен военных лет. Минута Молчания.
Подвиг нашего народа в годы Великой Отечественной войны должен помочь и нынешнему молодому поколению возвеличивать славу родного Отечества. Память о прошлом, верность традициям, заветам наших отцов и дедов, героическому прошлому России так же сильны, как и боевое оружие.
Преподаватель 2: Дорогие ребята в жизни вы не встретите ни одного человека, который не занимался бы математикой. Каждый из вас умеет считать, знает таблицу умножения, умеет строить геометрические фигуры и встречаемся с ними часто в окружающей жизни. Математика всегда сопровождала человека в жизни, она помогает развитию человека в жизни. Она помогает развитию других наук. Она развивает у человека такие важные качества личности, как:
- логическое мышление, целеустремленность, сильную волю, устойчивое внимание, сосредоточенность, хорошую память, умение логически мыслить, сравнить, сопоставить, классифицировать, умение прикидывать и оценивать результаты, работоспособность, находчивость и смекалку, чувство юмора.Преподаватель 1. А такие качества, как интуиция, вдохновение, озарение, ведут к великим открытиям в науке. Систематические занятия математикой обращает человека, облагораживает его.
Во многих современных профессиях нужны математические знания: агроному и инженеру, рабочему и доярке, космонавту и дипломату, продавцу и кассиру. Даже домохозяйке для ведения домашнего хозяйства, для ремонта квартиры, для посещения магазина, почты и т.д.
Послушаем доклад на тему: «Математика вокруг нас» (сообщение обучающегося)
Преподаватель 1: Сколько имён и сколько открытий …
Какими были они и какими будем мы …
Сможем ли и мы что-то открыть или что-то изобрести …
И будут ли о нас вспоминать люди …
Всё зависит от нас. Сегодня мы – ученики, но придёт время – и мы, может быть, тоже будем заниматься науками.
А на будущее – Памятка студенту
1.«Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать оной есть постыдное малодушие».
А. С. Пушкин
2.«Наука нас захватывает только тогда, когда, заинтересовавшись жизнью великих исследователей, мы начинаем следить за историей развития их открытий».
Д. К. Максвелл
3.« ... талант, способность в какой-либо деятельности – это способность много, упорно работать, и надо иметь глубокий интерес к делу…»
Петровский И. Г.
МАТЕМАТИКА БУДУЩЕГО.
Преподаватель 2: А знаете ли, вы, что знаменитую гипотезу французского математика Анре Пуанкаре, сформулированную им еще в 1904 году недавно смог доказать наш математик (уроженец г. Ленинграда) Григорий Перельман. Доказательство этой теоремы (тождественность свойств трехмерного пространства и объемных фигур), а, следовательно, и полученные результаты имеют огромное значение в науке и технике будущего (например, создание принтера 3-D).
Преподаватель 1: А сейчас мне хотелось бы, чтобы вы послушали небольшие сообщения на тему: «Математика в моей будущей профессии»
А может в ближайшее время математику будут учить так:
- А сейчас, дорогие мои, мы закачаем вам знания по математике, алгебре и геометрии. - Оденьте на голову шлем - модем, сядьте поудобней, время закачки 3 часа 15 минут. - Завтра зачетный тест и сканирование памяти. - Те, кто не закачает сегодняшние знания, завтра будут отключены от сетевого обеспечения на 3 дня!
РЕФЛЕКСИЯ.
Преподаватель 1: И закончить наш разговор можно словами
Хочу, чтоб я узнал все действия, все тайны.
Всю мира внутреннюю связь.
Из уст моих чтоб истина лилась,
Не слов пустых набор случайный…
Гёте.
В этих словах Фауста – символ веры, кредо исследователя, ведомого не мелочным любопытством, и даже не любознательностью, а желанием понять мир как целое, природу в её первоначальных закономерностях. Познать, чтобы отдать истину людям.
А напоследок, я ещё раз приведу вам слова М.И.Калинина:
«Если вы хотите участвовать в большой жизни, то наполните свою голову математикой, пока есть к тому возможность. Она окажет вам потом огромную помощь во всей вашей работе”
М. И. Калинин