Урок-презентация Они защищали Родину


Урок литературного чтения и урока гражданственности Донбасса. 4 класс.
Тема: «Они защищали Родину» ( посвященный 71-й годовщине ВОВ).
Цель: познакомить обучающихся с произведениями о Родине известных русских поэтов и писателей; учить детей выразительно читать стихотворения, передавая чувство гордости за свою великую Родину; развивать память, речь; делать сообщения по итогам исследовательской работы, писать сценарии; изготавливать своими руками поделки.
Оборудование: высказывание о Родине выдающихся поэтов и писателей, рисунки, фотографии, выставка книг, иллюстрации, ребус, мини-сочинения, выставка поделок, музыкальное сопровождение. Тип урока: защита проекта.
Ход урока
I Организационный момент
Долгожданный дан звонок –
Начинается урок.
Учитель: - Дорогие, ребята! Я рада приветствовать вас на уроке. Мы сегодня проведем его не в классе, а в библиотеке.
Сегодня вы узнаете много нового о своей родной земле, о людях, которые ее защищали.
II Самоопределение к деятельности
(На доске кроссворд)
Учитель: - Разгадайте кроссворд (Родина)
1         2                
3     4     5       6             Большое скопление людей
Как иначе называется Родина
Помещение в котором живет семья
На планете тишина и покой, значит это …
Что у нас над головой?
Человек который дает другому жизнь.
- А вы ребята как понимаете слово Родина?
(Заранее подготовленный ученик читает стихотворение А.В. Жигулина «О, Родина! В неярком блеске…»)О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои поселки, перелески –
Все, что без памяти ловлю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым вдали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощения
Сгорят, как старое жнивье.
В тебе одной – и утешенье,
И исцеление мое.
Предположите, о чем сегодня пойдет речь на уроке. (О Родине)
- А какие пословицы и поговорки о Родине вы знаете (ответы детей)
III Работа по теме урока
Вступительное слово учителя
На свете много разных стран,
Но есть одна страна:
От белых льдов до теплых рек
Раскинулась она…
- Наше Отечество, наша Родина, матушка земля. Отечеством мы зовем ту землю, на которой жили испокон веков отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное, а матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку, как мать защищает и бережет нас от всяких врагов… Много есть на свете различных государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина.
- Как называет писатель родную сторону? (Отечество, Родина, матушка)
- Рассмотрите рисунки и иллюстрации на доске. Что вы можете рассказать о нашей стране, о малой родине?Ответы детей (из детских работ):
«Донбасс. Это земля есть наша Родина, данная Богом и родителями. Наша задача - сберечь ее и передать следующему поколению донбассовцев» (Фесенко Алиса)
«У каждого человека есть место, которое он считает своим домом. Это место – наша малая родина. Это мой родной Донбасс. Здесь я родилась и выросла, учусь. Здесь живут все те, кто мне дорог. Я люблю свой родной край и горжусь им. Я рада тому, что в Донбассе много учебных заведений. А это значит, что можно выучиться и работать для моего Донбасса. А чтобы это сбылось нужен мир.
Укутайте Донбасс мой в тишину,
Укройте мирным небом – словно пледом.
Пусть отдохнет он, вопреки всем бедам,
Пусть станет детский плач ему неведан.
Не возращайте на Донбасс войну. » (Захарченко София)
«Сколько же неизвестных солдат осталось лежать в земле, до сих пор обнимая и защищая ее своей грудью. Никто не помнит, да и вряд ли знает их имена, но каждый благодарен им за сохраненную нам жизнь. Много и тех, кто дожил до наших времен, только они способны рассказать нам о самых страшных воспоминаниях, которые остались самыми сильными на их жизненном пути» (Могилевич Амина)


учитель: - Готовясь к этому уроку, вы проделали большую работу над проектом. Вам были предложены темы проектов на выбор:
Они защищали Родину;
Как не гордится мне тобой, о Родина моя;
Родная моя земля
После этого вы получили задания: расспросить своих родителей, бабушек, дедушек о Великой Отечественной Войне. Какие военные события им запомнились из воспоминаний близких людей? Какие книги о войне оставили след в их памяти? Какие песни и стихи хотелось бы послушать? (Дети делятся воспоминаниями своих близких людей о военных событиях). Далее вы действовали по плану:
Выбираем понравившуюся тему проекта;
Совместно определяем, как будем представлять выбранную тему.
Это:
Литературная викторина;
Музыкальная композиция;
Устный литературный журнал;
Книга воспоминаний;
Час военной песни;
Библиотечный урок
( Ребята выбрали библиотечный урок)

Каждый из вас напишет мини-сочинение на тему: «Что значит для меня моя Родина?»
Обсуждаете в группе, чье сочинение более удачно написано и почему? Самое лучшее сочинение вы можете зачитать на открытом мероприятии (Зачитали на педсовете, на родительском собрании, на уроках гражданственности Донбасса)
Каждое сочинение было по-своему интересным, проникнутым глубоким чувством сострадания и переживания, а главное благодарность за мир без фашизма.
Перечитали произведения раздела «Родина» (в учебнике «литературное чтение» Москва «Просвещение» 2016 г, 4 класс на странице 127 -138). Думаете какие из них вы включите в свой сценарий. Найдите в библиотеке рассказы и стихи русских писателей и поэтов о войне, о Родине. Выберите понравившиеся произведение. Составьте их список (Дети читали наизусть стихи о войне по выбору).

Подберите музыкальное сопровождение: песни о войне, о Родине; произведение классической музыки, например: «Темная ночь», «На безымянной высоте», «В землянке», «Журавли», «Смуглянка», «Синий платочек», «День победы» и другие. (Дети слушали песни и подпевали)
Напишите свой первый сценарий всем классом «Они защищали Родину». Он может начинаться словами:
«Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той войны,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили как мы» Ю.ВороновОпределите какой дополнительный материал понадобится для проведения классного или школьного мероприятия.
Разбейтесь на группы: решите, кто какую работу будет выполнять (готовить материал, иллюстрации, фото, выставку книг, оформление доски и класса, делать поделки, рисовать рисунки, читать стихи на конкурсе, петь песни, учить танец)
Сделайте поздравительные открытки на конкурс «Весна. Цветы. Победа» для ветеранов войны.

Не забудьте провести репетицию в классе!
Повторите стихотворение.
Вместе со мной выучим танец «Солнечный круг»
Прослушайте еще раз песни военных лет.
Агитбригада с постановкой танца «Солнечный круг» завершила работу над проектом. Дети исполнили его на празднике посвящённому Дню Победы и на последнем звонке.
Материал о проделанное работе был опубликован в газете «Новый луч» под названием «Великой Победе посвящается»

Да будет мир на земле!
V Подведение итогов. Самооценка по работе над проектом