«Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».


«Планирование работы по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста».
Выполнила:
воспитатель МБДОУ Детского сада № 162
Фомина Дарья Алексеевна
Упражнение «Ладушки». Чтение потешки: «Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки. Чистые ладошки, вот вам хлеб и ложки!». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки перед едой, элементарные правила поведения за столом во время еды.
Упражнение «Мы правильно моем руки». Чтение потешки «Водичка-водичка.» Формировать у детей базовые культурно-гигиенические навыки, учить правильно мыть руки, тщательно вытирать каждый пальчик.
Чтение стихотворения С. Михалкова «Про девочку, которая плохо кушала». Формировать простейшие навыки во время еды, объяснить необходимость хорошего питания.
Беседа и упражнение «В гостях у Мойдодыра». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, рассказать о важности поддержания чистоты одежды и тела, познакомить с понятием «опрятность». Учить правильно пользоваться мылом, аккуратно мыть лицо, руки, уши, насухо вытираться после умывания.
Слушание песни «Спят усталые игрушки» сл.З Петровой, муз.А Островского. Формировать представления о ценности здоровья, о пользе дневного сна и соблюдения режима дня; развивать способность эмоционально воспринимать музыку.
Моделирование ситуации «Кто правильно ведет себя за столом» Напоминание пословицы «Когда я ем, я глух и нем». Формировать элементарные навыки поведения за столом во время еды.
Упражнение «Аккуратная прическа». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания. Учить пользоваться индивидуальной расческой, контролировать свой внешний вид с помощью зеркала.
Ситуативный разговор «Спасибо поварам». Учить соблюдать правила поведения за столом, благодарить поваров за приготовление пищи.
Упражнение «Полотенце пушистое». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно пользоваться индивидуальным полотенцем, вешать его на место (в свою индивидуальную ячейку).
Дидактическая игра: «Что ты можешь о них сказать?» Цель: познакомиться с предметами гигиены и их использованием.
Игра-упражнение «Кукла Таня простудилась». Цель: показать способы правильного пользования носовым платком
Дидактическая игра: «Перемешанные картинки». Цель: закрепить и проверить культурно-гигиенические навыки.
. Сюжетно-ролевая игра «Дела семейные»: – внесение игровой ситуации (куклы Таня и Маша собираются на праздник).
Консультации для родителей: «Как научить малыша мыть руки (одеваться) и т.д.?»; «Что должен уметь ребёнок?»
Чтение сказки К. Чуковского «Федорино горе». Просмотр м/ф «Федорино горе».
Родительское собрание «Единство требований в воспитании детей со стороны взрослых».
Чтение стихотворения А.Барто «Девочка чумазая».
Игры-забавы с водой в Центре воды и песка: купание кукол, рыб, уточек.
Беседа «Поведение за столом». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой.
Презентация «Чайная ложка». Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, познакомить детей с таким столовым прибором как чайная ложка, учить пользоваться ею.
Игровая ситуация «Степашка учится чистить зубы». Упражнение «Послушная щетка». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с приемами чистки зубов, учить правильно держать щетку.
Упражнение «Самые аккуратные». Чтение К. Чуковского «Мойдодыр». Формировать у детей навыки самообслуживания, выявлять с помощью взрослого устранять недостатки в одежде, прическе. Воспитывать опрятность.
Обсуждение ситуации «Опять Хрюша заболел». Увлечь ребенка ежедневной гигиеной зубов.
Дидактическая игра «Чистоплотные дети». Цель: проверить знания детей о предметах гигиены и их назначении
Сюжетно-ролевые игры «Дом» и «Семья»: – внесение игровой ситуации «Идём друг к другу в гости».
Оформление фотовыставки «Мы – чистюли!»
Мультзал: просмотр мультфильма «Вини-Пух» в горстях у кролика». Предложить детям посмотреть отрывок мультфильма
Беседа «Поведение за столом». Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить детей есть самостоятельно, обращать внимание на то, что нужно правильно держать столовую ложку, наклоняться над тарелкой, стараться есть бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом.
Дидактическая игра «Научим куклу одеваться/раздеваться»; «Одень куклу»; с предметными картинками на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Рассматривание сюжетных картинок «дети на прогулке» (в разные времена года).
Коллективная практическая деятельность детей «Поможем кукле Тане сложить вещи на место».
Игровая презентация «Мама учит зайчонка правильно вести себя за столом».Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить правильно сидеть за столом, пользоваться столовыми приборами.
Игровая ситуация «Как Машенька утром просыпается». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно осуществлять ежедневные гигиенические процедуры (умываться, чистить зубы, причесываться), понимать их назначение и важность.
Практическое упражнение «Носовой платок». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, содержать его в чистоте, во время обращаться за помощью к взрослым.
Мастер-класс для родителей «Баю-башки-баю… (знакомимся с русской народной убаюкивающей потешкой, песенкой, приговорами). Обмен опытом между родителями «Как я укладываю своего ребёнка спать».
Совместный праздник с родителями «В гостях у Мойдодыра».
Дидактическая игра «Что нужно кукле!» Цель: упражнять культурно-гигиенические навыки.
Презентация «Кукла Катя умывается». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить аккуратно и правильно умываться. Формировать понимание важности данной гигиенической процедуры, привычку по необходимости мыть руки и лицо.
Мультзал: просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Мойдодыр». Предложить детям просмотреть фрагмент мультфильма, прослушать песенку Мойдодыра, способствовать формированию культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания.
Игровая ситуация «Филя простудился». Рассказать о том, как избежать простудные заболевания, о правилах культурного поведения (использования носового платка, салфеток и т.д.), формировать соответствующие культурно-гигиенические навыки.
Практическое упражнение «Земляничное мыло». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а также по мере загрязнения, учить правильно мыть и вытирать руки.
Беседа «За столом». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, систематизировать знания о поведении за столом, учить применять свои знания на практике.
Игровое упражнение «Румяные щечки». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить следить за своим внешним видом, мыть руки с мылом, тщательно умывать лицо, мыть уши
Игровая ситуация «Доброе утро, расчёска!». Цель: формирование навыков пользования расчёской и ухода за ней.
Игровая ситуация «Кукла Полина умывается». Формировать у детей навыки самообслуживания культурно-гигиенические навыки, учить обозначать словом и понимать назначение выполняемых действий, поощрять стремление выполнять их правильно.
Театрализованная игра по стихотворению А. Барто «Девочка чумазая». Учить детей выполнять действия по передаче сюжета произведения, работать над повышением выразительности речи, мимики, жестов. Воспитывать желание быть опрятными, чистыми.
Учимся аккуратно кушать хлеб: « Хлеб печется из муки, что дают нам колоски». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно вести себя за столом Показать способы обращения с хлебом: порционный кусочек хлеба откусывать маленькими кусочками. Воспитывать бережное отношение к хлебу..
Презентация «Послушная ложка». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить соблюдать правила поведения за столом.
Презентация «Вилка»Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться столовыми приборами во время еды.
Актуализировать знания о правилах поведения за столом.
Практическое упражнение «Крепкие зубы». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, умение правильно чистить зубы. Продолжать знакомить детей с правилами ухода за зубами (необходимо регулярно чистить зубы, после каждого приема пищи полоскать рот, избегать чередования холодно и горячей пищи и т.д.), рассказать о важности их соблюдения.
. Ситуации для обсуждения: « Как шапка поссорилась с курткой в шкафу»
Игровая ситуация «Что мы умеем». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, актуализировать знания о правилах поведения за столом, учить правильно пользоваться салфеткой.
Игровые действия «Купаться любят все» Цель: вызвать интерес к выполнению к.г.н., побуждать детей к постоянному их соблюдению.
Игровая ситуация «Кукла умывается».
Чтение Я. Акима «Где живет вода?». Формировать у детей навыки самообслуживание и культурно-гигиенические навыки. Предложить детям рассказать и показать кукле, как нужно правильно и аккуратно мыть руки, лицо, пояснить, зачем нужно тщательно вытирать.
Гимнастика после сна, сюжетная игра «Зайчик умывается» .Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Чтение потешки «Каша вкусная дымиться Леша кашу есть садится. Очень каша хороша, ели кашу не спеша». Формировать элементарные правила поведения за столом.
Упражнение «Мойдодыр». Формировать у детей навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, уточнить название и назначение предметов туалета, их свойства.
Игровая ситуация «Медвежонок ужинает». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Учить есть аккуратно, правильно держать ложку, пользоваться салфеткой.
Упражнение, беседа «Чистота, здоровье». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки. С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки.
Чтение стихотворения «Наш Сережа непосед, не доест никак обед, встали, снова сели, а потом всю кашу съели». Учить владеть простейшими навыками поведения за столом.
Игровая ситуация «Медвежонок умывается». Формировать культурно-гигиенические навыки. Предложить детям посмотреть, как умывается игрушечный медвежонок, ответить на вопрос «Все ли он делает правильно?».
Игровая ситуация «Доброе утро, Петушок»Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Учить осуществлять ежедневные гигиенические процедуры: умыться, чистить зубы, причесываться.
Презентация «Учимся правильно пользоваться вилкой». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться вилкой.
Слушание колыбельных песен « Спи, засыпай». Воспитывать бережное отношение к своему телу.
Беседа о здоровой и полезной пище, «Супчик жиденький, но питательный», «Чем нам Машеньку кормить? Кашкою, простоквашкою, молочком и румяным пирожком!». Напомнить правила во время приема пищи.
Игровая ситуация «Научим Хрюшу умываться». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить правильно умываться, способствовать росту осознанности действий детей.
Рассматривание иллюстраций книг К.Чуковского « Айболит», «Мойдодыр».Формировать навыки здорового образа жизни.
Игровая ситуация «Хрюша завтракает». Формировать у детей культурно-гигиенические навыки и навыки самообслуживания, учить культурно вести себя за столом, пользоваться салфеткой, правильно держать ложку, после еды класть ложку в тарелку и т. д.
Игровая ситуация «Филя ужинает»Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить культурно вести себя за столом, способствовать осознанному, способствовать осознанному выполнению детьми правил этикета и безопасности.
Пальчиковая игра « Мышка плохо лапки мыла» , Формировать культурно-гигиенические нормы.