Доклад Требования к развитию слухового восприятия и коррекции произношения по этапам обучения

ГОКУ «СКШИ г. Черемхово»





Требования к развитию слухового восприятия
и коррекции произношения
по этапам обучения




доклад на педсовет
Куставиновой Е.М.








Одной из важнейших задач школ для неслышащих и слабослышащих детей является формирование слухо-зрительного восприятия речи окружающих людей.
Слухо - речевая реабилитация неслышащих  и слабослышащих детей на протяжении нескольких десятилетий является одной из ведущих проблем коррекционной педагогики, в частности сурдопедагогики.
Учитывая огромную роль слуха в речевом и общем развитии человека, изучением остаточного слуха занимался ряд исследователей (Б. С. Преображенский, ф. А. Рау, Р. М. Боскис, Л. В. Нейман, В. И. Бельтюков, Е. П. Кузьмичева, Э. И. Леонгард, И. Г. Багрова и другие).
Актуальность названной проблемы усиливается в связи с тем, что слуху принадлежит ведущая роль в формировании речи, неречевые звуки участвуют во всех видах деятельности, являются ли они бытовыми навыками, профессиональным трудом или умением ориентироваться в пространстве, в природе и на улицах города, а снижение слуха ведет за собой задержку речевого развития детей, обуславливает происхождение дефектов произношения, оказывает отрицательное влияние на развитие мышления и общее развитие детей с нарушением слуха.
Развитие речевого слуха у воспитанников одно из ведущих направлений работы школы - интерната. На базе развивающегося слуха формируется слухо-зрительная основа восприятия и воспроизведения устной речи, что в свою очередь позволяет более качественно строить весь учебный процесс, создает возможности для более полной социальной адаптации глухого.
Успех в развитии речевого слуха учащихся с нарушенным слухом зависит от правильной организации всего учебно-воспитательного процесса, уровня владения глухими устной речью и их речевого опыта. Важнейшее значение имеет обеспечение неразрывной связи работы по развитию слухового восприятия с коррекцией произносительных навыков, усвоением словаря, грамматического строя языка, развитием познавательной деятельности глухого.
В процессе слуховой тренировки в ходе учебно-воспитательного процесса, а не только на индивидуальных занятиях, у школьников формируются достаточно четко дифференцированные образы слов, что является базой для становления целостной слухоречевой системы. Развитие речевого слуха основывается на неразрывной взаимосвязи слухового восприятия и речедвигательных механизмов. Такой путь обучения обеспечивает наиболее эффективные условия формирования и развития устной речи глухих школьников.
По содержанию и методам работа по развитию речевого слуха у школьников с нарушенным слухом делится на три периода: первоначальный (дошкольный, подготовительный I классы), основной (II V классы) и период активного пользования индивидуальными слуховыми аппаратами (VI XI классы).
В своей работе мы руководствуемся программами для специальных коррекционных общеобразовательных школ и дошкольных учреждений I – II видов. Таких программ 3.
Программа «Воспитание и обучение слабослышащих дошкольников со сложными (комплексными) нарушениями развития» 2006 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида 2003 г.
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида 2003 г.
Все программы построены на основе общих закономерностей развития детей дошкольного и школьного возраста и сензитивных периодов в развитии психических процессов. Содержание программ направлено на реализацию следующих принципов воспитания и обучения:
Обеспечивать общее разностороннее развитие учащихся с нарушенным слухом на основе изучения их возрастных психофизических возможностей и приобщения их ко всему, что доступно для овладения слышащими сверстниками;
Организовывать специальную коррекционно-воспитательную работу с учётом структуры дефекта и индивидуальных особенностей детей;
Осуществлять деятельностный подход к воспитанию школьников, т.е. проводить образовательную и коррекционную работу в русле основных видов детской деятельности;
Широко использовать и развивать остаточный слух у глухих и слабослышащих детей и применять звукоусиливающую аппаратуру на всех занятиях и режимных моментах;
Использовать речевые средства в естественных и специально созданных ситуациях общения с детьми.
К началу обучения глухие дети, с которыми не проводилась подготовительная работа, как правило, не имеют словесной речи даже на уровне отнесенного лепета. Общение детей с окружающими осуществляется при помощи предметных действий и отдельных указательных жестов.
На специальных занятиях педагоги развивают языковую способность детей, формируют разные вида речевой деятельности (говорение, чтение, письмо, слухо-зрительное восприятие, дактилирование, слушание) в соответствии с задачами речевой коммуникации
Предусмотренные программой слова даются преимущественно во фразовом материале и сопоставляются по смыслу.
Объем словаря (дается для глухих детей с нормальным интеллектом и рассчитан на 5-летний срок обучения): первый год обучения: 50 -200слов, второй год обучения – 230 – 400 слов, за 5 лет обучения – 2000 -2300 слов.
Программа, предназначенная для работы со слабослышащими дошкольниками со сложными (комплексными) нарушениями в развитии, рассчитана на 3х летний срок обучения дошкольников (возраст от 4 до 7 лет).
Например, в конце первого года обучения дети могут различать на с/з основе при выборе из 2-3 хорошо знакомые детям звукоподражания, лепетные и полные слова (у___, мяу, мама, дом, рыба, мяч, суп, каша кофта яблоко); воспроизводить в составе слов и фраз 7 звуков (а,у,э,м,п,т,ф)
К концу обучения в детском саду дети должны уметь:
различать на слухозрительной основе и на слух при выборе из 3-5 и более хорошо знакомых детям слова, словосочетания и простые фразы по темам: «Овощи и фрукты», «Семья», «Игрушки», «Времена года», «Режим дня», «Животные», «Транспорт», «Одежда», «Город, улица», «Комната, мебель», «Части тела», «Профессии», сказки. и пр..
Проговаривать сопряженно и отраженно весь речевой материал на уровне произносительных возможностей каждого ребенка, воспроизводить в речи не менее 20 звуков.
Воспроизводить сопряжено, отраженно и самостоятельно хорошо знакомые слова слитно, в нормальном темпе, соблюдением словесного ударения, норм орфоэпии и их звукового состава, дву-трехсловные фразы слитно;
Овладеть грамматическими формами слов в структуре целых предложений (четыре типа логической фразы: вопрос, побуждение, сообщение, отрицание).
Помимо фраз разговорного типа отрабатываются специально подобранные высказывания с типовыми синтаксическими структурами (10 типовых структур предложений с усложняющими вариантами):
Типы предложений для специальной отработки (гл., норма)
Второй год обучения
Кто это? Что это?
Это мяч (суп, яблоко, кофта, стул, мама). Это Саша. Это не мяч , не кукла
Где мишка? Покажи мишку! Тут. Там. Вот мишка (туфли, чашка, стол).
Чья шапка? Чьё пальто? Пальто – Оли. Шапка - Алёши. Папа – Олега.
У кого есть ? У кого нет ? Что у Тани? У Вовы есть альбом. У Тани нет ложки. У Тани бант.
Что случилось? Мяч упал. Оля плачет. Серёжа заболел
Какая кукла? Какой лимон? Кукла большая. Лимон кислый.
Что делает Серёжа? Что делают дети? Серёжа рисует дом (катает машину, надевает пальто, моет руки). Дети лепят бабу (поливают цветы, играют).
Как слышишь? Как нарисовал? Я слышу хорошо. Вова нарисовал красиво. Миша сказал правильно. Собака бежит быстро.
С кем? С чем? Оля играет с куклой. Дети гуляют с тётей. Тётя говорит с мамой.
Пятый год обучения
Угадай, кто это, что это? Красный, круглый, сочный, растёт в огороде – это помидор. Это не собака, а волк. Коля – это мой брат. Папу зовут Сергей Петрович. Сергей Петрович – это мой папа.
Где? Куда? Откуда? Я положил книгу на стол. Книга лежит на столе. Я взяла книгу со стола. Бабушка живёт в деревне. Зимой бабушка приехала из деревни. Летом я поеду в деревню.
Чей? Чья? Чьё? Чьи? Это моя сестра (наша учительница). Твой карандаш. Пальто Вовы, его пальто. Книга Наташи, её книга.
У кого? У птицы тело покрыто перьями, у собаки шерстью, у рыбы чешуёй. У кошки – котята, у собаки – щенки, у коровы – телёнок.
Что случилось? Дом загорелся, начался пожар. Листья пожелтели. У меня кашель (температура, болит зуб)
Какое платье .?Платье новое, красивое, синее, в полоску, шелковое, праздничное.
Кому нужен? Птичке нужен корм. Дяде нужна лопата.
Как? Дети работали дружно. Дети работали с удовольствием. Мы пойдем в школу с радостью. Мальчик читает книгу с интересом. Вова ел без аппетита.
О ком? О чём? Девочка прочитала книгу о животных. Дети скучают о маме. Я забыла о письме.















13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115




15