«Место портфолио в системе оценивания достижений планируемых результатов младших школьников»


АНО ВПО
«Европейский Университет «Бизнес Треугольник»
9144009144000
ИТОГОВЫЙ РЕФЕРАТ
по программе повышения квалификации (ПК)
«Образовательные технологии формирования базовых способностей
в начальной школе в условиях реализации ФГОС»
Тема:
«Место портфолио в системе оценивания достижений планируемых результатов младших школьников»
Реферат подготовил:
Таргаева Елена Ивановна
Должность:
учитель начальных классов
Место работы:
МБОУ СОШ с. Кировское
Номер и дата договора:
№2016/01 – 3763 – 08
27 августа 2016г
5 октября 2016г.
8001005842000
с. Кировское, Сахалинская обл.
Российская Федерация
Оглавление
1. I глава. Вступительная часть. Стр.2-3
2. II глава. Основная часть. Стр.4-7
2.1.Что такое портфолио?
2.2. Функции портфолио.
2.3. Содержание портфолио.
3. Заключительная часть. Стр.8
4. Литература. Стр.9

Место портфолио в системе оценивания достижений
планируемых результатов младших школьников
I глава. Вступительная часть.
Выбор темы обусловлен требованиями стандарта и уникальных требований конкретной начальной школы МБОУ СОШ с. Кировское, определяемых ее традициями, укладом и сложившейся средой.
У школьника должно быть «досье успехов», в котором отражается все радостное, интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким «досье успехов» может стать «портфолио».
Актуальность.
Актуальность портфолио обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп обучающихся. Вместе с тем в оценивании все большее значение уделяется продуктивным методам, рассчитанным на самостоятельную поисковую деятельность. При этом используются критерии анализа, самоанализа, развиваются творческие способностей.
Девизом работы с портфолио ученика начальной школы должна стать фраза:
"Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован". 
Цели и задачи.
Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. И вот какие основные цели и задачи ведения портфолио в начальных классах:
— создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
— максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
— развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
— формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
— формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
— формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями ("я реальный", "я идеальный");
— формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.
II глава. Основная научная часть реферата.
2.1 Что такое портфолио?
Портфолио - современная эффективная форма оценивания. Она помогает анализировать способности учащихся в процессе непрерывного развития, учитывать результаты, достигнутые в учебной, творческой, общественной, коммуникативной деятельности.
Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, развитию мотивации дальнейшего творческого роста.
Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление портфолио - это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.
Самопознание и самореализация ребёнка возможны при включении их в специально организованную деятельность – ведение портфолио.
Содержание его помогает ребёнку осознать свои изменения и применить свои знания в творческой деятельности.
Дети в школе получают образование. Оно включает:
обучение;
воспитание;
развитие;
социализацию ребёнка.
Портфолио отражает динамику становления этих элементов. Важно проследить, как в течение школьной жизни меняется ребёнок:
его отношение к обучению;
степень овладения ЗУН;
как постоянно меняется и обогащается внутренний мир ребёнка;
как складывается и меняется его отношения с ребятами и взрослыми.
В большой степени портфолио отражает социализацию, которую мы понимаем как адаптацию ребёнка к реальной жизни через овладение разными сторонами социального опыта, ценностными ориентациями (этика, культура, гуманные отношения).
2.2 Функции портфолио
Диагностическая функция.
Портфолио позволяет проследить личностный рост ребёнка, формирование у него умения учиться.
Даёт возможность узнать особенности эмоциональной жизни ученика и учитывать это в общении с детьми.
Это страницы:
Мой портрет.
Я познаю мир.
Моё школьное лето.
Моя семья.
Я о себе.
Мои достижения.
Контролирующая оценивающая функция.
Это оценка учащимся своих достижений в учебной деятельности. Причём эти страницы помогают ребёнку реально осознать и зафиксировать свои успехи на шкале достижений, проанализировать свой учебный опыт, задуматься над результатами своего труда.
Я читаю.
Математика.
Я закончил…класс.
Мои достижения.
Олимпиадные работы.
Воспитательная функция.
Важно направить сознание детей на воспитание в себе ученика, человека, узнать о его ценностных ориентациях.
Лист самооценки.
Про меня…
Кроме того, заполняя эту страницу, ребёнок пропускает через себя человеческие ценности, узнаёт значение слов, оценивающих человеческие качества.
С помощью этих страниц можно проследить адекватность самооценки.
Есть страницы, на которых ребёнок делится своим социальным опытом.
« Я – зритель».
« Я узнаю город».
«Наши праздники».
Функция творческого развития.
Это самые интересные страницы, которые позволяют ученику проявлять свои творческие способности.
Мои « шедеврики».
Буквы, цифры оживают.
Ребусы, кроссворды.
Стихи, сказки.
2.3 Содержание портфолио.
Страницы портфолио включают в себя 5 основных разделов.
Раздел 1.Диагностика личности
Мой портрет. ( Фотография)
Я о себе… (рассказ о себе)
Моя семья (здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.)
Раздел 2. Диагностика успехов.
По лестнице знаний.
Мои достижения. (Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма, а также итоговые аттестационные ведомости).
Участие в конкурсах, олимпиадах.
Мои победы.
Раздел 3. Социальная жизнь
Моя школьная жизнь:
Я узнаю город (село) - (рассказ о родном городе (селе, деревне), о его интересных местах).
Я – зритель (рассказать о том, что мне понравилось).
Наши праздники (мои впечатления и участие).
Раздел 4.Самооценка жизни
Я познаю мир.
Какой я? (анализ качеств личности)
Я о себе… (пожелание родителей и учителей)
Раздел 5. Детское творчество
Мои «шедеврики» (ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), нужно поместить ее фотографию).

Заключительная часть.
Итак, портфолио должно отражать индивидуальный процесс познания учеником окружающего мира, осуществляемый не по требованию учителей и школьной программы, а по личным склонностям и интересам. Поэтому основная часть портфолио должна быть представлена не только отчетами об участии в школьных и иных мероприятиях, заверенных соответствующими дипломами и грамотами. Прежде всего, портфолио должно помогать процессу самообразования ученика, формировать умение самому учиться.
Список литературы
1. Портфолио учащегося О.В. Осетинская. Издательство «Учитель» Волгоград.
2. Интернет ресурсы.