Обновление образовательного процесса


Дулесова Ирина Федоровна
МБОУ Октябрьская средняя
общеобразовательная школа №2,
Октябрьского района, Пермского края.
Обновление образовательного процесса.
Представления о целях образования и путях их реализации в настоящее время требуют изменений. Новые стандарты – это механизмы, обеспечивающие новое качество образования. Развитие личности учащегося в системе образования должно обеспечиваться через формирование универсальных учебных действий (УУД). Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Это относится ко всем общеобразовательным дисциплинам, но особенно к физике, предмету который дает наибольшие возможности для формирования мыслящей творческой личности.
Физика не должна быть для школьников каким-то абстрактным учебным предметом, не имеющим к их повседневной жизни никакого отношения. Часто бывает на практике так, что бытовые явления учащиеся не могут соотнести с изученными научными понятиями, законами и теоретическими выводами. Им гораздо легче решить сложную задачу по готовой формуле, чем объяснить простое явление, в котором нужно «увидеть» управляющую этим явлением изученную закономерность.
Пример: после изучения темы «Архимедова сила. Условия плавания тел» учащиеся формулируют закон Архимеда и условие плавания тел, решают расчетные задачи, но качественная задача такая как: в небольшом бассейне плавает лодка. Как изменится уровень воды в бассейне, если лежащий на дне лодки камень бросили в воду? вызывает у большого числа учащихся трудность, отвечают правильно единицы.
Введение ФГОС даст возможность отбирать содержание и выбирать новые формы организации образовательного процесса, в котором, возможно будет сделан акцент на качественной стороне явлений.
Большую роль в преподавании физики играет эксперимент, посредством, которого осуществляется более тесный контакт между учащимися и природой. В эксперименте учащиеся помещают предмет изучения в такие условия, в которых его сущность может раскрыться наиболее ярко. Этапы эксперимента: планирование, подготовка, проведение, вычисление данных, анализ эксперимента. Физический эксперимент позволяет провести прямые и косвенные измерения величин.
К универсальным учебным действиям относятся личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные УУД, с помощью которых формируются предметные результаты при изучении физики, но действительно универсальными они становятся при осуществлении межпредметной деятельности.
Я предлагаю вашему вниманию свое представление формирования универсальных учебных действий на уроках физики в 7 классе, при изучении темы «Плотность вещества».
Этапы деятельности учащихся Какие УУД формируются
Постановка проблемы, создание проблемной ситуации, когда учащиеся ощущают недостаток знаний:
- имеется два цилиндра одинакового объема, но (определяем с помощью весов) разной массы;
имеем два цилиндра разного объема, но (определяем с помощью весов) равной массы
Постановка цели урока:
- тела изготовлены из разных веществ, одно из которых плотнее другого
Умение видеть проблему
Гипотеза (формулируют учащиеся):
- плотность вещества зависит от рода вещества Выдвижение и формулирование гипотезы.
Способ проверки гипотезы:
- эксперимент Выбор метода исследования
Действия (подготовительный этап):
- выбираем приборы
обсуждаем порядок действий и форму представления результатов Постановка цели исследования, планирование работы, выбор необходимого оборудования
Проведение эксперимента:
- работа ведется в группах,
каждая группа работает со своим цилиндром из парафина, определяет массу и объем тела и представляет результаты на графике в координатной плоскости (m: V) Умение договариваться и работать в группах.
Умение проводить эксперимент и наблюдать за происходящим.
Умение представлять результаты измерений.
Анализ данных:
- по полученным результатам строим график и анализируем его: от чего зависит масса парафина, какая зависимость между массой и объемом получается на графике Обсуждение и анализ полученных результатов.
Формулировка вывода:
- задание группам: найдите отношение массы своего тела к его объему и сообщите результат.
Сделайте вывод о проделанной работе (отношение массы тела к его объему не зависит от массы тела, оно одинаково у всех групп, выполнявших работу) Умение сравнивать результаты и делать вывод.
Новая проблема:
- заменим парафиновый цилиндр цилиндром из другого вещества, для проверки начальной гипотезы (выдаются цилиндры из другого вещества) Умение видеть проблему и ставить вопрос
Гипотеза ( формулируют ученики):
- будет ли отношение массы тела к его объему другим Выдвижение и формулировка гипотезы.
Проведение эксперимента:
- работа в группах и представление результата на другом графике в координатной плоскости (m: V) Умение проводить эксперимент и наблюдать за происходящим.
Умение представлять результаты измерений.
Выявление общей закономерности формулировка конечного вывода:
- будет ли отношение массы тела к его объему для разных тел одинаковым;
- от чего зависит данное отношение
- сформулировать, что такое плотность Обобщение и анализ результатов.
Умение делать вывод.
Постановка новой проблемы:
- в чем измеряется плотность В течение урока при изучении темы учащимся приходится последовательно решать познавательные задачи. Учащимся не должен сообщаться материал в готовом виде, а должны создаваться условия для самостоятельного получения результата. Систематическое использование таких методов в образовательном процессе должно научить учащихся учится.