Доклад «ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТЫ С НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»








«ФОРМИРОВАНИЕ УМЕНИЙ РАБОТЫ С НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫМИ АКТАМИ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ»
(обоБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА)




Работу выполнила:
Пелевина Нина Витальевна
учитель МБОУ школа № 24
города Дзержинска
Нижегородской области







Работа посвящена теме формирования умений работы с нормативно-правовыми актами у учащихся на уроках обществознания, что является составной частью правовой культуры личности.
Данная тема является актуальной в связи с развитием гражданского образования в России на современном этапе, соответствует социальному заказу, требованиям ФГОС.
«Начало XXI столетия стало переломным моментом в развитии гражданского образования. Вопросы его реализации находятся в центре внимания международных организаций ООН, ЮНЕСКО и Совета Европы, в документах которых подчеркивается ведущая роль гражданского образования как условия развития демократии, гражданского общества, соблюдение прав и свобод человека. Это обстоятельство повлияло на становление гражданского образования в России, актуализировав необходимость подготовки молодежи к активному участию в жизни демократического общества и правового государства, развитие которых стало осуществляться в ходе правовых реформ и модернизации образования, когда в числе главных приоритетов выделяется потребность общества в воспитании граждан, уважающих права и свободы личности, являющихся носителями гуманистических ценностных ориентаций, обладающих высокой духовно-нравственной культурой. В этом аспекте духовно-нравственная культура представляет собой не только совокупность ценностных ориентиров, но и правил поведения, которые, являясь общественно значимыми, будут характеризовать личность.» 1)
Создание правового государства и формирование гражданского общества как его основы является целью большинства стран в современном мире. В этом смысле Россия не является исключением.
____________________________________________
1) Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013гг. ГОУ ДПО НИРО 2009.-35с. стр.1
Функционирование гражданского общества предполагает наличие партнерских отношений граждан с государством. Основным способом взаимодействия государства и общества является участие граждан в правоотношениях, регулируемым государством, что требует от них информационно-правовой грамотности. Данное понятие означает, что, являясь субъектом правоотношений, каждый гражданин - член гражданского общества способен соотносить свое поведение с нормами права. Умение пользоваться источниками права в любой правовой ситуации расширяет возможности его правомерного поведения. Информационно-правовая грамотность необходима также и для реализации основного признака гражданского общества – самоуправляемости, так как она позволяет гражданам самостоятельно решать возникающие проблемы гражданских правоотношений.
Развитие информационно-правовой грамотности человека, его способности ориентироваться в правовой ситуации, принимать правильные решения в соответствии с законом является основным содержанием правовой культуры личности. Формирование правовой культуры учащихся и осознанное понимание значимости права, подготовка учащихся к грамотной гражданской деятельности, умение свободно ориентироваться в изменяющихся условиях, социализация личности в целом относятся к важнейшим целям современного школьного гражданско-правового образования.
Формирование правосознания члена гражданского общества должно начинаться уже в школьном возрасте.
Мне, как учителю обществознания, всегда были интересны вопросы, связанные с изучением законов страны и других нормативных актов, с изменением законодательства в связи с развитием общества и государства. Все это позволяло активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, ориентироваться в постоянно меняющемся мире.
Необходимо отметить, что вопросам становления гражданского образования в России посвящены многие публикации, с которыми я познакомилась в процессе подготовки творческой работы. Так, например, актуальным является внедрение новых педагогических технологий:
-технология критического мышления,
-технология развития критического мышления через чтение и письмо,
-технология проведения учебных дискуссий,
-технология проблемного обучения,
-технология личностно-развивающегося диалога и др. 2)
Интересным является создание модели «Школа-правовое пространство». 3)
Опыт работы по вопросу формирования правовой культуры учащихся помогает учителю выбрать наиболее интересные формы работы по данному направлению.
Работа состоит из трех частей: введения, основной части и заключения. В основной части рассматриваются вопросы о роли изучения нормативно-правовых актов в правовом образовании обучающихся, цели и задачи изучения нормативно-правовых актов, виды умений, модели работы по разным темам, описываются различные приемы работы с нормативно-правовыми документами. Также представлен список литературы.






__________________________________
2) Гражданское образование. Технологии, интерактивные формы обучения. Автор-составитель О.А.Северина. – Волгоград: Учитель, 2009.-319с. с.196
3) Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Автор-составитель Н.А.Маньшина - Волгоград: Учитель, 2007.-205с.


1.Роль изучения нормативно-правовых актов в правовом образовании школьников
Развитие правосознания невозможно без сформированных у учащихся умений работать с нормативно-правовыми актами. Исходя из этого, важно объяснить школьникам практическую значимость умения работать с нормативно-правовыми актами и научить их этому, что дает возможность грамотного решения проблем гражданской жизни. Прежде всего это возможность полноправно, осознанно и ответственно участвовать в гражданских правоотношениях, в которые включен каждый член общества. Увеличение объема дееспособности подростков расширяет круг правоотношений, в которых они могут участвовать, и одновременно повышает их уровень юридической ответственности. Осознанию этого факта для подростка способствует непосредственное знакомство с юридическими источниками, поэтому формирование умений работы учащихся с нормативно-правовыми актами становиться особенно актуальной в школе.
Работа с нормативно-правовыми актами на уроках обществознания способствует повышению языковой культуры и развитию речи учащихся. Анализируя юридический текст, учащиеся обогащают свой словарный запас, знакомятся с особенностями изложения юридического материала и построения логических и синтаксических конструкций. С одной стороны, происходит усвоение новых значений известных понятий. С другой стороны происходить усвоение и ранее известных понятий.
Необходимо также учитывать, что формирование умений работы с нормативно-правовыми актами предусматривается нормативными требованиями обязательного минимума содержания правового образования основной и старшей школы. Требования к уровню подготовки выпускников школы указывают на то, что они должны владеть умениями работы с нормативно-правовыми актами.
В программе по обществознанию в 9,10,11 классах (автор Л.Н.Боголюбов М., Просвещение, 2011г.) есть разделы по праву: 9 класс «Тема 2. Право (16 часов)»; 10 класс (базовый уровень) «Раздел 3. Право (10 часов)»; 11 класса (базовый уровень) «Раздел 3. Правовое регулирование общественных отношений (20 часов)».
Нормативно-правовые акты на уроках многими учителями используются время от времени, при этом довольно часто их используют в основном в качестве иллюстрации. Работа с нормативно-правовыми актами на уроках требует дополнительной подготовки со стороны учителя, если учитывать, что современные школьные курсы не всегда содержат нормативные материалы; как правило, отсутствуют хрестоматии, с которыми учащиеся могли бы работать на уроке.
Несколько лет назад в своей практике я перешла от работы с цитатами из текстов законов к практическим занятиям с непосредственно текстами законов и нормативных актов в связи с тем, что они появились в продаже и в кабинете обществознания есть необходимое их количество. Также в настоящее время на уроках используются ресурсы интернета. Это позволило использовать юридические документы на уроках правовых знаний как непосредственных источников правовых знаний.
Опыт изучения нормативных документов в школе свидетельствует о том, что на начальном этапе работа с источником права вызывает у учащихся затруднения учебной деятельности, к которым они не готовы. Применение на уроках практических заданий с использованием источников права повышает познавательную самостоятельность учеников.

2.Цели и задачи изучения нормативно-правовых актов
Нормативно-правовые акты могут использоваться на уроках по праву со следующими задачами:
1) осознание учащимися значимости правовых документов в жизни общества;
2) уяснение смысла юридических норм, содержащихся в текстах нормативных актов;
3) использование полученных из источника права знаний в практической учебной деятельности (решение юридических задач, разбор ситуаций, имеющих правовой смысл, выполнение иных практических заданий);
4) перенесение смысла правовых норм на реальную жизнь (в реальные жизненные условия).
Обобщая, можно сказать, что главной целью использования нормативно-правовых актов на уроках по изучению правовых отношений является научить обучающихся извлекать необходимые правовые знания из нормативного акта и использовать их для решения повседневных проблем в правовой сфере.
3.Виды умений
Методика работы с нормативно-правовыми актами предполагает целенаправленную работу учителя и учащихся по развитию умений получения знаний из юридических актов. Обладая этими умениями, учащиеся смогут самостоятельно и беспрепятственно извлекать необходимые правовые знания из нормативного акта и оперировать ими в повседневной жизни.
Умения работы с нормативно-правовыми актами – это группа умений, направленных на усвоение специфики юридического учебного материала. В качестве умений работы с нормативно-правовыми актами можно выделить следующие:
1) умение давать общую характеристику нормативно-правового акта (реквизиты, структура, регулируемые отношения, субъекты; понятия, приведенные в качестве нормативных и др.);
2) умение определять место нормативно-правового акта в системе права (систематизация);
3) умение читать нормативно-правовой акт и извлекать из него требуемые правовые знания;
4) умение анализировать содержание текста нормативного акта, которое включает в себя:
- умение объяснять смысл юридической нормы, давать ее комментарий;
- умение выявлять сущностные признаки юридических понятий, содержащихся в тексте нормативного акта;
5) умение извлекать и обобщать знания из нескольких нормативных актов;
6) умение использовать выдержки из текста акта при ответе для иллюстрации теоретических положений;
7) умение использовать текст нормативного акта для аргументации своей позиции;
8) умение определять вид юридической нормы;
9) умение использовать нармативно-правовые акты при решении юридических ситуаций (задач).
4.Модель работы
Формирование умений работы с нормативно-правовыми актами можно осуществить на основе определенной модели. Данная модель включает в себя пять этапов.
Первый этап-мотивация к деятельности, которая основывается на осознании учащимися жизненной необходимости умения работать с нормативными актами. Другими словами, учащиеся должны понимать, зачем им надо работать с источником права. Наиболее распространенным способом мотивации в этом случае является рассмотрение актуальной для учащихся жизненной ситуации, требующей разрешения с использованием нормативно-правового акта. Самое главное - чтобы эта ситуация была близка для учащихся, то есть соотносилась с их правовым статусом и жизненным опытом. При этом мотивация может создаваться в начале урока, если он полностью ориентирован на формирование умения работать с нормативно-правовыми актами, или может предшествовать той части урока, на которой предполагается использование источника права.
На втором этапе организуется работа учащихся с текстом нормативно-правового акта по алгоритму с помощью учителя.
Приведем пример урока использования алгоритма выявления сущностных признаков юридического понятия:
1) Внимательно прочитайте название юридического текста (раздела, главы, статьи).
2) Внимательно прочитайте текст нормативного акта и постарайтесь понять содержание норм права.
3) Определите главное понятие и понятия, которые являются его признаками.
4) Выпишите юридические понятия по следующей схеме:
Понятия

Полностью известные
Частично известные
Неизвестные

1.Выпишите известные понятия.
1.Выпишите признаки понятия.
1.Выпишите неизвестные понятия.

2.Определите их основные признаки по памяти.
2.Определите, какие признаки этого понятия вам знакомы, а какие –нет.
2.Если в тексте дается определение понятия, то выделите его основные признаки.


3.Сформулируйте вопросы, направленные на раскрытие неизвестных признаков понятия.
3.Если в тексте нет определения понятия, то сформулируйте вопросы, направленные на раскрытие его смысла.


На третьем этапе учащиеся выполняют устные и письменные задания, предложенные учителем, по алгоритму без помощи учителя.
Четвертый этап – выполнение учащимися заданий без опоры на образец (алгоритм).
Пятый этап – применение знаний о способе учебной деятельности в новых условиях. Для этой цели может быть проведен специальный практикум.» 4)
Предлагаемая методика работы с нормативно-правовыми актами ориентирована преимущественно на учеников старших классов, что имеет под собой определенные основания:
1.Уровень общей подготовки учащихся. Учащиеся должны быть готовы к работе с нормативно-правовыми актами на уроках обществознания, что означает наличие необходимого уровня сформированности у них общеучебных умений работать с текстовыми источниками знаний и мотивационную готовность учащихся к соответственному виду деятельности.
2.Психолого-возрастные особенности развития учащихся.
С 1997 года я работала с учащимися вечерней школы №9 г.Дзержинска. В 2013 году вечерняя школа вошла в состав МБОУ школа №24 как отделение для работающих, неработающих граждан старше 15 летнего возраста. В вечерней школе и в отделении в 10-12 классах обучаются учащиеся: мужчины и женщины в возрасте от 18 до 30 лет (95%), почти все работают, многие имеют семью и детей. Это взрослые люди, которые имеют большой жизненный опыт (служили в армии, воевали в Чечне, по роду занятий были во многих регионах России и за границей, которые женились и разводились, рожали детей, несколько человек пришли учиться после освобождения из воспитательной или исправительной колонии и др.). Они ориентируются в правовой ситуации, принимают решения в соответствии с законом, умеют приспосабливаться в изменяющихся условиях.
__________________________________________
4) Уваров П.В.. Формирование умений работы с нормативно-правовыми актами у учащихся основной школы на уроках права. Журнал «Право в школе» №3 за 2005, с.21
Тем не менее, задача формирования правовой культуры учащихся и осознанное понимание значимости права остается актуальной, так как у них нет системы знаний. Они хорошо понимают вопросы связанные с трудовым правом, семейными отношениями, многие знают уголовное и административное право. В ходе изучения вопроса на уроках они приводят много примеров из жизни своей и своих знакомых. Наибольшее затруднение вызывают вопросы, связанные с изучение гражданского права, избирательного права.
5. Практические материалы.
В своей работе с учащимися вечерней школы и отделения я использую различные приемы работы с нормативно-правовыми документами.
1.Практикум по работе с текстом Конституции РФ
Задание: прочитать текст Конституции Российской Федерации «Глава 2. Права и свободы человека и гражданина», провести классификацию основных прав и свобод, результат записать в схему.
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА,
ПРЕДУСМОТРЕННЫХ КОНСТИТУЦИЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ



































2. Практикум по работе с текстом Уголовного кодекса РФ и Административного кодекса РФ по теме «Ответственность за правонарушения». Работа в группах.
Задание: прочитать судебное дело о подростках и заполнить рабочие листы №1-4 с использованием текста Уголовного кодекса РФ и Административного кодекса РФ.
Рабочий лист №1
«Виды нарушений»
Задание: выпишите из дела примеры видов нарушений

Аморальные
Административные
Преступления

1
Курили, бросали окурки, нецензурно выражались между собой
Распитие несовершеннолетними спиртного в беседке
(статья АК РФ)
Вовлечение Петровым в распитие спиртного несовершеннолетних. Петров предложил Иванову выпить
(статья )

2
Петров, Мельников не отреагировали на проступок Сидорова.
Нецензурная брань в адрес пенсионерки Стуловой ( ст. АК РФ)
Петров забрал собаку, вымогал у Иванова деньги(статья )

3
Не реагировали на замечания Стуловой.
Иванов распил спиртное.
( ст. АК РФ)
Сидоров и Мельников – соучастники преступления(статья )

4
Грубое отношение к Стуловой со стороны Сидорова.
Пуговкин находился в алкогольном опьянении в общественном месте.
( ст. АК РФ)
Иванов схватил магнитофон (кража или грабеж)
(статья )

5
Иванов согласился на распитие спиртного.
Нецензурная брань в общественном месте ( в беседке около детского сада). ( ст. АК РФ)
Петров укрыл преступление, совершенное Ивановым (статья )

6
Иванов хотел взять деньги тайком от родителей.
Появление в нетрезвом виде в общественном месте (автобус).
( ст. АК РФ)
Петров сбыл имущество, заведомо добытое преступным путем (статья )

7
Продажа спиртного запрещена до 21 года.
Распитие спиртного несовершеннолетними в садовом домике.
( ст. АК РФ)
Козлов приобрел магнитофон (статья )

8
Играли в карты в садовом домике.(ставки, азартные игры).

Самовольно выломали дверь в садовом домике у друга (статья )

9


Петров ударил Иванова. Драка. Мельников ударил Сидорова –нанесение телесных повреждений. (статья )

10


Оставление Сидорова в бессознательном состоянии (статья )


Рабочий лист №2
«Преступления против личности»
Задание: найдите в деле примеры преступлений против личности и квалифицируйте их (то есть дайте название).

Примеры преступлений
Название преступлений

1
Вовлечение Петровым в распитие спиртного несовершеннолетних.
Вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность (статья )

2
Петров, забрав собаку у Иванова, требовал денег.
Вымогательство (статья )

3
Сидоров и Мельников – соучастники преступления, когда Петров требовал деньги у Иванова.
Вымогательство (статья )

4
Иванов схватил магнитофон, его видела девочка 6 лет, осознавал ли он сам, что его видели.
Либо кража (статья ), либо грабеж (статья )

5
Петров укрыл от органов милиции, что Иванов похитил магнитофон.
Укрывательство преступлений
(статья )

6
Петров ударил Иванова. Драка в садовом домике. Мельников ударил Сидорова.
Умышленное легкое телесное повреждение или побои (статья )

7
Оставление Сидорова в опасном состоянии.
Оставление в опасности (статья )


Рабочий лист №3
«Преступления против собственности»
Задание: найдите в деле примеры преступлений против собственности и квалифицируйте их (то есть дайте название)

Примеры преступлений
Название преступлений

1
Похищение магнитофона.
Хищение:
-кража ( статья )
-грабеж (статья )

2
Взломали дверь садового домика у друга.
Самоуправство (статья )
Порча имущества (статья )

3
Петров вымогал деньги за собаку у Иванова.
Вымогательство (статья )

4
Петров продал магнитофон Козлову.
Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (статья )

5
Козлов, зная, что магнитофон похищен, купил его.
Приобретение или сбыт имущества, заведомо добытого преступным путем (статья )


Рабочий лист №4
«Отягчающие и смягчающие вину обстоятельства»
Задание: найдите в деле примеры отягчающих и смягчающих вину обстоятельств, запишите их.

Отягчающие обстоятельства (статья )
Смягчающие обстоятельства
(статья )

1
Петров:
-ранее судим,
-в состоянии алкогольного опьянения,
-корыстное побуждение в отношении продажи магнитофона,
-подстрекательство несовершеннолетних.


2
Иванов:
-кража была им совершена в состоянии алкогольного опьянения,
-Пуговкин был в беспомощном состоянии (сильное алкогольное опьянение).
-совершил преступление под влиянием угрозы со стороны Петрова (п. ),
-несовершеннолетний (п. ),
-предотвращение виновными вредных последствий ( ),
-совершил преступление впервые
(п. ).

3
Сидоров:
- в состоянии алкогольного опьянения.
-несовершеннолетний (п. ),
-совершил преступление впервые
(п. ),
-чистосердечное раскаяние.

4
Мельников:
-в состоянии алкогольного опьянения.
-несовершеннолетний (п. ),
-совершил преступление впервые
(п. ).

5
Оставили Сидорова в бессознательном состоянии.


6
Взлом двери садового домика группой.



3.Работа с информационно-справочной системой «КонсультантПлюс» на уроке обществознания в 11 классе вечернего отделения по теме «Избирательное право».

План урока по обществознанию в 11 классе вечернего отделения
Тема урока: «Избирательное право»
Цель урока: сформировать представление учащихся об избирательном праве, избирательном процессе.
Задачи урока:
1.Способствовать приобретению систематизированных знаний:
-о правовых формах участия граждан в управлении в демократическом государстве;
-о содержании избирательных прав человека, развитии избирательной системы;
-об общих принципах, нормах избирательного права и этапах избирательного процесса;
-об избирательных системах.
2.В результате совместной деятельности и самостоятельной работы учащихся выявить отношение старшеклассников к выборам как способу выявления воли народа.
Учащиеся должны уметь:
-анализировать информацию;
-работать в учебной группе;
-выступать публично;
-работать со справочно-правовой системой «КонсультантПлюс».
Тип урока: изучение нового материала.
Форма урока: урок-практикум (1 час).
Оборудование: учебник, тетради, компьютеры, справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
Ожидаемый результат:
-получение информации, необходимой для реализации избирательных прав;
-осмысление личной значимости осваиваемого действия, влияния на государственно-правовую систему в качестве субъекта правовых отношений.
Ресурсы сети Интернет:
1.КонсультантПлюс: Средняя школа. Выпуск «Осень 2010»:
veda_school.rar (41Мб) (Программа установлена на компьютерах в кабинете обществознания в школе)
ПЛАН УРОКА

п/п
Этап урока
Время
Действия учителя
Действия ученика

1.
Организа-ционный момент
2
Объявление темы занятия, прогнозируемых результатов. Инструктаж по ходу предполагаемой работы.
Работа по обозначению ожидаемых результатов.
Активное слушание.

2.
Изучение нового материала
3
Введение в тему:
исторический экскурс.
Активное слушание.



15
Класс делится на учебные группы: самостоятельная работа по изучению нового материала по обозначенным проблемам с использованием справочно-правовой системы «КонсультантПлюс».
Задание 1.Составьте перечень основных источников по избирательному праву в порядке их значимости.
Задание 2.Найдите в источниках принципы современной российской избирательной системы и кратко охарактеризуйте ее. В ответе укажите источник (закон, статью, пункт).
Задание 3. Найдите в источниках функции выборов и кратко охарактеризуйте их.
Задание 4.Найдите в источниках стадии избирательного процесса и кратко охарактеризуйте их.
Работа учебных групп со справочно-правовой системой «КонсультантПлюс» (или ресурсами сети Интернет).



5
Информация об итогах работы групп.
Каждая группа представляет свою работу по теме урока.

3.
Интерак-тивное упражнение
10
Работа в группах.
№1.Найдите в источниках понятие «виды избирательных систем» и кратко охарактеризуйте их.
№2.Обсудите достоинства и недостатки мажоритарной системы.
№3.Обсудите достоинства и недостатки пропорциональной системы.
№4.Какая система представляется вам более справедливой, какая – более практичной?
Активное участие.



5
Итоги работы групп.
Каждая группа представляет свою работу.

4.
Подведение итогов.
3
Подводится итог работы по следующему вопросу.
1.Как вы понимаете выражение «всеобщее, равное и прямое избирательное право»?
Активно участвуют в предложенной работе.

5.
Домашнее задание
2
Инструктаж по выполнению домашнего задания: напишите мини-сочинение (эссе) на тему «Когда я буду избирателем».
Активное слушание.

Приложение 1
Памятка учащемуся
«Работа в справочной правовой системе «КонсультантПлюс»
1.Найди на рабочем столе компьютера ярлык «КонсультантПлюс», открой двойным нажатием на левую кнопку мыши.
2.Одним нажатием на левую кнопку мыши выбери раздел «Правовой навигатор».
3.В левом окне одним нажатием на левую кнопку мыши выбери нужную группу понятий (например, «Выборы»).
3.В правом окне одним нажатием на левую кнопку мыши выбери ключевые понятия для группы (например, «Выборы в Государственную Думу РФ»).
4.Дай команду «Построить список». Для этого наведи курсор на кнопку «Построить список» внизу рабочего стола и один раз нажми на левую кнопку мыши или нажми на клавишу F1 в верхнем ряду клавиатуры.
5.Из списка выбери необходимый документ, открой двойным нажатием на левую кнопку мыши.
6.Для работы с документом пользуйся оглавлением. Наведи курсор на кнопку «Оглавление» внизу рабочего стола и одно нажатие на левую кнопку мыши. Двойным нажатием на левую кнопку мыши выбери нужный раздел, главу, пункт.






Работа учеников с нормативно-правовыми актами способствует получению глубоких и прочных знаний по предмету. Тексты юридических актов становятся источниками знаний наряду с материалами учебника и изложением учебного материала учителем. Имеется в виду, что использование юридических документов на уроках правовых знаний возможно не только для конкретизации, иллюстрации теоретических положений учебника, сообщения учителя или дополнительной литературы, но и как непосредственных источников правовых знаний.
Организация работы учащихся с нормативно-правовыми актами на уроках обществознания углубляет содержание школьного курса и становится неотъемлемой частью самого процесса обучения. Использование правовых актов возможно на разных темах учебного курса (конституционное право, уголовное право и др.), на разных этапах уроков, возможно проведение лабораторных уроков с использованием текстов правовых актов, уроков-практикумов, что позволяет создать наиболее полное представление о праве, приблизить те или иные положения к практике, ощутить реальность и категоричность правовых норм.
Воспитательное значение источников права состоит в формировании правовой культуры учеников. Повышение правовой культуры выступает составной частью процесса социализации личности. Использование нормативных актов на уроках позволяет сформировать уважительное отношение учеников к закону как основе правовых знаний. Важно сформировать у учащихся правильное отношение к закону, основанное на принципах справедливости, гуманности, равенства граждан перед законом и судом, неотвратимость наказания и др. Полученные знания и умения школьников создают основу для дальнейшего обучения в области права м способствуют становлению правосознания личности.
Работа с юридическим текстом «оживляет» процесс обучения праву, делает его более интересным и мотивационно активизирует работу учащихся, поскольку приближает теоретический материал к реальности.
Работа учащихся с источником решает проблему доказательности тех или иных теоретических положений в области права. в том числе учит аргументировать собственное мнение ссылками на конкретный источник права.
Работа с источником права позволяет учащимся овладеть элементами научно-познавательной деятельности.
Из изложенного следует, что применение нормативно-правовых актов на уроках права расширяет методико-педагогические возможности учителя, позволяет реализовать развивающий потенциал уроков права, расширяет и обогащает возможности познавательной деятельности учащихся, приобщает учащихся к основам юридической науки, обогащает языковую культуру учащихся.
Таким образом, реализация на практике всех аспектов педагогического потенциала нормативно-правовых актов способствует повышению эффективности правового образования. Развивающий компонент педагогического потенциала нормативных актов имеет приоритетное значение, так как только овладение учащимися умениями работы с нормативно-правовыми актами позволит превратить его в источник знаний, и в этом случае будет формироваться адекватное отношение учащихся к закону.










IV.Список литературы
1.
Гражданское образование. Технологии, интерактивные формы обучения. Автор-составитель О.А.Северина. – Волгоград: Учитель, 2009.-319с

2.
Конституция Российской Федерации. – ЭКСМО, Москва, 2015г.

3.
Концепция гражданского образования в Нижегородской области на 2009-2013гг. ГОУ ДПО НИРО 2009.-35с.

4.
Кодекс РФ об административных правонарушениях. Сибирское университетское издание, Новосибирск, 2007г.

5.
Программы общеобразовательных учреждений. Обществознание, 6-11 классы. Авторы Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф.Иванова, А.И. Матвеев. Москва, «Просвещение», 2011г.

6.
Примерная основная программа образовательного учреждения. Основная школа. М., Просвещение, 2011г.

7.
Система работы школы по защите прав и законных интересов ребенка. Автор-составитель Н.А.Маньшина - Волгоград: Учитель, 2007.-205с.

8.
Уваров П.В.. Формирование умений работы с нормативно-правовыми актами у учащихся основной школы на уроках права. Журнал «Право в школе» №3 за 2005 год.

9.
Уголовный кодекс Российской Федерации. - Москва, «Новая волна». 1997г.

10.
Фундаментальное ядро содержания общего образования. М., Просвещение, 2011г.











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14115



ПРАВА И СВОБОДЫ

ПОЛИТИЧЕСКИЕ

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ЛИЧНЫЕ
ИЛИ ГРАЖДАНСКИЕ

право на охрану здоровья и медицинскую помощь ст.41

право участвовать в управлении делами государства п.1 ст.32

право на жизнь
ст.20

право на свободу и личную неприкосно-венность ст.22

право избирать и быть избранным в органы власти п.2 ст.32

право на социальную защиту ст.39

право частной собственности ст.35

право на объединение ст.30

право на жилье ст.40

право на образование ст.43

право на неприкосновенность частной жизни ст.23

право на проведение собраний, митингов и демонстраций ст.31

право на труд ст.37

свобода передвижения, выбора места жительства ст.27

право обращаться с заявлениями и жалобами в органы власти ст.33

свобода мысли и слова ст.29

право на отдых
п.5 ст.37

право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности ст.34

свобода совести ст.28

свобода определять национальную принадлежность ст.26

право на благоприятную окружающую среду ст.42



15