конспект-технологическая карта по физике на тему Давление твёрдых тел, жидкостей и газов (7 класс)

Методическая разработка урока
Предмет физика класс 7

Тема урока: «Решение задач по теме «Давление твёрдых тел, жидкостей и газов»

Место и роль урока в изучаемой теме: Урок, предложенный вашему вниманию,- это урок физики в 7 классе
(УМК А.В. Перышкин), который является 12 в разделе «Давление твердых тел, жидкостей и газов», 10 в теме «Давление в жидкости и газе»

Тип урока: Урок индивидуальных образовательных траекторий
В процессе работы ученики систематизируют и обобщают ЗУН по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов», повторяют материал по теме «Давление твердых тел», так как учебная программа предполагает лишь 2 часа на изучение этого материала (урок – повторение), совершенствуют практические умения в этой области (урок – закрепление полученных знаний), расширяют свои представления по данной теме (урок – изучение нового материала).


Цель урока:
Деятельностная цель:
формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация индивидуальной траектории выхода из затруднения).

Образовательные:
Выявление степени овладения системой знаний и комплексом усвоения навыков и умений по теме урока.
Продолжение формирования готовности учащихся к применению этих знаний и умений в жизненных ситуациях.
Формирование практических навыков вычисления давления с использованием табличного процессора Microsoft Excel, развитие экспериментальных умений, навыков логического мышления, обоснование своих высказываний.
Показать значение давления в природе, быту, технике.
Коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов.


Воспитательные:
Развитие мотивации изучения физики, используя разнообразные приемы, сообщая интересные сведения, выдержки.
Развитие умений работать в группе, сотрудничать.
Способствование воспитанию эстетических чувств, при ознакомлении учащихся с красотой природы.
Привитие любви к поэзии, окружающему миру.

Развивающие:
Развитие умений самостоятельно работать.
Развитие умений учащихся наблюдать, анализировать, обобщать.
Способствование расширению кругозора учащихся, словарного запаса.
Расширение межпредметных связей.

Задачи урока:
Проверить знания по теме «Давление твердых тел, давление жидкостей и газов».
Диагностирование уровня ЗУН по теме: «Давление твердых тел, давление жидкостей и газов».
Индивидуализировать учебную цель урока для каждого ученика.
Активизировать такие мыслительные процессы, как анализ и синтез, предлагая задания аналитического характера.
Оценить уровень владения учащимися учебным материалом в работе с конкретным тестом.
Создать условия для проявления учащимися способности оценивать значение учебного материала, строить свое представление о нем на основании четких критериев.
Ключевые компетенции обучающихся:
В познавательной деятельности:
использование для познания окружающего мира естественнонаучных методов;
формирование умений применять знания о давлении твердых тел, в жидкости и газе;
овладение адекватными способами решения задач.
В социальной деятельности:
владение навыками общения со сверстниками.
В информационно-коммуникативной деятельности:
способности понимать точку зрения собеседника и признавать право на иное мнение.
В деятельности здоровьесбережения:
Знание и соблюдение правил техники безопасности; четкая смена видов деятельности, опора на эмоциональный подъем и интерес при решении задач.
В рефлексивной деятельности:
владение навыками оценки своей деятельности, умение предвидеть возможные результаты своей действий.

Методы обучения:
Словесный
Практический
Проблемный
Частично – поисковый
Самостоятельная работа уч-ся

Формы работы:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная

Приемы работы:
Аналитическая беседа
Составление кластера.
Работа с текстом учебника
Работа с мобильным классом (решение задач)
Тестирование
Заполнение листа самооценки (четырехчастный дневник)




Основные вопросы по теме
Знаю
Затрудняюсь
Не знаю


начало урока
конец урока
начало урока
конец урока
начало урока
конец урока

1







2







3.












Оборудование:
Проектор
Компьютер
Экран
Мобильный класс
Физические приборы: стакан с подкрашенной водой, линейки, динамометр, брусок, сосуд с отверстиями на разном уровне.
Печатные пособия: карточки с заданиями, четырехчастный дневник, тест.
Эпиграф к уроку: «Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить». (Эдисон).
Так как эти слова наиболее точно будут отражать суть деятельности учеников и учителя, которая будет строиться в рамках урока индивидуальных образовательных траекторий.






Этап урока
Время, мин.
Содержание учебного материала
Методы и приёмы работы
ФОУД
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
УУД

Этап 1- Актуализация субъектного опыта обучающихся

2



создать доброжелательную атмосферу в классе, настроить учеников на урок, проложить невидимую нить понимания, единой устремленности к познанию в сотрудничестве.
Ведущая роль на этом этапе, безусловно, за мной. Именно я, начиная урок с улыбки, настраиваю детей на добро, должна постараться расположить их к себе, друг к другу, сориентировать их на успех, который достижим только в совместной творческой деятельности. Посчитала важным на этом этапе обратить внимание на, то все ли необходимое к уроку готово, тем самым, организуя их внимание.

Сотрудничают, слушают.
коммуникативные

Этап 2 – Мотивация и целеполагание на изучение материала урока.

8
Учитель: Ребята! Сегодня на уроке мы займемся повторением пройденного, и вы сможете проверить, как вы усвоили материал по теме «Давление», для того чтобы на следующем уроке справиться с кратковременной контрольной работой. Урок этот необычный, мы с вами отправимся путешествовать. Когда собираются путешествовать, то выбирают, прежде всего, какой-то вид транспорта. Мы вам предлагаем отправиться в трех экипажах на электромобилях. А почему именно этот вид транспорта? (т.к. электромобили не загрязняют окружающую среду).
Наш дорожный багаж – это ваши знания. Перед поездкой необходим техосмотр. Предлагаю заглянуть на киностудию.
Учитель обращает внимание учащихся на отрывок из произведения Мамина - Сибиряка «Серая шейка» и зачитывает отрывок из этого произведения:
Лиса действительно пришла через несколько дней, села на берегу и опять заговорила:

- Соскучилась я по тебе, уточка Выходи сюда; а не хочешь, так я сама к тебе приду. Я не спесива.

И Лиса принялась ползти осторожно по льду к самой полынье. У Серой Шейки замерло сердце».
Вопрос: Почему лиса осторожно ползла по льду?

Мозговой штурм
Просмотр видео отрывка из произведения Мамина - Сибиряка «Серая шейка» и зачитывает отрывок из этого произведения (дидактические материлы)

актуализировать знания учеников по теме раздела «Давление твердых тел, жидкостей и газов»; обозначить перед учениками учебную проблему, решение которой потребует активного применения ЗУН по данной теме.


Контролирует и корректирует правильность ответов учащихся, отвечают устно, применяя знания, слушает, высказывает свою точку зрения
























































Лиса выбрала такой способ передвижения, чтобы увеличить площадь поверхности, а давление, производимое на лед, уменьшить.
Коммуникативные, познавательные, регулятивные.

3 этап – Организация усвоения учебного материала в пределах ГОС.
6
Тест (дидактические материалы)
Повторяем с контролем
четырёхчастный дневник (начало конспекта)
диагностический тест

Взаимопроверка

Работа с листом самооценки ЗУН (четырёхчастный дневник)

Формирование групп.
выяснить каков уровень владения материалом по теме, предлагая задания тестового характера с выбором ответа.

1.Работа с диагностическим тестом (1 вариант -3 задания). Форма диагностирования выбрана не случайно, поскольку проста и экономична во времени с точки зрения проверки, а также эта одна из форм работы по подготовке к ЕГЭ.

2.Взаимопроверка теста по ключу.

3. Работа с листом самооценки ЗУН (четырёхчастный дневник), цель которой, индивидуализация учебной цели каждым уч-ся и определение дальнейшего плана работы на уроке.

4.Формирование групп.

Познавательные, коммуникативные, регулятивные:
Планируют, корректируют, отвечают на вопросы, применяют знания и используют их, планируют учебное сотрудничество при совместном решении проблемы

4 этап – Построение индивидуальных образовательных траекторий в рамках изучения темы урока.

25
1. В мир физики:

«Знания, не рожденные опытом, бесплодны и полны ошибок»

·.Экспериментальное задание. (Работа по группам)
1 группа - вычислить давление деревянного бруска на опору.
Оборудование: динамометр, линейка, брусок.
Порядок выполнения работы.

· Измерьте силу давления бруска на стол (вес бруска).

· Измерьте длину, ширину и высоту бруска.

· Используя все полученные данные, вычислите площади наибольшей и наименьшей граней бруска.

· Рассчитайте давление, которое производит брусок на стол наименьшей и наибольшей гранями.

· Результаты запишите в тетрадь.

· На основе полученных результатов сформулируйте вывод.
2 группа - пользуясь измерительной линейкой, определите давление данной жидкости на дно стакана.
3 группа - С помощью карточки с заданием установить, как зависит давление жидкости на дно сосуда.

·
·. Задание на расчет давления в жидкостях. (Каждая группа получает карточки с рисунком).
(Файл «Решение задач по теме Давление» задача 519, 520, 521)

·
·
·. Качественная задача.
№438, №510, №511 (Лукашик).
2. Совершаем путешествие в биологию.
В Амазонке есть пиранья –
С виду рыбка так себе.
Если сунешь палец в воду,
Перекусит вмиг его.
Вопрос: почему пиранья может перекусить палец человека?

Вот верблюд, а на верблюде
Возят кладь и ездят люди.
Он живет среди пустынь,
Ест невкусные кусты,
Он в работе круглый год
Почему же на верблюде возят кладь и ездят люди?

(Площадь поверхности конечностей верблюда велика, а давление, оказываемое на песок, невелико, поэтому верблюд не проваливается в песок).

3.Совершим экскурсию в мир техники:
Поднимаемся мы в гору,
Стало трудно нам дышать
А какие есть приборы,
Чтоб давленье измерять?
Ответ: барометр.
Мы знаем, что, чем больше площадь опоры, тем меньше давление, производимое данной силой, и, наоборот, с уменьшением площади опоры (при неизменной силе) давление возрастает. Поэтому, в зависимости от того, хотят ли получить малое или большое давление, площадь опоры увеличивают или уменьшают. (Учащиеся работают с ОК – способы изменения давления). Шины грузовых автомобилей и шасси самолетов делают значительно шире, чем легковых. Особенно широкими шины делают у автомобилей, предназначенных для передвижения в пустынях. Тяжелые машины, такие как трактор, танк или болотоход, могут проезжать по болотистой местности, по которой не всегда пройдет человек. Почему?
(Тяжелые машины, имея большую опорную площадь, оказывают небольшое давление).
4. А теперь в мир литературы:
На доске записаны буквы обозначение физических величин: p, m, F, V. ваша задача послушать пословицы и поставить им в соответствие одну из этих величин.
Шила в мешке не утаишь.
Ежа голыми руками не возьмешь.
Палец в рот не клади.
Ответ: p


Самостоятельная работа, путешествие
Решение задач по карточкам, использование приборов , использование компьютера, просмотр презентации (дидактические материалы), физкультминутка.
организовать внимание учеников, настроить их на восприятие, осознанное, осмысленное повторение учебного материала, выработать умения и навыки самостоятельной работы в группах: рационального распределения времени на предлагаемые задания в карточках, а значит, умения, верно, распределить задания между участниками группы.
Работают в группе, планируют учебное сотрудничество при решении проблемы, распределяют роли
Корректируют, оценивают свои действия

5 этап. Домашнее задание

2
1.§20, вопросы (на «3»).
2.Составить 2 задачи по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (на «4» и «5»).
3.Творческое задание:
Подготовить сообщение по теме: «Давление твердых тел, жидкостей и газов» (на «5»).



мотивировать учеников для успешного выполнения домашнего задания; познакомить с его содержанием и провести инструктаж по его выполнению, стимулировать творческую активность детей.




6 этап. Рефлексия

2

Четырёхчастный дневник

Организует самооценку учебной деятельности
Осуществляют самооценку своей деятельности через заполнение четырёхчастного дневника.
Оценить качество и уровень усвоения
материала



Вывод:
Работа с красивым художественным текстом (стихи, пословицы), несомненно, обогатит словарный запас учеников.
Использование практического и частично – поискового методов работы позволит научить учащихся самостоятельно, коллективно работать, анализируя, сравнивая, выделяя главное, систематизировать знания, обоснованно доказывать свое мнение.
Такие формы организации учебно-познавательной деятельности, как групповая, парная будут способствовать формированию у учеников уважительного отношения друг к другу.
Содержание текстов задач, безусловно, будут способствовать формированию уважительного отношения к природе.
Работа в процессе урока с понятиями «давление твердых тел, жидкостей и газов» позволит актуализировать знания учеников необходимые для изучения дальнейшего материала.
Использование разноплановых приемов в работе позволило сделать урок разнообразным, интересным и увлекательным для детей, учесть интересы и склонности каждого.





15