Конструкт занятия в старшей группе построенный на основе образовательной технологии река времени на тему: История новогодней игрушки


Технологическая карта
Тебнева Светлана Викторовна
воспитатель МКДОУ Саранинский детский сад
1 квалификационная категория
Организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект. событие): «История новогодней игрушки»
Возрастная группа: старшая
Форма НОД: Познавательно -исследовательская деятельность путешествие по «реке времени»
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) групповая
Учебно-методический комплект: технология «река времени»
Средства: панно-река времени, карточки-картинки
наглядные: демонстрационный материал, раздаточный материал
мультимедийные: компьютерная презентация
музыкальные: звуковые эффекты, музыкальные фрагменты
ЗАДАЧИ
образовательной программы Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Познакомить детей с историей появления и развития новогодней елочной игрушки, расширить знания о новогодних игрушках
Развивать социальные навыки: умение работать в группе, учитывать мнение партнера
Развивать активную речь детей, формировать умение вести диалог с воспитателем. Формировать у детей интерес к истории, к новому знанию.
Формировать у детей умения работать в команде, в парах
Развивать у детей познавательную активность
Воспитывать чувство уважения к труду человека
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей,
выполнение которых приведет к достижению запланированных результатов Планируемый результат
I. Обсуждение реального события - Здравствуйте, ребята! Какие вы сегодня красивые, веселые, наверное у вас у всех хорошее настроение. Давайте поделимся друг с другом хорошим настроением
Сегодня я хотела предложить вам отправиться со мной в зимний лес (слайд зимнего леса)
Вы хотите составить мне компанию и прогуляться по зимнему лесу, помочь мне пройти через большие снежные сугробы, узнать что нового произошло в лесу?
Ответы детей
- Тогда одевайтесь по теплее, дорога у нас с вами дальняя. Ребята, а вы ничего не слышите? (звучит сказочная музыка-в пещере горного короля Григ)
Ответы детей
- А какая это музыка, что можно про нее сказать?
Ответы детей
-Я вам раскрою секрет , вы умеете хранить секреты?Музыка эта волшебная как и сам лес посмотрите на слайды, но в этом волшебном лесу не все спокойно. Кому-то здесь очень плохо, поэтому я и попросила чтоб вы были моими помощниками. А кому в лесу плохо мы узнаем если отгадаем загадку
- Я модница такая, что всем на удивленье
Люблю я бусы, блестки-любые украшенья
Но на мою поверьте великую беду
Наряд мне одевают всего лишь раз в году(Ответы детей: елочка)-появляется слайд с елочкой, педагог вносит маленькую елочку в группу
Ребята, у всех скоро праздник (какой?)Новый год. Все радуются наряжаются, а елочка почему-то грустит? Почему?
(Ответы детей- у нее нет игрушек)
А как мы с вами можем помочь нашей елочке ведь именно она позвала нас с вами в лес, чтоб мы помогли ее беде?
Ответы детей (украсить игрушками)
Педагог приветствует детей.
Ведет диалог с детьми
Загадывает загадку Поощряет детей к высказыванию; эмоционально вовлекает детей к обсуждениям; комментирует высказывания Дети свободно располагаются в группе.
Заинтересованные дети присоединяются
Отвечают на вопросы педагога
Отгадывают загадку Организация и настрой детей на познавательно-исследовательскую деятельность
II. Постановка целей исследования А вы знаете, как у нас появились елочные игрушки, из чего они сделаны, как происходит процесс изготовления елочной игрушки, кто делает елочные игрушки, во всех ли странах украшают елочку игрушками?
(ответы детей)
Хотите сегодня мы с вами отправимся в необычное прошлое, где увидим много красивых елочных игрушек, мастеров и сам процесс их изготовления, а так же попробуем сами сделать красивую игрушку для нашей пока совсем грустной елочки.
На чем мы можем отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
Педагог создает проблемную ситуацию Озвучивают знаниевый опыт; выстраивают полный ответ. Обогащение словаря по теме «история возникновения елочной игрушки»
Проявление готовности к совместной деятельности;
Проявление интереса к предстоящей деятельности.
III. Анализ-сравнение, активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала Да я предлагаю плысть на корабле по большой реке. Занимайте свои места в каютах, закрывайте глазки и представьте, что мы плывем на большом корабле (звучит музыка «звуки моря»)
Ребята, кажется наш корабль кудато приплыл, давайте сделаем остановку и посмотрим вокруг.
Располагаются у экрана (слайд)
- Традиция украшать елку перед Новым годом существует много-много лет тому назад. Вообще пришел этот праздник к нам из другой страны- Германии (слайд)
Много лет тому назад таких красивых игрушек как сейчас не было. Люди украшали елочку тем, что у них было: яблоками, печеньем, конфетами, орехами, пряниками (слайд).
Эта украшенная сладостями елочка стояла до самого нового года, а затем елочку трясли все, что с нее упало (сладости) раздавали детям и бедным людям
Ребята, скажите, долго ли могла простоять такая наряженная яблоками, конфетами елочка?\
Ответы детей
Конечно, нет и люди уже позже стали изготавливать более долговечные игрушки: (из яичной скорлупы, золотили еловые шишки, использовали бумагу, картон)
Слайд. Но игрушки эти не сверкали и тогда германские стеклодувы (люди которые нагревают стекло и выдувают из него разные фигруры- умельцы)стали выдувать шары из стекла, а затем фигурки людей и животных (слайд - видио). Вот так появились первые елочные украшения –игрушки.
Ребята посмотрите мы с вами сегодня путешествуем по реке времени и как у всех капитанов у нас есть карта, все остановки на карте обозначены заданиями, какая у нас по счету остановка (ответы детей – 1-ая). Пусть нам сейчас капитан корабля расскажет задание, которое нужно выполнить, что поплыть по реке времени дальше и попасть уже в другое время?
(ответы детей –капитан совместно с детьми с помощью педагога определяют задания)
Вводит элемент новизны; использует наглядно информационные средства; вовлекает в слушание; стимулирует интерес детей; рассказывает Слушают; узнают разновидности елочных игрушек, историю порисхождения, материалы изготовления выстраивают последовательность Обогащение знаниевого опыта;
Проявление интереса к истории возникновения елочной игрушки
 
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени» (необходимо украсить елочку для праздника но предметы и игрушки мы должны повесить те, которые используют в этом времени люди)
Молодцы ребята, кажется этим людям понравилась ваша елочка, главные матросы поднять паруса, пройти всем на борт мы отправляемся дальше путешествовать по реке времени (дети садятся на места, звучит музыка)
Ребята, кажется что-то не так, вы слышите колыбельные и песни наших бабушек и дедушек?
(ответы детей)
Давайте сойдем вновь на берег и посмотрим, куда мы попали.
(слайд)
Мы с вами очутились вновь в прошлом когда наши бабушки и дедушки были еще совсем маленькие (фотографии дедушек и бабушек (стен газета)
Вот такими детьми были ваши бабушки и дедушки, похож на вас?
(дети рассматривают)
В России, у нас с вами на Родине в это время не было стеклянных игрушек и бабушки с дедушками их делали своими руками из тряпочек, соломы, бересты (слайд)
Немного позже и у нас в России появились стеклодувы, которые тоже научились изготавливать новогодние игрушки. Наши умельцы еще делали игрушки из картона, а чтоб они блестели- покрывали их цветной фольгой. Эти игрушки изображали животных, птиц, рыб, а игрушками сделанными из ваты изображали людей , дед мороза и снегурочку (рассматривают шкатулку с игрушками)
Яблоки, Фрукты и ягоды – изготавливались из опилок и покрывались слюдой.
По игрушкам ребята можно узнать историю нашей страны. Когда полетел в космос Ю.Гагарин-первый космонавт- появились игрушки с изображением космонавтов, ракеты, дирижабля.
Во время войны изготавлялись игрушки, которые отражали военное время- танки, пушки, пистолеты, звезды, солдатики (слайд)
Стеклянные игрушки были очень дорогие и купить их могла только богатые люди
Ну, что капитан, кто из твоей команды поможет нам справиться на этой остановке с сложным заданием, посмотри нашу карту в виде реки времени.
(ответы детей, выполнение задания -выбор игрушек на данном промежутке)
Молодцы снова справились с заданиями об этом нам сказали довольные фигурки бабушек и дедушек, отправляемся в путь, всем занять свои места.
Ребята посмотрите, где мы очутились?
(ответы детей)
Да, это то время в котором мы с вами живем сейчас.
Из чего сейчас изготовляют игрушки (рассматривают современные елочные игрушки, отвечают на вопросы)
Давайте вновь посмотрим на нашу карту, кто капитан теперь поможет определить задание?
Очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».
Вы можете договорится между собой кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность. (Если дети самостоятельно не смогут поделиться на подгруппы, то предложить им вариант как это можно сделать).
Дети выбирают картинки и приклеивают на соответствующий их временному периоду участок « реки времени».
(дети вновь выполняют задание оставляя игрушки нашего времени).
Ребята на этой станции есть еще одно задание и это снова секрет- все умеют хранить секреты, никто не устал?
Я вас приглашаю в свою мастерскую!
Посмотрите у нас лежат фломастеры, пластелин, шишки, веточки, бумага, ножницы и различные другие материалы. И в центре стоит наша грустная елочка. Я предлагаю вам помочь нашей елочке, ведь мы с вами пошли в зимний лес потому что она просила о помощи. Давайте сделаем пока еще не существующую игрушку, игрушку будущего. Вы можете воспользоваться любыми материалами. Кто сделает свою игрушку, подарите ее нашей елочке.
(работа детей )
- Кто расскажет про свой рисунок, поделку?
Ответы детей
- Ребята, а как вы думаете, где можно разместить ваши рисунки на «реке времени»?
Какие вы молодцы, посмотрите, наша елочка очень довольная, нарядная и очень красивая.
Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.
- Давайте посмотрим таблицу (реку времени), которая получилась у нас
Вовлекает детей в совместную деятельность; согласовывает с детьми действие, их последовательность;
постановка проблемы; способствует групповой работе детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; наблюдают за преобразованием предмета; выражают собственное суждение; осваивают последовательность размещения по истории возникновения елочной игрушки «реке времени»;
практикуются в осуществлении выбора Умение подбирать елочные игрушки на карточках, соответствующие «реке времени»;
Умение делать логические выводы;
Умение следовать правилам
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования Дети собирают табл.
Древность
Старина
Настоящее время
(Проверка, трудности)
Вовлекает детей в изобразительную деятельность. согласовывает с детьми действия, их последовательность;
способствует индивидуализации детей; напоминает; включает детей в самостоятельную деятельность ; предоставляет время для творческой деятельности; наблюдает за детьми во время выполнения задания. Переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность; выражает собственное суждение; используют материалы, которые можно применить для изобразительной деятельности, трудовой ; осваивают последовательность деятельности; выставляют на всеобщее обозрение свои работы Проявление творческой активности в процессе изобразительной деятельности;
Умение подбирать необходимые материалы для работы
VI.Вывешивание таблицы на стене группового помещения - Ребята, а что вам больше всего понравилось в нашем путешествие?
- А что было самым интересным?
- Трудно вам было выбрать и нарисовать или сделать елочную игрушку?
- Вы довольны своей работой?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
 Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу); предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».
Делятся впечатлениями; выражают собственные чувства к проделанной работе; планируют самостоятельную (совместную) деятельность; высказывают эмоциональный отклик. Умение оценивать результат своей деятельности;
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы;
Умение планировать самостоятельную (совместную) деятельность.
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности - У меня еще есть картинки, с которыми вы можете поиграть в группе со своими ребятами.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы Выражают эмоции посредством речи, мимики, жестов. Выполнение задания в соответствии приобретенного опыта