Конспект Открытого занятие по теме: «Тихий Дон – великий Дон»


Министерство общего и профессионального образования Ростовской области
государственного казенного общеобразовательного учреждения
Ростовской области «Шахтинская специальная школа-интернат № 16»
Открытое занятие по теме:
«Тихий Дон – великий Дон»
Разработали:
Голубенко Л.Я.
Королева Е.Е.
2012-2013 уч. год
ГКОУ РО
школа-интернат VIII вида №16 г. Шахты
Открытое занятие по теме:
«Тихий Дон – великий Дон»
Разработали:
Королева Е.Е.
Голубенко Л.Я.
Тихий Дон – великий Дон
Цель: привлечение к изучению истории культурно-национальных особенностей быта людей, проживающих на территории нашего края.
Задачи:
Образовательная:
- познакомить с особенностями быта, традиций, уклада жизни донских казаков;
-приобщить к творчеству жителей Дона.
Воспитательная:
-прививать чувство патриотизма, уважения к традициям и истории своего края.
Коррекционно-развивающая:
- прививать умения анализировать, делать выводы;
-развивать творческие способности, художественный вкус.
Сегодня мы вспомним как жили , какие традиции были в старину у донских казаков. Почему мы должны это знать? Потому что мы живем на этой земле.
Родина. Отечество. Отчий край. Так называют ту землю, на которой они родились. Как называется наша Родина? Россия - наша общая родина. У каждого человека есть своя малая Родина: его дом, город его край. Как называется наш край? Правильно, Донской край. Как называется наша область? У Ростовской области есть свои отличительные символы: герб, гимн, флаг.
На территории области протекает 150 рек. самая большая из них – Дон.
С давних времен на берегах Дона жили люди, которых позже стали звать казаками.
В ковылях средь серебряной рани,
В цветущей душистой степи
Казаки себе стан выбирали
У извилистой тихой реки.
На Дону казаки селились на островах, чтобы враги не смогли незаметно на них напасть. Такие поселения позже стали называть станицами.
Казачий дом назывался Курень. Они строились по берегам Дона, который весной разливался. Поэтому курень имел высокий каменный фундамент. Курень – очень удобное жилье. Летом в жару там прохладно, а зимой используется для хранения продуктов и как хозяйственное помещение. Главное помещение в казачьем курене – “зало”. Здесь стояла лучшая мебель и посуда. В углу комнаты располагалась божница-полка с иконами. На стенах развешивали оружие - шашки, сабли, ружья, пистолеты.
Сценка: “Встреча дорогих гостей”
Входит казак и казачка с караваем на рушнике
Казак:
Добрых гостей встречаем
круглым пышным караваем
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь, отведать просим.
Казачка:
Жива традиция,
Жива от поколенья старшего.
Важны обряды и слова
Из прошлого из нашего.
И поэтому принять изволь
Из наших рук и хлеб, и соль.
(Обходит гостей, угощает караваем)
Семьи у казаков были большие. Большая семья насчитывала 13 человек: мать, отец, родители отца, два взрослых сына и маленькие дети. Средняя семья 8-9 человек, маленькая – 4.
Главой семь считался отец. Он занимался всеми хозяйственными делами связанными с землей и инвентарем, уходом за домашними животными. Землю обрабатывали с помощью плуга, который тянуло 6-7 волов. Коней берегли для службы. Вместо волов и быков использовали верблюдов, так как это животное неприхотливо в пище и воде. Животным в зиму нужно было запасать много травы, поэтому мужчины на целый месяц выезжали из дому на сенокос. Глава семьи принимал участие в общественной жизни станицы: участвовал в казачьих Кругах, сходах. Казаки собирались на площади, образовывая круг. Смысл сбора в круг заключался в том, чтобы каждый участник видел лица своих товарищей. На кругу решались вопросы казачьей жизни: кому объявить войну или мир, кого выбрать атаманом. На кругу принимали в казаки, женили и разводили.
На плечи матери ложилась вся работа по дому: питание семьи, забота о белье, ремонт одежды.
Также казачки заботились о воспитании детей. Родители с детства приучали детей к труду и своим отношением ко всему показывали пример. Слово отца в семье было все равно, что слово атамана для войска, ему следовали беспрекословно. Каждый ребенок с малолетства знал и хранил Божью заповедь: “почитай отца твоего и матерь твою, и тебе будет хорошо. Ты долго проживешь на свете”. Дети к родителям обращались только на “вы”.
Девочки с 5-ти летнего возраста помогали матери нянчить детей, учились шить, вязать, вышивать. Мальчики воспитывались в строгости.
При рождении мальчика родственники приносили в его дом стрелу, патрон с порохом, пулю, лук и даже ружье. Воспитание мальчика начиналось с появления первого зуба. Родители возили его в церковь служить молебен Иоанн – воину, чтобы из сына вырос храбрый казак. Потом сажали на коня. Если он хватался за гриву, значит, выйдет живым из боя. Если заплачет и свалится – быть убитым в бою. С трех лет казачонка обучали верховой езде и рукопашному бою. Крещению ребенка придавали огромное значение. Его нужно было крестить как можно скорее, так как считали, что дети, умершие некрещеными, не явятся на Страшный суд. До совершения крещения возле ребенка ставили горящую свечу для отпугивания злых духов. Во время крещения бросали в воду шарик из воска, в который были завернуты волосы ребенка. И смотрели: “тонет шарик – долго не проживет, плавает – к долгой жизни”.
В 7 лет мальчика стригли наголо. В этот день, после праздничного обеда, он в последний раз ел сладости. В этот день он переходил из детской в спальню к старшим братьям.
Казаки веровали в Бога и выполняли его заповеди. Перед походом на войну или на военные учения казак получал благословление от родителей.
Инсценировка
Отец:
Вот икона святая дорогой сын. Помни Бога и выполняй его заповеди. Служи царю и не забывай родителей. Вот тебе благословение (подает икону ) от меня и твоей матери. Получив благословение, казак кланялся в ноги отцу и матери, жене, детям, говоря при этом:
Сын:
- Прости меня, родной батюшка!
- Прости меня, родная матушка!
Бог даст, свидимся!
С детства у казаков было принято воспитывать почтение и уважение к старшим. С 18-ти лет казаки проходили обучения под руководством старших казаков. Они беспрекословно подчинялись старшим на службе и в быту, были непримиримы к предательству, трусости. Самым позорным преступлением считалось воровство и обман. За нарушениями традиций следовало наказание.
Самый близкий друг казака – конь. Казаки водили породистых коней, за жеребятами ухаживали, как за детьми. Поэтому конь, вырастая, платил хозяину преданностью и любовью: не давался в руки другим, ходил за хозяином. Если хозяин погибал, конь сам прибегал домой. Он никого к себе не подпускал, тосковал, голодал несколько дней. В казачьих поверьях степную траву ковыль считали травой мертвых, растущей на костях наших предков – казаков. поэтому казаки его никогда не рвут и не заносят в дом. Есть еще одно поверье о “Лазоревом цветке”- диком красном тюльпане, распускающимся на короткое время в весенней степи. Это души казаков, погибших в боях. Казаки называют тогда степь лазоревой и никогда не рвут цветок лазоревый.
Викторина “ Мой край донской”.
- назовите символы Донского края:
- что означает синий, желтый, красный цвет на флаге Ростовской области?
- как впоследствии стали называться казачьи городки?
- как называлось жилище казака?
- с какого возраста казаки обучали мальчиков верховой езде и рукопашному бою?
- за нарушение каких традиций наказывали казаки?
- какие напутствия получал казак от отца и матери перед походом?
- что для казаков означала трава ковыль и лазоревые цветы?

Во все времена казаки были примером воинской чести, доблести, отваги, преданности своей родине, уважения к старшим, к родителям. И вы должны стать им достойной сменой .Славься Дон, и в наши годы,
В память вольной старины,
В час невзгоды – честь свободы
Отстоят твои сыны.
(Исполняется Гимн Донского казачества)
Список используемой литературы
Астапенко М.П., Сухоревская Е.Ю. Природа и история родного края. Ростов-на-Дону: “Издательство БАРО-ПРЕСС”2005.
Астапенко М.П., Астапенко Е.М., История Донского края . Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп», 2005.
Астапенко Г.Д. Быт, Обычаи, обряды и праздники донских казаков.
XVII-XX вв. Ростов н\Д.: “Издательство БАРО-ПРЕСС”, 2006.
Веряскина О.Г. Страницы истории Донского края. – Ростов-на-Дону: Донской издательский дом, 2006.
Дик Н.Ф. Лучшие инновационные формы внеурочной деятельности в начальной школе. Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.