Конспект НОД Волга-великая русская река

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром «Волга – великая русская река»
(средняя группа)
Программное содержание:
уточнить знания детей о великой русской реке Волге, о значении воды для человека, растений, о необходимости природоохранных мер;
развивать у детей память, любознательность, стремление беречь родную природу;
воспитывать любовь к природе России, желание сохранить и умножить богатства России - Родины.
Активизация словаря:
исток, водохранилище, электростанция.
Предшествующая работа:
Чтение рассказов, стихов; слушание музыки; рассматривание иллюстраций о Волге, карту Восточно-Европейская часть России.
Ход НОД
(Дети входят под музыку песни «Течет Волга» М.Фрадкина на стихи Л.Ошанина; садятся на стульчики.)
Россия
У моей России Очи голубые, Очи голубые Русая коса. На лесных озерах, На степных просторах Поднялась Россия Дивная краса.
Н.Палькин.
Воспитатель: Дети, вы послушали стихотворение. Как вы думаете, о чем
говорится в этом стихотворении?
(Ответы детей).
Воспитатель: Что означают выражения «голубые очи», «русые косички»?
Воспитатель: Молодцы ребята! Сейчас я загадаю вам загадку, а вы подумайте о чем она.
«Течет, течет - не вытечет,
Бежит, бежит - не выбежит».
Воспитатель: Дети, а какие реки вы знаете, назовите их.
Воспитатель: Молодцы, много рек вы назвали. На какой реке стоит наш любимый город Саратов? Мы с вами много беседовали о Волге, великой русской реке, рассматривали иллюстрации. А сегодня Мы с Вами отправимся в путешествие по Волге. Как вы думаете, на чем можно совершить путешествие по реке?
Воспитатель: Дети, путешествие у нас с вами будет необычное. Начнем мы его с истока Волги. Что такое исток?
Воспитатель: Скажите, где берет свое начало Волга? (фотография на мольберте «Так начинается Волга».)
- Волга начинается еле заметным ручейком в болотце на Валдае. Среди ельников и берез стоит сруб с тесовой терраской и зыбким мостиком. Через пробитый в полу избенки колодец видна тихая заводь - это и есть колыбель Волги, великой реки Европы, красы русского народа.
- Меж болот, из малого колодца, Ручеек не умолкая, льется.
Неприметен чистый ручеек, Не широк, не звонок, не глубок, Перейдешь его через дощечку, А гладишь - ручей разлился в речку.
- Перед нею путь большой и долгий Из лесного края в край степной
И зовут его рекою Волгой, Матушкой - кормилицей родной.
Воспитатель: И так с маленького ручейка начинается Волга. Ребята, посмотрите на карту: действительно, великая река связывает Север с Югом, лес со степью. Она доходит и до Москвы, и до Урала. Россия прошита нитью Волги. По нашей Саратовской области Волга течет с севера на юг на
протяжении 420 км. По дороге к Каспийскому морю, куда впадает Волга, ручеек вбирает в себя другие ручейки и маленькие речки и постепенно превращается в многоводную и очень красивую реку. Дети, как в народе называют Волгу?
Ответы детей.
Воспитатель: А еще о Волге говорится «Волга - рекам Родины царица. Ни одна не может с ней сравниться». Почему с Волгой не может сравниться ни одна река?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот видите, сколько добрых и ласковых слов сказано о Волге. О ней пишут стихи, поют песни и частушки.
Моему Саратовскому краю Волга, словно песня соловью. Каждый день с того я начинаю, Что на зорьке Волгу навещаю И о многом с нею говорю.
Вот и вьюга сегодня примолкла, Присмирев, улеглась на покой. Просыпаешься - солнце за Волгой, За великою русской рекой.
Волга! Сколько задуманных планов, Сколько битв на великой реке! Здесь родился Володя Ульянов В деревянном степном городке. Здесь бродил подрастающий Горький, Репин здесь бурлаков рисовал, Юрий Гагарин на утренней зорьке Здесь о первом полете мечтал.
Частушки.
1. Мы в Саратове живем, Песни про него поем,
А про матушку, про Волгу Мы частушки запоем.
2. Волга, матушка-река, Широка и глубока. Много разных городов Вдоль красивых берегов.
Волга, матушка-река, Рыбой славилась всегда. Хочешь щуку иль сома, Иль простого окунька.
А какие пароходы Проплывают по реке. Можно в плавание пуститься Нам по матушке-реке.
А как славно отдыхать На песочке загорать. Плавать в волге это классно Можно даже понырять.
Воспитатель: Волга течет по России много километров. Тысячи городов и селений раскинулись по берегам Волги. Разные народы живут на берегах этой великой реки: русские, татары, чуваши, удмурты, мордва, марийцы и
многие другие. Все живут дружно, трудятся на заводах и фабриках, делают автомобили и речные суда. Дети, какие вы знаете города на Волге?
Ответы детей.
Воспитатель: Чем они знамениты, что выпускают?
Ответы детей.
Воспитатель: Вот видите, сколько интересного вы нам рассказали о городах
на Волге.
А теперь посмотрите на эту картинку, что на ней нарисовано?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, скажите, а чем еще богата Волга?
Ответы детей.
Воспитатель: Назовите, какая рыба водится в Волге?
Ответы детей.
Воспитатель: Дети, а что надо делать, чтобы рыбы в Волге было больше?
Ответы детей.
(Ребята, вы засиделись, давайте с вами поиграем).
Физминутка.
Упражнение «Родник».
Дети под музыку попеременно поднимают все выше и выше сжатые в
кулачки ладони.
Ключик, ключик, родничок,
Чистая волна.
Чей-то круглый кулачок
Звонко бьет со дна.
И бежит, бежит ручей
Превращаясь в речку. (Сели на стулья.)
Воспитатель: Ребята, ну вот мы и пришли к реке.
Автор: На лесной опушке,
В небольшой деревушке,
Жили были сестрица Аленушка
И братец Иванушка.
Иван: У реки живем сестрица. Только вот одна беда: Искупаться и напиться здесь нельзя - Очень грязная вода.
Аленка: Прав Иванушка-дружок, Здесь химический завод. Кислота в реку течет. Видишь, рыбки не плывут, И растенья не растут.
Иван: Надо ж, солнце так печет, А из труб вода течет. А вода-то не простая, Вся мазутная такая.
Аленка: Искупаешься ты в ней - Будешь ворона черней.
Автор: Загрустил Иван совсем.
Иван: Пить хочу, хочу к реке.
Аленка: Ой, Иванушка, смотри,
Мусор, банки впереди. Тут туристы проходили, Видишь - речке навредили. Всюду мусор, всюду грязь, Птичек, мошек не видать.
Автор: К речке тут они подходят, А по речке баржи ходят. Нефть немножечко разлили, Фауну всю отравили. Думает Ванюшка наш:
Иван: Ну, сейчас уж я напьюсь, Заодно и искупнусь, А Аленке не скажу.
Автор: Ой, накличет он беду.
Аленка: Стой, упрямый ты мальчишка, Попадешь в беду братишка. Чтобы в речке искупаться И попить воды речной, Нужно очень постараться Навести порядок свой.
Автор: Только справиться с бедой
Будет трудно тебе одной.
Мы в подмогу друзей позовем.
Эй, ребята, давай порядок сейчас наведем! (Дети убирают мусор).
Автор: Вот теперь, Ванюша, можно Без опаски воду пить И купаться, и резвиться, И по берегу ходить.
Пусть ярко светит солнце, Пусть дует ветерок. Пусть воды торопливо Река вперед несет.
И будем помнить мы с тобой Наш дом родной, наш общий дом. Земля, где мы с тобой живем.
Воспитатель: Да, Земля - наш общий дом, поэтому мы с Вами должны знать
закон об охране природы, так как природа - источник жизни на Земле.
«Три клада у природы есть:
Вода, земля и воздух - три её основы.
Какая бы ни грянула беда,
Целы они - всё возродится снова.»
Дети, что же надо делать, чтобы били чистыми: вода, воздух, земля?
Ответы детей.
(Хоровод «Солнышко у речки» - для родителей.)
Итог: Сегодня мы с Вами узнали много интересного о Волге. Разговор о великой русской реке Волге мы продолжим на других занятиях. На занятии по рисованию мы с вами нарисуем наше путешествие. Я расскажу вам о жизни людей разных национальностей, об их культуре, обычаях и обрядах. Мы познакомимся с их песнями и сказками. Все это нам поможет больше узнать о нашей Родине - России.
Вот и подошло к концу наше путешествие по Волге. Мы вернулись в свой родной город - Саратов.
- Саратов! Саратов! Саратов! Мой город родной. Расцвел ты на диво Красой небывалой Над матушкой Волгой-рекой!
Литература :
А.Дитрих «Почемучка», стр. 141 -142.
Книга «наша Родина», стр. 282-283.
С.Маршак «Волга и Вазуза».
Н.А.Бунин стих. «Родник».
С.Викулова «Три клада у природы есть».
Л.А.Кондрыкинская «С чего начинается Родина».
Н.Палькин «У истока», «Спасибо, Волга».
Музыка песни «Течет Волга» М.Фрадкина на стихи Л.Ошанина.
Иллюстрации о Волге.
10.Фотография «Так начинается Волга».
11 .Открытки городов на Волге.
12.Карта географическая.
13.Н.Палькин ст. «Россия» стр.97. Саратов. 1981.

·15