Урок письма по теме Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила (1 класс)


Тема: Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила (с. 5)
Определение целей урока.
Примерные высказывания детей:
- Научимся писать элементы, которые мы видим в верхнем правом углу тетради;
- Научимся писать элементы, которые мы видим в верхнем левом углу тетради;
- Научимся писать элементы, которые мы видим в голубом прямоугольнике в центре, наверху страницы;
- Выполним задания Вопрос Вопросыча;
- Выполним задания Раскраскина.
У. Возьмите конверты с элементами письменных букв, найдите и положите перед собой те элементы, которые размещены в верхней правой части страницы.
На наборном полотне расположите их так, как показано в задании Вопрос Вопросыча — в правом верхнем прямоугольнике.
Как только вы это выполните, сделайте взаимопроверку: поменяйтесь полотнами и проверьте друг у друга порядок расположения элементов. Поднимите вместе руки те, у кого все элементы на своем месте.
Примечание. В классе, где дети имеют хорошую дошкольную подготовку, можно задать дополнительный вопрос: «Посмотрите внимательно на все образцы элементов на странице: в голубых прямоугольниках, на рабочих строках. Где порядок следования элементов совпадает с порядком расположения элементов в задании Вопрос Вопросыча?» (На первой и второй рабочих строках.)
У. Посмотрите, как писать первый элемент, расположенный на первой рабочей строке. (Демонстрация письма осуществляется на доске.)
Начинаем на верхней линейке рабочей строки. Сверху вниз пишем прямую. Не доходя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.
Покажите с помощью карточки со стрелкой начало направления движения. Скажите, под какой счет начинаем письмо. Три- четыре:
Д. «Раз».
У. Под какой счет будем писать закругление внизу вправо? Три-четыре:
Д. «И».
У. Посмотрите, как пишем под счет (учитель показывает письмо «в воздухе», сопровождая его тактированием под счет «раз - и»).
Давайте вместе «обведем» элемент в воздухе. Пишем, считая вместе со мной, и одновременно со счетом пишем. Счет и письмо линии нам нужно закончить одновременно. Счет «раз» - «и».
Напишем элемент на рабочей строке. Пишем, считая вместе со мной: «раз» - «и».
Поработаем с загадками;,
Себя он раскрывает,На зеленой кочке
Тебя он закрывает,Синие звоночки. (Колокольчики)
Только дождичек пройдет -
Делает наоборот. (Зонт)
Я думаю, вы поняли, почему я загадала загадки именно о зонте и о колокольчиках. Рассмотрите все внимательно на странице.
Обсудите ваши мнения в группах.
Возможные высказывания детей:
-На этой странице нарисованы наверху зонты;
-У зонтов ручки так нарисованы, как написаны элементы в голубых прямоугольниках;
-У маленьких зонтов ручки расположены так, как элементы на первой рабочей строке;
- Внизу нарисованы колокольчики с таким стебельком, как наши элементы. (У колокольчиков стебельки такой формы, как элементы на первой рабочей строке.)
У. Вы очень наблюдательны, дети.
Посмотрите, как будем писать второй элемент. Начинаем ниже верхней линейки рабочей строки. Слева направо прописываем закругление, коснувшись ее. До нижней линейки опускаем прямую. Счет «и» - «раз».
«Письмо» элемента в воздухе. Письмо элемента на рабочей строке.
Можно дорисовать и раскрасить зонтики и колокольчики.
Физминутка.
У. Продолжим писать линии, используя пунктирные линии, которые помогают нам писать, чередуя два элемента. Не забывайте о счете. Нам нужно научиться писать всем примерно в одном темпе, счет поможет нам в достижении этой трудной цели. Не спешите. «Раз» - «и», «и» - «раз».
Письмо пар элементов на рабочей строке до точек, указывающих начало письма.
У. (Самооценка) Выберите и подчеркните элементы, которые, по вашему мнению, написаны так же хорошо, как на образце.
Повторение приемов самоконтроля за соблюдением гигиенических правил: как проверить, что не портим зрение и осанку.
Письмо пар элементов на рабочей строке от точек, указывающих начало письма, до конца строки. «Раз» - «и», «и» - «раз».
У. (Самооценка) Выберите и подчеркните элементы, которые, по вашему мнению, написаны так же хорошо, как на образце.
Выполним задание Вопрос Вопросыча в левом верхнем прямоугольнике. Посмотрите на подчеркнутый элемент и найдите у него особенность, которая отличает его от трех других элементов. Покажите друг другу особенность, которую обнаружили.
Те, кто друг с другом все обсудили, поднимите руки, соединенные в рукопожатии, - значит, вы друг с другом согласились, значит, ваши мнения одинаковы.
Молодцы. Давайте послушаем мнение... (называются имена школьников).
Посмотрите на элементы в скобках в обоих верхних прямоугольниках. Вспомните, на что указывают скобки в прямоугольниках. (Учитель показывает на таблице с общими правилами общения в классе пункт 3: «Не говорить одновременно с другим(ми) учеником(ами)». Называет фамилию ученика, который будет отвечать.)У. Теперь мы выполним важное задание Вопрос Вопросыча: такие задания мы будем выполнять на всех страницах тетрадей для письма. Эти задания даны в двух нижних прямоугольниках. Первый вариант в каждом ряду сравнивает элементы в левом прямоугольнике. Второй вариант в каждом ряду сравнивает элементы в правом прямоугольнике.
Вам нужно сначала найти сходство элементов, написанных через черточку (знак «тире»), а потом найти их отличия. Затем вы должны послушать друг друга и обсудить ваши точки зрения. Если вы друг с другом согласились, поднимите руки, соединенные в рукопожатии.
Послушаем ваши мнения по поводу признаков, которые говорят о сходстве элементов.
В чем вы увидели отличие элементов?
Начинаем писать «длинную прямую линию с закруглением внизу вправо» на дополнительной линейке над рабочей строкой. Сверху вниз пишем прямую. Не доходя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление вправо, коснувшись ее.
«Письмо» элемента в воздухе под счет «раз» - «и». Письмо в тетради. Письмо «длинной прямой линии с закруглением внизу вправо» чередуется с письмом короткой прямой линии на рабочей строке. Дописываем элементы по вспомогательным пунктирным линиям. Под счет «и» - «раз» следим за темпом.
(Самооценка) Выберите и подчеркните элементы, похожие на образец.
Завершение письма пар элементов на рабочей строке от точек, которые указывают начало письма, до конца строки под счет «и» - «раз». Повторение приемов самоконтроля за выполнением гигиенических правил.
У. (Самооценка) Выберите и подчеркните элементы, похожие на образец.
Физминутка.
У. Посмотрите, как будем писать первый элемент на третьей рабочей строке.
Начинаем на дополнительной линейке. Сверху вниз пишем прямую. Не доходя немного до нижней линейки рабочей строки, делаем закругление влево, коснувшись ее.
Покажите с помощью карточки со стрелкой начало направления движения. Скажите, под какой счет начинаем письмо. Три- четыре.
Д. «Раз».
Под какой счет будем писать закругление внизу влево? Три- четыре.
Д. «и».
Письмо «длинной прямой линии с закруглением внизу влево» чередуется с письмом «длинной прямой линии с закруглением внизу вправо». Дописываем элементы по вспомогательным пунктирным линиям, под счет «раз» — «и» следим за темпом. Проверка правильности посадки при письме: нужны здоровые глаза и красивая осанка.
У. (Самооценка) Выберите и подчеркните элементы, похожие на образец.
Завершение письма пар элементов на рабочей строке от точек, которые указывают начало письма, до конца строки под счет «раз» - «и».
У. (Самооценка) Выберите и подчеркните элементы, похожие на образец.
Примечание. Если останется время, то лучше не продолжать письмо на четвертой рабочей строке, а прочитать отрывок из стихотворения Агнии Барто «Блинчики» и определить, какая цель была у Павлика, героя стихотворения. Выясняется, что результат дела (труда) показывает, достигнута или не достигнута цель.
Блинчики
Всюду Павлику почет:
Павлик блинчики печет.
Он провел беседу в школе -
Говорил, открыв тетрадь,
Сколько соды, сколько соли,
Сколько масла нужно брать.
Ох, когда дошло до дела.
Осрамился наш герой –
Девять блинчиков сгорело,
А десятый был сырой!
Говорить нетрудно речь,
Трудно блинчиков напечь!
Итог урока: какие цели мы поставили перед собой в начале урока? Каких целей достигли?