Конспект урока на тему: Строение и деятельность систем внутренних органов лягушки


Автор: Юрина Александра Викторовна
Место работы, должность: МАОУ «Гимназия №1» г. Сыктывкара, учитель биологии и химии
Регион: Республика Коми
Конспект урока на тему: «Строение и деятельность систем внутренних органов»
Задачи:
Образовательные:
Рассмотреть особенности строения систем внутренних органов земноводных и их связь с образом жизни;
Установить признаки более высокой организации земноводных по сравнению с рыбами
Развивающие:
Формирование умений работать с учебником
Развитие любознательности и познавательного интереса;
Развитие внимательности;
Воспитывающие:
Воспитания бережного отношения к живой природе.
Методы обучения:
Словесные: рассказ, беседа.
Наглядные: демонстрация печатных таблиц, модели «Головной мозг лягушки», «Головной мозг рыбы».
Тип урока: Комбинированный
Структура (элементы) урока с указанием времени:
Организационное начало урока – 1 мин
Проверка знаний, умений – 10 мин
Изучение нового материала - 20 мин
Организация домашнего задания – 3 мин
Организованный конец урока – 1 мин
Литература для учителя:
Андреева Н.Д., Машков Н.Н., Соломин В.П. Биология: Пособие для поступающих в вузы. СПб.: Издательство РГПУ им. А.И. Герцена; Изд-во «СОЮЗ», 2002
Пепеляева О.А., Сунцова И.В. Биология. 7-8 класс: Поурочные разработки к учебникам Никишова А.И., Шаровой И.Х.; Латюшина В.В. Шапкина В.А.; Константинова В.М. и др. – М: ВАКО, 2004Я иду на урок биологии: зоология: Рыбы и земноводные: Книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2000
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята. Садитесь. На прошлом уроке мы изучили внешнее строение и скелет земноводных. Скажите, какие изменения произошли во внешнем строении лягушки в связи с наземно-водным образом жизни?
Ученик: В связи с выходом на сушу у лягушки появляется ряд особенностей: кожа покрытая слизью, среднее ухо, барабанная перепонка, веки, задние конечности с плавательными перепонками и т.д.
Учитель: Молодец. Объясните, почему если рядом с голодной лягушкой положить мёртвых насекомых, она их тронет.
Ученик: Нет, так как лягушка хватает только двигающуюся добычу.
Учитель: Очень хорошо. А задохнётся ли лягушка, если её закрыть рот и ноздри?
Ученик: Нет, она будет дышать с помощью кожи.
Учитель: Хорошо. А каково значение кожи лягушки?
Ученик: Кожа защищает организм от повреждений и заражения бактериями, она ещё служит для дыхания и помогает почкам выводить из организма ненужные вещества.
Учитель: Молодец. Скажите, какая пара ног играет основную роль при движении лягушки?
Ученик: задняя, так как передняя пара ног служит опорой.
Учитель: Правильно. Ребята, в связи с выходом на сушу большие изменения произошли не только во внешнем строении и скелете земноводных, но и в строении внутренних органов. Наша цель сегодня заключается в том, чтобы, доказать, что лягушки имеют более высокий уровень организации, чем рыбы.
Ребята, огромная часть наших знаний о строении, функционировании многих органов получена в исследованиях на лягушках, неприхотливых, терпеливых, живущих существах. И поэтому не случайно в Париже и Токио есть памятники лягушкам. Запишите тему сегодняшнего урока «Строение и деятельность систем внутренних органов».
Давайте и мы узнаем, как особенности строения систем внутренних органов связаны с образом жизни.
Скажите, какие системы внутренних органов обеспечивают жизнедеятельность организма животных.
Ученик: жизнедеятельность организма животных обеспечивают пищеварительная, кровеносная, нервная, выделительная, дыхательная системы.
Учитель: Правильно. Ребята, взаимосвязь всех внутренних органов обеспечивает нервная система. Которая будет стоять во главе нашей схемы. Обратимся к рисунку учебника 137 на странице 180 под буквой Б - схема головного мозга лягушки и страница учебника 159 Б – схема головного мозга рыбы. Нам необходимо выяснить, какие изменения произошли в головном мозге лягушки. Для этого нам необходимо сравнить головной мозг у рыб и головной мозг у лягушки. Показываю на моделях головного мозга каждый отдел мозга. Обсуждаем с ребятами, какие изменения произошли.
Передний мозг у лягушки стал крупнее, чем у рыб и разделился на два полушария.
Скажите почему головной мозг земноводных крупнее , чем у рыб?
Ученик: Потому что у земноводных появляется среднее ухо, усложняется зрение (становится лучше)
Учитель: Правильно.
Промежуточный мозг стал меньше, чем у рыб
Средний мозг развит умеренно
Мозжечок развит плохо у лягушки, чем у рыб. Этим и объясняются однообразные движения земноводных и их малоподвижный образ жизни.
Ещё одной из систем, обеспечивающих жизнедеятельность организма животных, вы назвали пищеварительную систему, которая во многом сходна с пищеварительной системой рыб.
Ребята, откройте учебники на странице 178 и рассмотрите рисунок 135 «Схема пищеварительной системы лягушки». Изучите по данному рисунку строение пищеварительной системы. Назовите последовательно органы, образующие пищеварительную систему лягушки. Даётся 1 минута
Ученик: Пищеварительную систему образуют рот, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая кишка, толстая кишка, клоака, клоакальное отверстие.
Учитель: Хорошо. А давайте сравним пищеварительную систему земноводных и рыб, для этого откройте учебник на странице 156 и прочитайте какие органы пищеварения выделяют у рыб? И что нового появляется у лягушки?
Ученик: Клоака. Правильно. Клоака — расширенный конечный участок задней кишки, куда впадают протоки мочеполовой системы. Из рыб клоаку имеют только акулы и двоякодышащие. Чем питается лягушка?
Ученик: Лягушка питается только подвижными насекомыми: комары, мухи, пауки, слизни и т.д.
Учитель: Верно. А какие органы участвуют в захвате пищи?
Ученик: Самым главным органом в захвате пищи является язык.
Учитель: Верно. Ребята, с помощью языка лягушка ловит пищу, затем втягивает глаза в ротовую полость, которые и помогают проталкивать пищу.
Ребята, для жизни животных необходимы питательные вещества, которые имеют строительное значение. Ведь не зря говорят: «Будешь хорошо кушать – вырастишь большим и сильным. Также питательные вещества имеют энергетическое значение. Зарисовывают схему
Пища поступает в пищеварительную систему, в органах которой образуются питательные вещества. Происходит расщепление сложных питательных веществ на простые питательные вещества, которые поступают в кровь. Также в кровь должен поступить и кислород, который поступает в организм через дыхательную систему. Ребята обратимся к рисунку 134 «Внутреннее строение лягушки». Под цифрой 2 находятся лёгкие, обратите внимание, что лёгкие у лягушки небольшие, мешковидной формы. Появление лёгких свидетельствует об уровне высокой организации. Поступивший в капилляры кислород вместе с питательными веществами разносится с кровью ко всем органам и тканям. Происходят реакции взаимодействия питательных веществ и кислорода, таким образом, образуются углекислый газ, энергия и вода. Образовавшаяся энергия расходуется на движение, а образовавшаяся вода поступает в кровь и в органы выделительной системы. На странице учебника 179 прочитайте, какие органы относятся к выделительной системе?
Ученик: К органам выделительной системы относятся почки, мочеточники и мочевой пузырь.
Учитель: Верно. Посмотрите на рисунок учебника. Чем обеспечивается взаимосвязь пищеварительной, дыхательной и выделительной систем?
Ученик: взаимосвязь данных систем обеспечивается с помощью кровеносных сосудов, крови.
Учитель: Хорошо. Ребята, а какой орган приводит кровь в движение?
Ученик: Сердце.
Учитель: Правильно. Сердце. Обратимся к рисунку учебника 136 «Схема кровеносной системы лягушки». Изучите по рисунку сердце лягушки, в этом вам поможет также текст учебника на странице 179. 1 минута
Ребята, что же нового появилось в сердце лягушки, в отличие от рыб?
Ученик: В отличие от рыб у лягушки сердце трёх камерное, состоит из 2 предсердий и одного желудочка.
Учитель: Правильно. И опять это свидетельствует о более высоком уровне организации. Сердце лягушки трёхкамерное, а что ещё нового тогда в кровеносной системе лягушки?
Ученик: у лягушки появляется второй круг кровообращения. Показываю по таблице
Учитель: Хорошо. Давайте сравним виды крови у рыб и у земноводных. Какой вид крови впервые появляется у лягушки?
Ученик: У лягушки появляется смешанная кровь.
Учитель: Правильно. У лягушки появляются три вида крови. Кровь артериальная и венозная частично смешиваются, и образуется смешанная кровь в желудочке. Ребята, обратите внимание, что сердце лягушки сокращается медленно: 30 раз в минуту, а у человека 72 раза и в связи с этим обмен веществ также происходит медленно.
Ребята, давайте сделаем вывод на основе сравнения рыб и земноводных о более высоком уровне организации и запишем его в тетрадь.
Лягушки имеют более высокий уровень организации, так как:
Появляются органы дыхания – лёгкие
Сердце – трёхкамерное, состоит из 2 предсердий и одного желудочка
Более сложное строение нервной системы (более крупный передний мозг, разделённый на два полушария)
Ребята, запишем в дневник домашнее задание – Прочитать параграф
37, выучить записи в тетради и заполнить таблицу
Система органов Строение Функция
Пищеварительная система Рот, глотка, пищевод, желудок, печень, поджелудочная железа, тонкая кишка, толстая кишка, клоака, клоакальное отверстиеПереваривание пищи
Дыхательная система Лёгкие, кожа Участвует в дыхательных актах
Кровеносная система Трёхкамерное сердце Снабжение внутренних органов кислородом и питательными веществами
Выделительная система Почки, мочеточники, мочевой пузырь Выведение вредных веществ
Нервная система Передний мозг, промежуточный мозг, средний мозг, мозжечок, продолговатый мозг Отвечает за поведение животного, за работу внутренних органов, функции организма