Урок физкультуры. Санитарно-эпидемиологические требвания

Алексей МАШКОВЦЕВ.
учитель физической культуры,
АНО «Школа «Премьер».
г. Москва

Мы будем жить теперь по-новому
О введении санитарно-эпидемиологических требований
С 1 сентября 2011 г. вступили в силу новые СанПиНы к условиям организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Некоторые из них вызывают сомнения в возможности выполнения, а некоторые – даже опасения за здоровье учащихся.

Попытаемся заострить ваше внимание на отдельных особенно важных для учителя физкультуры пунктах новых СанПиНов. Безусловно, здоровье детей будет зависеть от того, как они будут выполняться. Несмотря на то что многие требования спорны, важно понимать, что их соблюдение поможет избежать больших неприятностей в работе. Данный документ может, с одной стороны, зажать учителя в жесткие рамки законодательных актов, а с другой, стать важным основанием для того, чтобы педагог мог требовать их выполнения от руководства школы, департаментов образования и министерств. При обнаружении нарушений вы вправе ссылаться на требования Главного санитарного врача страны.

Требования к территории
Чтение этого раздела вызывает улыбку. За свою жизнь я пока не встретил ни одной школы, на территории которой были бы соблюдены абсолютно все требования Главного санитарного врача страны. Может быть, при проектировании новых зданий с ними будут считаться
Судите сами:
3.3. Спортивно-игровые площадки должны иметь твердое покрытие, футбольное поле – травяной покров. Синтетические и полимерные покрытия должны быть морозоустойчивы, оборудованы водостоками и должны быть изготовленными из материалов, безвредных для здоровья детей.
Занятия на сырых площадках, имеющих неровности и выбоины, не проводят
Травяной газон на школьном футбольном поле! Да это мечта миллионов мальчишек. У нас главная спортивная арена страны – Лужники – и та газона не имеет: там синтетическое покрытие. Все футбольные площадки – так их будет правильно называть, – а не поля городских школ засыпаны гравием или закатаны в асфальт, а футбольные поля сельских школ если и имеют травяной покров, то высота его намного превышает рекомендуемые ФИФА 4 см. Но если случится чудо и все футбольные поля засеют травой, то кто будет ее косить? Ведь стандартом на условия не предусмотрены газонокосилки, а штатным расписаниям – люди, которые будут подстригать газоны.
Качество же существующих спортивных площадок можно проверить после серьезного дождя. В идеале ни одной лужи на ней не должно остаться, если будут выполнены все требования. А если нет, то где проводить уроки физкультуры?
Ответ находим ниже:
3.4. Для выполнения программ учебного предмета «Физическая культура» допускается использовать спортивные сооружения (площадки, стадионы), расположенные вблизи учреждения и оборудованные в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству и содержанию мест занятий по физической культуре и спорту.
Современные ФОКи с удовольствием примут детей на уроки физкультуры на своих площадках и спортивных залах при наличии соответствующих договоров с общеобразовательным учреждением, в которых финансовая составляющая играет не последнюю роль

Требования к зданию
4.2. Не допускается использование цокольных этажей и подвальных помещений под учебные помещения, кабинеты, лаборатории, учебные мастерские, помещения медицинского назначения, спортивные, танцевальные и актовые залы
Для проведения третьего урока физкультуры школам катастрофически не хватает залов. Российский климат не позволяет круглогодично проводить уроки физкультуры на улице. Школы ищут любую возможность, чтобы организовать места для занятий. Про цокольные этажи и подвальные помещения придется забыть. А жаль. Во многих российских школах именно там оборудованы дополнительные спортивные залы, которыми и директора школ, и местные управления образования по-настоящему гордятся. А точнее – гордились
...4.15. Во вновь строящихся зданиях общеобразовательных учреждений при спортивных залах должны быть предусмотрены: снарядные; помещения для хранения уборочного инвентаря и приготовления дезинфицирующих и моющих растворов площадью не менее 4,0 м2; раздельные для мальчиков и девочек раздевальные площадью не менее 14,0 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек душевые площадью не менее 12 м2 каждая; раздельные для мальчиков и девочек туалеты площадью не менее 8,0 м2 каждый. При туалетах или раздевалках оборудуют раковины для мытья рук.
Ну прямо Евростандарт! Не обольщайтесь: это касается лишь школ-новостроек. Что же касается старых зданий, то для них этот пункт носит рекомендательный характер.
4.29. Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений
Требования Главного врача абсолютно правильны. Но почему же они не исполняются? Согласитесь, если все будут соблюдать данные СанПиНы, отношение детей к урокам физкультуры изменится. И в лучшую сторону.

Требования к воздушно-тепловому режиму
6.2. Температура воздуха в зависимости от климатических условий в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18–24°С; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17–20°С; спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и пришкольного интерната – 20–24°С; медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20–22°С, душевых – 25°С.
Для контроля температурного режима учебные помещения и кабинеты должны быть оснащены бытовыми термометрами
Непонятно только, где в спортивном зале этот термометр будет располагаться и как уберечь его от попадания мячом.
6.7. Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых спортивных залах.
Необходимо во время занятий в зале открывать одно или два окна с подветренной стороны при температуре наружного воздуха выше плюс 5° С и скорости движения ветра не более 2 м/с. При более низкой температуре и большей скорости движения воздуха занятия в зале проводят при открытых одной-трех фрамугах. При температуре наружного воздуха ниже –10° С и скорости движения воздуха более 7 м/с сквозное проветривание зала проводится при отсутствии учащихся 1–1,5 минуты; в большие перемены и между сменами – 5–10 минут.
При достижении температуры воздуха плюс 14° С проветривание в спортивном зале следует прекращать.
Если полностью придерживаться данного пункта, то у учителя физкультуры практически не останется времени на то, чтобы следить за порядком в раздевалках, заполнением журналов, подготовкой инвентаря к уроку и на малейший отдых. Только и остается, что бегать по залу с термометром, анемометром и секундомером, открывать и закрывать фрамуги

Требования к режиму образовательного процесса
10.12. Рекомендуется организовывать перемены на открытом воздухе. С этой целью при проведении ежедневной динамической паузы рекомендуется увеличить продолжительность большой перемены до 45 минут, из которых не менее 30 минут отводится на организацию двигательно-активных видов деятельности обучающихся на спортплощадке учреждения, в спортивном зале или в рекреациях
10.20. Для удовлетворения биологической потребности в движении независимо от возраста обучающихся рекомендуется проводить не менее 3 уроков физической культуры в неделю, предусмотренных в объеме максимально допустимой недельной нагрузки. Заменять уроки физической культуры другими предметами не допускается
10.21. Для увеличения двигательной активности обучающихся рекомендуется в учебные планы для обучающихся включать предметы двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы, обучение традиционным и национальным спортивным играм).
10.22. Двигательная активность обучающихся помимо уроков физической культуры в образовательном процессе может обеспечиваться за счет:
– физкультминуток в соответствии с рекомендуемым комплексом упражнений;
– организованных подвижных игр на переменах;
– спортивного часа для детей, посещающих группу продленного дня;
– внеклассных спортивных занятий и соревнований, общешкольных спортивных мероприятий, дней здоровья;
– самостоятельных занятий физической культурой в секциях и клубах.
10.23. Распределение обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы для участия в физкультурно-оздоровительных и спортивно-массовых мероприятиях проводит врач с учетом их состояния здоровья (или на основании справок об их здоровье). Обучающимся основной физкультурной группы разрешается участие во всех физкультурно-оздоровительных мероприятиях в соответствии с их возрастом. С обучающимися подготовительной и специальной групп физкультурно-оздоровительную работу следует проводить с учетом заключения врача.
Обучающиеся, отнесенные по состоянию здоровья к подготовительной и специальной группам, занимаются физической культурой со снижением физической нагрузки.
Уроки физической культуры целесообразно проводить на открытом воздухе. Возможность проведения занятий физической культурой на открытом воздухе, а также подвижных игр определяется по совокупности показателей метеоусловий (температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха) по климатическим зонам (см. таблицу).
В дождливые, ветреные и морозные дни занятия физической культурой проводят в зале.

Таблица
Рекомендации по проведению занятий физической культурой в зависимости от температуры и скорости ветра в некоторых климатических зонах Российской Федерации на открытом воздухе в зимний период года
Климатическая зона
Возраст обучающихся
Температура воздуха и скорость ветра, при которых допускается проведение занятий на открытом воздухе



Без ветра
При скорости ветра до 5 м/с
При скорости ветра 6–10 м/с
При скорости ветра более 10 м/с

Северная часть Российской Федерации (Красноярский Край, Омская обл. и др.)
до 12 лет
–10–11° С
–6–7° С
–3–4° С
Занятия не проводятся


12–13 лет
–12° С
–8° С
–5° С
Занятия не проводятся


14–15 лет
–15° С
–12° С
–8° С
Занятия не проводятся


16–17 лет
–16° С
–15° С
–10° С
Занятия не проводятся

В условиях Заполярья (Мурманская обл.)
до 12 лет
–11–13° С
–7–9° С
–4–5° С
Занятия не проводятся


12–13 лет
–15° С
–11° С
–8° С
Занятия не проводятся


14–15 лет
–18° С
–15° С
–11° С
Занятия не проводятся


16–17 лет
–21° С
– 18° С
–13° С
Занятия не проводятся

Средняя полоса Российской Федерации
до 12 лет
– 9° С
–6° С
–3° С
Занятия не проводятся


12–13 лет
–12° С
–8° С
–5° С
Занятия не проводятся


14–15 лет
–15° С
–12° С
–8° С
Занятия не проводятся


16–17 лет
–16° С
–15° С
–10° С
Занятия не проводятся


Все свидетельствует о том, что дети должны больше двигаться, причем желательно на свежем воздухе. Однако при детальном рассмотрении документа выясняется, что не все так гладко. Особенно это касается уроков лыжной подготовки. Из таблицы видно, что их теперь станет меньше. И связано это с тем, что температура воздуха зимой чаще бывает более морозной, чем это допустимо для проведения занятий на свежем воздухе. Однако непонятно: чем и как руководствоваться учителю для определения скорости ветра? Анемометра не предусмотрено по стандарту, а руководствоваться прогнозом погоды не всегда оправданно.
10.24. Моторная плотность занятий физической культурой должна составлять не менее 70%...
А вот это вообще вызывает недоумение. Всем известно, что здоровье современных школьников слабое. Именно для его укрепления введен третий урок физкультуры. Никому не разрешается заменять их уроками теоретической направленности, но гонка за моторной плотностью – другая крайность. Таких высоких цифр моторной плотности занятий можно достигнуть только при занятиях тренировочной направленности с детьми, имеющих большой спортивный опыт. На уроках с обычными школьниками такая нагрузка может быть чрезмерной
К тестированию физической подготовленности, участию в соревнованиях и туристских походах обучающихся допускают с разрешения медицинского работника. Его присутствие на спортивных соревнованиях и на занятиях в плавательных бассейнах обязательно
Учитывая, что в большинстве школ медицинский работник работает по совместительству и всего 2–3 дня в неделю, то и учителю физкультуры нужно будет подстраивать внеклассные мероприятия под график его работы.

Требования к санитарному содержанию территории и помещений
12.1. Уборку территории проводят ежедневно до выхода обучающихся на площадки. В жаркую, сухую погоду поверхности площадок и травяной покров рекомендуется поливать за 20 минут до начала прогулки и спортивных занятий. Зимой площадки и пешеходные дорожки отчищать от снега и льда
12.6. Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательного учреждения проводится генеральная уборка
12.15. Спортивный инвентарь подлежит ежедневной обработке моющими средствами.
Спортивный инвентарь, размещенный в зале, протирают увлажненной ветошью, металлические части – сухой ветошью в конце каждой учебной смены. После каждого занятия спортзал проветривают не менее 10 минут. Спортивный ковер очищают ежедневно с использованием пылесоса, не менее 3 раз в месяц проводят его влажную чистку с использованием моющего пылесоса. Спортивные маты ежедневно протирают мыльно-содовым раствором
Ясно, что если не выполнять, то хотя бы контролировать соблюдение положений данных пунктов придется учителям физкультуры. Почему же тогда оплата их труда по-прежнему зависит лишь от количества проведенных ими уроков?
15