Учебно-методическая карта урока на тему Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли


Группа 36-КД
07.10.2015г.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА ЗАНЯТИЯ № 17
МДК 04.01: «Гигиена и санитария»
Тема раздела: "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям торговли"
Тема занятия: «Гигиена и санитария»
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Вид занятия: урок ролевая игра-соревнование
Цели занятия:
образовательные цели:
формирование умений классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы, развивать коммуникативные навыки при работе в группах
обобщить и систематизировать знания по темам: «Морфология и микробиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов»;
отработать навыки и умения обобщать и анализировать изученный материал;
воспитательные цели:
воспитание уважения и гуманизма к человеку;
воспитание честности, порядочности;
3. развивающие цели:
развитие внимания, памяти, речи, воображения;
развитие познавательной способности и интереса;
развитие абстрактного мышления;
формирование умения вести дискуссию..
Межпредметные и внутрипредметные связи:
1. обеспечивающие:
«Физиология питания», «Теоретические основы товароведения», «Безопасная жизнедеятельность
2. обеспечиваемые:
«Физиология питания», «Товароведение продовольственных товаров и продукции общественного питания»
Обеспечение занятия:
1. оборудование:
компьютерный класс
проектор мультимедиа;
задания к конкурсам
секундомер
записи спокойной музыки;
лист оценок за конкурсы
призы победителя
литература:
Матюхина З.П. Основы физиологии питания, микробиологии, гигиены и санитарии, учебник для нач. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2011г
Мармузова Л.В. Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевой промышленности, учебник для нач. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2012 г.
Мартинчик А.Н., Королев А.А., Трофименко Л.С. Физиология питания, санитария и гигиена, учеб пособие для образовательных учреждений нач. проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2010г.
Ход урока
Структурные элементы урока, методы обучения Подструктурные элементы Дополнения
1. Организационный момент
Метод: собеседование
2. Постановка целей и задач, ознакомление с ходом проведения урока Метод: рассказ
3.Введение в игру Метод: рассказ
4.Этапы игры
Метод: дидактическая игра
5.Подведение итогов
Выводы.
Метод: рассказ-анализ
6.Выдача домашнего задания
Метод: собеседование Проверка готовности группы и аудитории к уроку.
Преподаватель знакомит студентов с ходом проведения урока
Тема нашего сегодняшнего урока: урок – ролевая игра «Знатоки микробиологии»
Целью нашего урока является: 
Обобщить и систематизировать полученные знания по темам «Морфология и физиология микроорганизмов» и «Микробиология основных пищевых продуктов»
(Приложение 1)
Ну что ж начнем…Урок наш будет проведен в виде соревновательной игры между командами, поэтому попрошу студентов поделиться на две команды и придумать название, а жюри зарегистрировать название каждой из двух команд.
Задачи:
выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих уроках по данной теме, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний раздела предмета
провести ролевую игру,
рефлексия (самооценка обучающимися)
Наша игра будет проходить из 8 конкурсов, каждый этап это тема, изученная вами на предыдущих уроках. В каждом конкурсе вы можете зарабатывать баллы как в копилку команды, так и в личный зачет. Командные баллы мы будем выставлять в таблицу на доске, а за личную активность будете получать бонус. С критериями оценивания каждого этапа мы будем знакомиться в начале этапа. Все это позволит реально оценить ваши знания по разделу в целом и по темам в частности. Жюри во время прохождения конкурсов проверяет выполнение заданий, фиксирует правильные ответы, заполняет таблицу результатов на доске (Приложение 2,3)
left0Итак, этапы нашей игры:
Конкурс 1 Представление команд
Конкурс 2 Разминка
Конкурс 3 Определи группу микроорганизмов по описанию
Конкурс 4 Из большого – малое
Конкурс 5 Терминологический
Конкурс 6 Найди ошибку в тексте
Конкурс 7 Объясни рисунок
Конкурс 8 Кроссвордный
Конкурс 1 Представление команд
1 команда: Микробиологи капитан Кличук А., девиз, эмблема
2 команда: Знатоки науки, капитан Пирцхелава Н. девиз, эмблема
3 команда: Бактериологи, капитан Копылов Р. девиз, эмблема
Максимальный бал – 3
Конкурс 2 Разминка
За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма бактерий»
Максимальный бал – 3
(Приложение 4)
Конкурс 3 «Определи группу микроорганизмов по описанию»
Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трёх групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда
(Приложение 5)
Конкурс 4. Из большого – малое
Вызываются по одному представителю от каждой команды. Перед ними – слово «микробиология». Подумав одну минуту, каждый по очереди должен назвать как можно больше новых слов.
Максимальный балл – 3.
Конкурс №5. Терминологический
Каждая группа должна представить точное определение понятий:
- автотрофы 
- аэробы
- гетеротрофы 
- анаэробы 
- зоонозы
- пастеризация
(Приложение 6)
Конкурс 6 «Найди ошибку в тексте»
Каждой команде зачитывается текст. После прослушивания учащиеся 1 минуту совещаются, а затем должны назвать ошибки, которые по их мнению, были допущены в тексте.
(Приложение 7)
Конкурс № 7 «Объясни рисунок»
Всем командам раздаются по одному рисунку. Учащиеся за 5 минут должны определить, что на них изображено и как можно подробнее об этом рассказать.
(Приложение 8)
Конкурс № 8 Кроссвордный
Максимальный балл – 3
Каждой команде предлагается кроссворд по теме «Патогенные микроорганизмы»
(Приложения 9,10)
Преподаватель подводит итоги игры и выставляет, комментируя, оценки более активным на уроке студентам
Составить реферат на тему «Значение санитарии в торговых организациях» 2 мин.
5 мин.
3 мин.
75 мин

3 мин
2 мин
Оценочный лист
Список команд Конкурсы Самоанализ
Как показали результаты урока, именно такая методика построения и проведения заключительных уроков по темам является наиболее эффективным способом овладения знаниями и умениями по профессии. Цели и задачи выполнены
Приложение 1
Вступительное слово преподавателя
Микробиология – наука о весьма малых по размерам, не видимых невооруженным глазом организмах, которые так и называются – микроорганизмы или микробы. Однако микроорганизмы всегда имели и имеют огромное значение. С глубокой древности человек использовал микробиологические процессы сбраживания виноградного сока, скисания молока, приготовления теста. Виноделы и сыровары прошлого даже не догадывались о существовании микроорганизмов, но это не мешало им варить сыр и делать вино. Многое изменилось в конце 17-го века, когда в 1684 году голландец Антуан ван Левенгук, используя микроскопы со 160-ти кратным увеличением, открыл существование «крошечных созданий». С тех пор было открыто много секретов из жизни микробов, знания человечества о них колоссально расширились. Очень много было узнано о роли микробов в распространении многих заболеваний.В настоящее время очень трудно переоценить роль знаний по микробиологии в профессиональной деятельности повара, а тем более технолога приготовления пищи. Без них нельзя сохранить высокое качество пищевых продуктов и предотвратить потребление продуктов, содержащих возбудители пищевых заболеваний и отравлений.Мы с вами длительное время изучали основы микробиологии. На сегодняшнем занятии мы попытаемся вспомнить, повторить изученное, еще раз систематизировать разнообразные сведения об обширном мире микроорганизмов. А проведем это мы с вами в форме игры – соревнования. Ваша группа разделена на три команды, каждая из которых будет участвовать в разнообразных конкурсах. Я думаю, проигравших в нашей игре не будет, т.к. цель ее – устранить существующие пробелы в усвоенных вами знаниях основ микробиологии.Ну что ж начнем…Урок наш будет проведен в виде соревновательной игры между командами, поэтому попрошу учащихся поделиться на две команды и придумать название, а жюри зарегистрировать название каждой из двух команд.
Приложение 4
Конкурс № 2 «Разминка»
За 1 минуту команда вспоминает термины, относящиеся к теме «Форма бактерий». Затем выходят по одному представителю от каждой команды и по очереди называют эти термины. Выигрывает тот, кто назвал последний термин.
Правильно: кокки, диплококки, тетракокки, стрептококки, сарцины, стафилококки, спирохеты, спириллы, вибрионы, (бациллы – бактерии, образующие споры).
Приложение 5
Конкурс №3. «Определи группу микроорганизмов по описанию»
Каждой команде по очереди зачитываются 5 подсказок по одной из трех групп микроорганизмов. Чем быстрее будет дано название загаданных организмов, тем больший балл зарабатывает команда.  
Максимальный балл – 3.
Это одноклеточные организмы размером от 0,4 до 10 мкм.
Клетки этих организмов не имеют оформленного ядра.
На поверхности некоторых из них имеются нитевидные образования – жгутики.
При неблагоприятных условиях многие образуют споры.
Вызывают такие заболевания, как дизентерия, холера, брюшной тиф, дифтерия.
                                                 (бактерии)
Это одноклеточные или многоклеточные организмы.
В клетках имеются одно или несколько ядер.
Клетки этих организмов имеют форму вытянутых переплетенных нитей и называются «гифы».
Скопление клеток образует тело – «мицелий».
Эти организмы используются при производстве сыров «Рокфор», «Камамбер».
                                                 (плесневые грибы)
Это одноклеточные неподвижные микроорганизмы.
Они имеют четко выраженное крупное ядро.
Клетки бывают круглые, овальные, палочковидные без выростов.
В благоприятных условиях активно размножаются прежде всего почкованием.
Они способны расщеплять (сбраживать) сахара до спирта и углекислого газа.
                                                     (дрожжи)
Приложение 6
Конкурс № 5 «Терминологический»
          1.    автотрофы (организмы, которые строят вещества своего тела из углекислого газа воздуха и воды.)
аэробы (организмы, нуждающиеся в кислороде)
гетеротрофы (организмы, использующие для питания готовые органические вещества)
анаэробы (организмы, живущие в среде, лишенной кислорода)
зоонозы (инфекционные болезни, передающиеся человеку от больных животных)
пастеризация (нагревание продукта до 63 – 90º С с целью уничтожения большинства микробов)
Приложение 7
«Найди ошибку в тексте»
Задание 1. Микробиология рыбы
Рыба является скоропортящимся продуктом, т.к. она сильно обсеменена микробами снаружи, внутри кишечника и в жабрах головы. После улова все эти микробы проникают внутрь ткани рыбы, вызывая ее порчу. В рыбе обнаруживаются микрококки, сарцины, гнилостные палочки. Особенно опасна палочка ботулинуса, вызывающая тяжелое отравление – ботритиоз. (Правильно – ботулизм, а ботритиоз – серая гниль, грибковое заболевание овощей). При неправильном хранении охлажденной рыбы протеолитические ферменты микробов расщепляют ее белки с выделением ароматных веществ – эфирных масел (правильно – дурно пахнущих веществ – аммиака, сероводорода, индола), свидетельствующих о порче продукта. Свежезамороженная рыба хранится бесконечно долго, так как при температуре - 5ºС все микробы гибнут. (Правильно – довольно долго, т.к. при температуре - 5ºС микробиологические процессы приостанавливаются или идут замедленнее, вызывая иногда развитие на поверхности рыб плесневых грибов в виде одиночных точечных колоний)
Задание 2. Микробиология яиц
Некоторое время после снесения снаружи яйцо остается стерильным. (Правильно – яйцо обсеменяется микробами во время снесения) Внутреннее содержимое яйца здоровой птицы долго остается без микробов благодаря естественному имунному веществу яйца – лизоциму, высохшей пленки на поверхности яйца и подскорлупной оболочки, препятствующих проникновению микробов внутрь. В процессе хранения защитные силы яйца слабеют, микробы, такие, как эхинококк, трихинеллы, (это паразитические черви, а не микробы, через скорлупу в яйцо не проникают) через поры в скорлупе проникают внутрь, подвергая его порче. У больной птицы, часто водоплавающей, в кишечнике могут содержаться микробы ботулинус, обсеменяющие яйцо внутри при формировании его в организме птицы и на скорлупе. Такое яйцо вызывает у людей заболевание – ботулизм (правильно – сальмонеллы, сальмонеллез). Чтобы удалить микробы с поверхности яиц, их перед использованием тщательно моют.
Задание 3. Микробиология молока
Молоко является прекрасной средой для развития микроорганизмов, которые попадают в него с вымени и шерсти животных, с рук доярок, подстилки скотного двора, инвентаря. В 1 мл молока обнаруживают несколько миллиардов микробов (правильно – несколько сотен тысяч). Охлаждение молока до +3ºС предотвращает дальнейшее развитие микробов в течение 2-30 часов. Затем наступает быстрое развитие всех микробов с преобладанием патогенных (правильно – молочно–кислых). Молоко прокисает, создаются благоприятные условия для развития плесневых грибов, а затем гнилостных микробов. В молоко могут попадать болезнетворные микробы – возбудители дизентерии, брюшного тифа, бруцеллеза, туберкулеза и др. Поэтому в общественном питании молоко обязательно кипятят. Практически совсем не содержит микробов стерилизованное, т.е. нагретое до 63-90ºС молоко (правильно – до 140ºС).
Приложение 8
«Объясни рисунок»
1 задание. Спорынья
Спорынья является паразитом злаковых культур. Гриб образует темные твердые склероции в завязи растения-хозяина в виде темно-фиолетового рожка. Попадая в организм с хлебом, блюдами из круп, яд спорыньи вызывает хроническое пищевое отравление эрготизм. В результате поражается нервная система, нарушается кровообращение. Для предупреждения эрготизма необходимо тщательно очищать продовольственное зерно от спорыньи.
2 задание. Гельминтозы (трихинеллы в свином мясе, широкий лентец в мышцах ерша)
Гельминтозы возникают у человека в результате поражения организма паразитическими червями гельминтами (глистами). Мелкие гельминты поражают различные органы человека: печень, легкие, мышцы, сердце, мозг, а крупные в основном паразитируют в кишечнике. Глистные заболевания проявляются у человека в виде похудания, малокровия, задержки роста и умственного развития у детей и т.д. Чаще всего человека поражают следующие гельминты: аскариды, цепни, трихинеллы, широкий лентец, описторхисы, эхинококк.
3 задание. Дрожжи
Дрожжи – одноклеточные неподвижные микроорганизмы. Клетки дрожжей размером до 15 мкм бывают разной формы: круглые, овальные, палочковидные. Они имеют четко выраженное крупное ядро, вакуоли и различные включения в цитоплазме в виде капелек жира, гликогена и т.д. Дрожжи размножаются в благоприятных условиях в течение нескольких часов следующими способами: почкованием, спорами, делением. Дрожжи широко распространены в природе. Они способны расщеплять сахара в спирт и углекислый газ. Спиртовое брожение используется в виноделии, хлебопечении и в производстве кисломолочных продуктов. Некоторые дрожжи отличаются высоким содержанием белков, жиров, витаминов группы В, минеральных веществ, поэтому применяют как пищевой и кормовой продукт.
Приложение 9
«Крассвордный»
Вопросы кроссворда
Признаки болезни
Растение семейства бобовых, употребление семян которого в сыром виде вызывает отравление
Пищевое отравление микробного происхождения, вызываемое микробом, особенно часто развивающимся в плохо стерилизованных консервах
Очень опасное заболевание, относящееся к группе острых кишечных инфекций
Микотоксикоз, вызываемый спорыньей
Группа заболеваний, возникающих от употребления пищи, содержащей ядовитые для организма вещества
Процесс. Происходящий в организме при проникновении в него болезнетворных микробов
Заболевание, которым можно заразится при употреблении яиц, мяса птицы, но не птичий грипп
Группа инфекционных заболеваний, передающихся человеку от больных животных
Отравления, возникающие в результате попадания в организм человека пищи, пораженной ядами микроскопических грибов
её тщательное соблюдение – основное мероприятие по профилактике различных заболеваний
Глистные заболевания
Приложение 10
Ответы:
Симптомы
Фасоль
Ботулизм
Холера
Эрготизм
Отравление
Инфекция
Сальмонеллез
Зоонозы
Микотоксикозы
Чистота
Гельминтозы
Слово: Патогенность