Конспект открытого занятие по логопедии на тему:«Дифференциация букв и-й в слогах, словах , предложениях»


Конспект открытого занятие по логопедии на тему:
«Дифференциация букв и-й в слогах, словах , предложениях»
Цели:
Коррекционно - образовательные:
1.Закрепление в произношении звуков и написании букв и-й в слогах ,словах ,предложении.
2. Развитие лексико – грамматической стороны речи..3. Расширение,уточнение словаря по теме «Птицы».
Коррекционно - развивающие:
1.Развитие артикуляционной моторики;
2.Развитие мелкой и общей моторики;
3.Развитие фонематического анализа и синтеза
4.Развитие внимания ,мышления ,речи;
Коррекционно- воспитательные:
1.Воспитание культуры взаимоотношений, формирование навыков речевого общения с игрушкой и друг с другом;
2.Воспитание  усидчивости, умения доводить начатое дело до конца.
Оборудование : зеркала ,схема дыхательной гимнастики , карточки для артикуляционной гимнастики, салфетки, мешочек , презентация ,
словарные слова (соловей , соловьи ,трамвай , трамваи, сарай ,сараи,
зайчик, чайник, загадки, предметные картинки, жетоны , кассы ,цветные карандаши.
Класс:
3 класс
Предмет: 
Логопедия
Тип занятия : групповое
Логопедическое заключение : Дисграфия смешенного типа ,обусловленная у.о.
 
Тема: Дифференциация букв и-й в слогах, словах , предложениях.
 
Ход урока
I.Орг.момент
-Доброе утро!
Сегодня на уроке присутствуют гости ,повернитесь к ним , приветствуйте их наклоном головы.
Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Все за парты тихо сели,
На меня все посмотрели.
- Все готовы, все в порядке? (да).
Сегодня на уроке продолжим работу над грамотной и правильной речью.
-Какое сейчас время года?
-Какой сегодня месяц?
-Какой сегодня день недели?
-Правильно.
Логопед: А теперь, разогреем наши пальчики.
II Массаж рук «Солнышко».
Ладошка –это солнышко , а пальчики –лучи .
Поёт о солнце скворушка ,кричат о нём грачи.
Солнышко милое поделись своею силою ,просыпайтесь лучики ,
просыпайтесь ручейки.
Пальчики лучики проснулись .наклонились ,потянулись .быстро встали на зарядку .рассчитались по порядку.
III . Артикуляционная гимнастика(перед зеркалом)
- Разогреем наши язычки.
1.Бегемотик
2.Лягушка
3.Слоник
4.Качели
5.Чаша
6.Вкусное варенье
7.Лошадка

IV. Развитие дыхания
-Вдохнём свежесть весеннего утра(по схеме)
V. Игра « Четвёртый лишний»
Соловей , ворона , дятел ,сорока.
 
 VI. Повторение пройденного
- Посмотрите на картинки  и  скажите что или кто на них изображён?
-Какая птица лишняя?
(соловей)
Почему?
(соловей – перелётная птица ,а ворона ,дятел, сорока – зимующие птицы)

VII Целевая установка
-Отгадайте загадку (Слайд№5)
Кто без нот и без свирелиЛучше всех выводит трели,Голосистее, нежней? Кто же это? …
(Соловей)
Какой последний звук в этом слове? (й)
 Артикуляционная характеристика Й
- Дай характеристику этому звуку (согласный, потому что встречает преграду, звонкий, мягкий)
 
Звуко- буквенный анализ слова соловей.
 
 
(Соловьи )-Какой последний звук в этом слове? (и)
 
Артикуляционная характеристика И- Дайте характеристику этому звуку (гласный, потому что не встречает преграду, образует слог)
(Слайд №6)
VII Сообщение темы урока
- Кто догадался над какой темой мы будем работать? (Буквы и-й)
Запись в тетрадь  числа и темы.
Почитаем слоговые таблицы.( Слайд №6)
 
ай – ой – ий – уй – эй
аи – ои – ии – уи – эикий – лий – ний – пийвии–кии – тии-пии 
 
Наблюдение за графическим образом букв.
Букву й зовут и кратким
Й как и в твоей тетрадке
Чтобы й не путать с и
Сверху галочку пиши.
Что общего в написании букв и-й? (наклонная палочка с закруглением внизу)
Чем отличаются? ( у буквы й сверху галочка)
Работа по карточкам в тетрадях.
Мы с вами у буквы й галочку будем превращать  в кепочку.
Букву Й- выдели зелёным кружочком ,преврати галочку в кепочку ,букву И - красным кружочком.
VIII Игра «Один – много»   (Слайд №7)      
Каравай- караваи
Воробей- воробьи
Трамвай – трамваи
Сарай - сараи
Проверка задания.
IХ.Работа по индивидуальным карточкам в тетрадях.
Вставь пропущенную букву и –красным цветом, й – зелёным цветом, подели слова на слоги.
 
Карточка №1.
 
Н_тк_, ма_ка, г_тара.
 
Карточка №2.
 
Л_с_ца, ча_ка, л_ст_к_.
 
Карточка №3.
 
      Хозя_ка, со_ка, с_н_ца, ле_ка.
 
 
Карточка №4.
Попуга_, лужа_ка, ча_н_к.
 
Проверка задания.
 
Х.Физкультминутка «Зайка»
Зайка серый умывается ,Видно в гости собирается ,Вымыл хвостик ,Вымыл ухо ,Вытер сухо .Скок-поскок, скок-поскок,
Зайка прыгнул на пенёк.
В барабан он громко бьёт .В чехарду играть зовёт.
Зайцу холодно сидеть надо лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз ,Лапки ставим на бочок.
На носочках скок-скок-скок,
А затем в присядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
 ХI. Закрепление звука в словах « Игра поймай звук»
Индюк ,каравай , лиса ,воробей ,чайник, лайка, йод ,чай , муравьи , лейка
ХII. Работа у доски .Задание(карточки на магнитах)
- Посмотри у меня есть коробочка, но она не простая. Найди и назови предметы.
- В названии этих предметов есть звук И или Й?
- В слове , где находится звук в начале, в середине, в конце? Поставь карточки к соответствующим буквам.
ХIII. На партах индивидуальные задания.
Составить из слогов слово.
Составить с этим словом предложение.
ХIV. Итог занятия.
-В заключении мне хотелось бы спросить : какие звуки мы сегодня изучали?
Чем они отличаются на письме?
Чему мы научились на занятии?
Охарактеризуй звук [Й].
Охарактеризуй звук [И].
Что общего в написании букв и-й.
Как добиться того , чтобы не допускать ошибок в словах с этими звуками?
(развивать слух и выполнять тренировочные упражнения)
ХV. Рефлексия под музыку .У вас на партах лежат листочки , на которых изображены пушистики. «Личики»
у них разные: грустные и весёлые .Выберите себе улыбающегося пушистика ,если вы хорошо поработали на занятии, справились с заданиями .Если же вы недовольны своей работой раскрасьте серьёзного пушистика.
( Дети выполняют задание).
Сегодня вы сделали доброе дело, пусть их будет больше!
Вы молодцы! Хорошо поработали…..
Быстро справились с заданиями…..
Красиво и аккуратно писали.
ХVI. Домашнее задание.