Логопедическое занятие «Дифференциация звуков З – С в слогах и словах». (3 класс)


Зугрэсская специальная общеобразовательная школа - интернат № 31
Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики
Логопедическое занятие
в 3 классе на тему
«Дифференциация звуков З – С в слогах и словах».
Составил: учитель – логопед
Беличенко Е.Ю.
.
2016г.
Дифференциация звуков З – С в слогах и словах.
Цель занятия: научить различать звуки [с] – [з] в слогах и словах.
Задачи занятия:
Образовательные:
закреплять умение различать звуки [З] – [С] на слух изолированно;
формировать умение различать звуки [З] – [С] в слогах и словах;
обогащение словарного запаса;
научить дифференцировать буквы С – З в письменной речи;
Коррекционно-развивающие:
развивать навыки звукобуквенного и слогового анализа и синтеза;
развивать фонематическое восприятие;
развивать зрительное и слуховое внимание;
развивать логическое мышление и память;
развивать общую и мелкую моторику;
Воспитательные:
воспитывать активность и самостоятельность учащихся на занятии;
воспитывать умение взаимодействовать друг с другом.
Ход занятия.
I. Организационный момент.
Логопед: Ребята! Сегодня у нас в гостях завуч нашей школы . Давайте поздороваемся . (Дети здороваются )
Ребята, что мы сегодня будем делать на занятии?
Слушать внимательно
Смотреть внимательно
Говорить громко, четко, выразительно
Отвечать на вопросы
Логопед: Чтобы внятно разговаривать, нужно потренировать наш язычок и губы.
Артикуляционная гимнастика (работа с зеркалами).
Мы расселись по порядку, дружно делаем зарядку,
Не руками, не ногами, а своими язычками.
«Широкий язык — узкий язык», «Почистим зубы», « Наказать непослушный язык».
Какие упражнения выполняли? ( для языка).
-Следующие упражнения для губ.
Улыбочка — трубочка, оскал, спрятали губки.
Какие упражнения выполняли? (для губ).
Упражнения для развития дыхания.
«Свеча», «Сдуем снежинку с руки».
Мы подули высоко,
Мы подули низко,
Мы подули далеко,
Мы подули близко.
Какие упражнения выполняли? (для развития дыхания).
II. Основная часть
1. Сообщение темы занятия
Логопед:  - Ребята, послушайте загадку:
Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала.
(Снежинка)
- Какой первый звук в слове снежинка?
- В какое время года на ладошку падают снежинки?
- Сегодня к нам на занятие пришла в гости волшебница Зима.
- Какой первый звук в слове зима?
- Первый звук в слове зима [ З’] – мягкий, а вы назовите твердый звук.
- Сегодня на занятии, с какими звуками мы будем работать?
(Буквы вывешиваются на доске.)
2.Фонетическая характеристика.
- А теперь , ребята, давайте дадим характеристику этим звукам.
- Давайте правильно произнесём звук [С], какой он гласный или согласный. --- Согласный, так как есть преграда – язык, зубы, ещё какой это звук звонкий или глухой?
-Глухой.
-Как мы это определяем, прикладываем ладошку к горлышку. Если есть вибрация, значит это звонкий звук, если нет – глухой.
-Кто мне даст полную характеристику звука [С]? Звук [С ]– глухой, согласный.
- А теперь все произнесите звук [З]. Какой это звук – звонкий, согласный.
- Молодцы ребята, хорошую характеристику дали звукам [С]-[З].
- Волшебница Зима принесла нам интересные задания.
3.Дифференциация звуков изолированно
Логопед: Сейчас я буду произносить различные звуки. Если называю звук [с] – вы хлопаете в ладоши, а если [з] – топаете.
(Звуки: с, ш, ж, з, ч, с, т , з ,щ, с, п, з.)
Логопед: А как называется буква, которая обозначает звук [] на письме? (Зе)
А как называется буква, которая обозначает звук [с] на письме? (Эс)
4.Развитие мелкой моторики.
Логопед: А теперь, я Вам раздам пластилин желтого и фиолетового цвета. Из желтого пластилина Вы вылепите букву С, а из фиолетового букву З.
(Логопед показывает, заранее изготовленные из пластилина, буквы с и з.)
5.Корректурная проба.
Логопед: Я Вам раздам небольшие листочки, вам нужно будет подчеркнуть букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.
Логопед раздает раздаточный материал: КЛМНСШТЗПРОСТРЗАУВЗМЕТСДЫЦСЖАЗ
6.Физминутка
Руки выше поднимите
И тихонько опустите
Разверните их как крылья
И вперёд чтоб ровно было
Громко хлопните ребятки
И садитесь всё в порядке.
7.Дифференциация звуков [З ]и [С] в слогах.
-А теперь проведём речевую разминку. Я вам скажу слог – СА, а вы скажите – ЗА и т. д.
Воспроизведение слоговых пар и слоговых цепочек.
Игра в мяч «Наоборот».
СА – ЗА УС – УЗ СЕ – ЗЕ СЁ – ЗЁ
СО – ЗО СИ – ЗИ АС – АЗ ЗУ – СУ
- А сейчас наша гостья хочет посмотреть, как вы умеете читать.
Воспроизведение слоговых цепочек. Чтение хором, потом по цепочке. (Таблица.)
СА – ЗА – СА – ЗА АС – ОС – ОЗ – СО
ЗИ – СИ – СИ – ЗИ СЕ – ЗЕ – ЗЕ – СА
ЗА – АЗ – СА – АС УС – СУ – УЗ – ЗУ
8.Развитие фонематического слуха на восприятие звуков [С]-[З] в словах.
-А теперь Зима приготовила сложнее задание.
а) Послушайте, что я вам прочитаю:
зуб – суп
роза – роса
коза – коса
Зоя – соя
- Ребята, что вы слушали?
- Чем отличаются слова первого столбика от второго.
- Прочитайте слова с глухим звуком, а теперь со звонким звуком.
- Ребята, что обозначает слово коса?
- А слово коза?
- Почему слово Зоя написано с большой буквы?
Ребята, хорошо работали
б) Работа со звуками [С]-[З] по карточке.
С З- Написать слова со звуками [С]-[З] в два столбика: нос, роза, сок, зубы, лиса, замок.
- Прочитайте, слова первого столбика.
- А теперь второго столбика.
- Ой, какие молодцы вы у меня!
8.Развитие зрительного внимания и звукобуквенного анализа и синтеза на уровне слова.
– И ещё, одно интересное задание от нашей гости: зашифрованные слова. Вы сможете их расшифровать, если выпишите первые буквы из слов.

– Запишите получившиеся слова.
– Подчеркните букву С – одной чертой, а букву З – двумя чертами.
Взаимопроверка.
III. Итог занятия. Рефлексия.
оценивание работы учащихся на уроке;
Вывод: какие звуки различали?
оценивание учащимися своего настроения с помощью смайликов на снежинках.
задание на подготовку: раскрасить рисунки и выполнить задания на выделения звуков[ З ]–[С] из слов.

С . . . . . . .

З . . .





К Л М Н С Ш Т З П Р
О С Т Р З А У В З М
Е Т С Д Ы Ц С Ж А З
К Л М Н С Ш Т З П Р
О С Т Р З А У В З М
Е Т С Д Ы Ц С Ж А З
К Л М Н С Ш Т З П Р
О С Т Р З А У В З М
Е Т С Д Ы Ц С Ж А З
СА – ЗА – СА – ЗА АС – ОС – ОЗ – СО
ЗИ – СИ – СИ – ЗИ СЕ – ЗЕ – ЗЕ – СА
ЗА – АЗ – СА – АС УС – СУ – УЗ – ЗУ
СА – ЗА – СА – ЗА АС – ОС – ОЗ – СО
ЗИ – СИ – СИ – ЗИ СЕ – ЗЕ – ЗЕ – СА
ЗА – АЗ – СА – АС УС – СУ – УЗ – ЗУ
СА – ЗА – СА – ЗА АС – ОС – ОЗ – СО
ЗИ – СИ – СИ – ЗИ СЕ – ЗЕ – ЗЕ – СА
ЗА – АЗ – СА – АС УС – СУ – УЗ – ЗУ
СА – ЗА – СА – ЗА АС – ОС – ОЗ – СО
ЗИ – СИ – СИ – ЗИ СЕ – ЗЕ – ЗЕ – СА
ЗА – АЗ – СА – АС УС – СУ – УЗ – ЗУ
СА – ЗА – СА – ЗА АС – ОС – ОЗ – СО
ЗИ – СИ – СИ – ЗИ СЕ – ЗЕ – ЗЕ – СА
ЗА – АЗ – СА – АС УС – СУ – УЗ – ЗУ